Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать работу социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Объект исследования – досуговая деятельность старшеклассников. Предмет исследования – работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Задачи исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические основы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников. 3. Проанализировать формы и методы работы социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.
Досуговая деятельность должна организовываться на определенных принципах, и ее организация должна предусматривать педагогически регулируемое включение личности в соответствии с выделенными этапами.
Главным педагогическим условием организации досуговой деятельности старшеклассников следует признать формирование культурно-досугового пространства как той реальности с объективным очертанием контуров, в которой осуществляется досуговое взаимодействие на основе общности интересов, удовлетворения совпадающих или сочетающихся запросов, потребностей отдельных групп школьников.
Для того, чтобы формировать у старшеклассников культуру досуговой деятельности необходимо опираться на сущность самого понятия «досуг», на его виды, а также чередовать активный досуг с пассивным.
Досуговое пространство функционирует, сохраняется, если обеспечиваются его устойчивость через программирование деятельности и подвижность через обновление форм, позиций и ролей.
РАЗДЕЛ 2
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Формы и методы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников
При организации культурно-массовых мероприятий необходимо учитывать то, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи в сфере досуга изменились. Старшеклассники используют свободное время не только для отдыха и развлечений, но и как возможность реализовать свои способности. Досуг старшеклассников отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей учащейся молодежи и социально-психологических особенностей сознания: повышенной эмоциональностью восприятия, высокой физической подвижностью, динамичной сменой настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивостью [25, с.14].
Оптимальными организационными формами
культурно-досуговой
Ниже приведены наиболее популярные
формы работы со старшеклассниками,
ориентированные на развитие каждого
индивида, дающие возможность создания
комплекса оптимальных
- тематический вечер – это комплексное художественно-публицистическое действие, в котором в связной цепи устных выступлений, зрительных и музыкальных образов на конкретном сюжете раскрывается важная жизненная проблема. По содержанию тематические вечера обычно разделяют на: торжественные, связанные с событиями в жизни коллектива, предметные (математические, литературные, педагогические и т.д.), вечера отдыха (юмора, танцевальный и т.д.) [37, с. 122];
- викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Викторина развивает интерес к знаниям, расширяет кругозор, способствует развитию смекалки, находчивости, воображения;
- гостиная – гибкая, подвижная форма внеаудиторной работы позволяет расширить круг общения студентов, познакомить их с интересными людьми, учит подходить к каждому с позиции собеседника. Необходимо выбрать тематику гостиной (поэтическая, музыкальная, театральная, историческая, спортивная), пригласить гостей (обычно 1-3 человека), подготовить вопросы [7, с. 119];
- дискуссия, диспут – рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы [43, с. 74];
- клуб веселых и находчивых – одна из наиболее привлекательных коллективных форм включения студентов в состязательный поиск, способствует развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, юмора, находчивости и умения работать в команде [37, с. 115];
- конкурс – соревнование с целью выявить лучшего участника либо лучшую работу, оцениваемых жюри посредством распределения мест или баллов. Это соревнование (соперничество) на лучшее выполнение задания, в нем могут участвовать и коллективы;
- турнир – состязание рыцарей; личное или командное соревнование, состоящее из серии встреч, матчей (турнир-викторина, турнир ораторов, турнир знатоков этикета и другие) [42, с. 17];
- экскурсия – коллективное посещение места отдыха, достопримечательности с образовательной или увеселительной целью [7, с. 125].
И, наконец, следующая форма культурно-досуговой деятельности – игра. Игра также имеет свою теорию, это и форма, и метод. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.
Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно-досуговой деятельности.
Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревших функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром [3, с. 42].
Для культурно-досуговой
Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Играющий человек стремится
к творчеству, к раскрытию собственного
социокультурного потенциала, развивает
игровое самосознание. Это становится
возможным при обеспечении
Также, рассматривая данный пункт, необходимо отметить то, что в культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять.
К закономерностям методики культурно-досуговой деятельности можно отнести:
- неразрывную связь социальных и культурологических задач;
- соответствие содержания и формы;
- последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы;
- активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории;
- постоянная смена эмоциональных состояний;
- постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы;
- единство и взаимопереход субъекта и объекта;
- соединение в культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций [7, с. 23].
В целях формирования культуры досуговой
деятельности старшеклассников можно
воспользоваться следующей
1. Вводно-диагностического (излагаются цели, задачи, знакомство с формами занятий, планом; особое внимание обращается на создание исходной мотивации для старшеклассников; определение основных проблем в организации досуга).
2. Информационного (цель – знакомство с историей становления современной научной рефлексии времени; биоритмы; физиологические основы культуры использования времени).
3. Формирующего,
4. Контрольно-оценочного (цель – самоконтроль
организации времени с помощью графиков
и упражнений; составление программы дальнейшего
самосовершенствования) [42, с.
1) происходит развитие запросов старшеклассников, наблюдается расширение их досугового кругозора.
2) возрастает творческая активность старшеклассников. Приобретаются навыки продуктивной творческой деятельности, наблюдается тенденция к возрастанию избирательной творческой деятельности созидательного характера.
3) формируются суждения о собственной досуговой деятельности.
4) расширяется диапазон досуговых интересов старшеклассников при разносторонней активности досуговых, самостоятельно организованных, занятий.
5) повышается общекультурный уровень старшеклассников, наблюдается тенденция к расширению использования ими вариаций всевозможных досуговых форм.
6) повышается успеваемость в школе и возрастает активность старшеклассников в общественно-полезной деятельности в школе и в семье [43, с. 19].
Таким образом, необходимо сказать о том, что практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для старшеклассников являются музыка, танцы, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Поэтому необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий [34, с. 12].
2.2. Описание комплекса мероприятий, направленных на формирование культуры досуговой деятельности старшеклассников
Организация – это функция управления, организующая деятельность в данном случае в действующей системе культурно-досуговой работы.
Организация культурно-досуговой
деятельности – это наличие необходимых
для достижения выдвинутых целей
и задач людских, материальных, информационных
ресурсов учреждений культуры, содержание
и последовательность намеченных практических
действий штатного аппарата, общественных
работников культуры, инициативных групп,
кружков, объединений, составляющих в
своей совокупности клубную общность.
В понятие «организаторская деятельность»
входит умение ставить цели и задачи, принимать
решения, подбирать и расставлять кадры,
распределять обязанности между ними,
ценить время, отвечать за порученное
дело, осуществлять контроль исполнения,
добиваться реальных результатов, эффективно
использовать материально-технические,
людские и финансовые ресурсы учреждения
культуры. Все это является исходным состоянием
технологического процесса [21, с. 14].
- удовлетворения, педагогически целесообразной
коррекции и дальнейшего развития психофизиологических,
коммуникативных, познавательных и эстетических
потребностей; - стимулирования социально значимых
мотивов культурно-досуговой деятельности; -