Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать работу социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Объект исследования – досуговая деятельность старшеклассников. Предмет исследования – работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Задачи исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические основы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников. 3. Проанализировать формы и методы работы социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 31-АСП.docx

— 88.66 Кб (Скачать документ)

- материальное обеспечение;

- музыкальное сопровождение;

- находчивый ведущий;

- компетентное жюри;

- эмоциональные зрители;

- исполнительные помощники;

- подготовленные команды;

- призы для зрителей.

Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые  должны будить воображение.

Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В завершении – слова благодарности всем участникам [30, с. 49].    5. Праздник.

Праздник – особая форма  досуговой деятельности, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой  работы, вокруг которой и  в тесной взаимосвязи с ней  организуется  КТД, мероприятия, игры и т.п.

Очень важно, чтобы каждый смог проявить свои таланты, способности, увлечения,  чтобы каждый смог почувствовать  свою значимость.

Удовлетворить пожелания  детей возможно, если:

  1. содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту детей;
  2. праздник является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых;
  3. праздник является стержневым делом, вокруг которого разворачивается  групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых.

Что касается содержания праздника, то оно предполагает  разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)

Содержанию праздника  соответствует и его организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому  важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они  нужны, но в меру.

Для успешного  проведения и  завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят  сфотографироваться на память. Не даром  в толковом словаре вместе с другими  определениями  праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо. Праздник всегда ассоциируется с радостью.

Особо интересны  и любимы детьми такие праздники, как «Осенний бал», «Рождественские посиделки», «Масленица» [32, с. 146].   6. Игра.            Каждая игра выполняет определенные функции, а также содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

Игра, особенно ролевая, оказывает  огромное влияние на развитие детей, создает большие возможности  для развития организаторских  умений и навыков ребят.

Такие ученые, как М.П. Осипова  и И.А. Мельничук делят игры на:

- познавательные (игры-конкурсы);        - интеллектуальные (различные логические задания);     - ролевые игры-беседы (пресс-конференции на различные темы);  - развлекательно-танцевальные игры [37, с. 124].

На протяжении всей жизни  человеку следует предоставлять  выбор действий в определенных жизненных  ситуациях, помогать формировать нравственный опыт.

Организатору досуговой  деятельности необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять их «свободное пространство», формировать культуру досуговой деятельности [19, с. 41].

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ  РАЗДЕЛУ

При организации культурно-массовых мероприятий необходимо учитывать  то, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи в сфере досуга изменились. Старшеклассники используют свободное время не только для  отдыха и развлечений, но и как  возможность реализовать свои способности. Досуг старшеклассников отличается от досуга других возрастных групп  в силу специфических потребностей учащейся молодежи и социально-психологических  особенностей сознания: повышенной эмоциональностью восприятия, высокой физической подвижностью, динамичной сменой настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивостью.        Оптимальными организационными формами культурно-досуговой деятельности обучающихся являются активные формы, в основе которых – инициатива и практическое участие каждого обучающегося. К наиболее популярным формам работы по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников относятся: тематический вечер, викторина, гостиная, дискуссия, диспут, клуб веселых и находчивых, конкурс, экскурсия, игра.           Организатору досуговой деятельности необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять их «свободное пространство», формировать у них культуру досуговой деятельности.   Социальному педагогу очень важно строить свою работу таким образом, чтобы сочетались разнообразные формы работы со старшеклассниками, ориентированные на развитие каждого индивида, дающие возможность создания комплекса оптимальных педагогических средств, поэтому необходимо вести интенсивный поиск инновационных форм организации досуга старшеклассников, избегать однообразных методов, искать интересные формы и приемы, сочетать их между собой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в эпоху глобальных исторических перемен, происходит переосмысление взглядов на многие проблемы, в том числе и на проблему досуговой деятельности. Совместная организация деятельности взрослых и детей, построенная на гуманистических принципах воспитания, способствует духовно-нравственному обогащению старшеклассников, пробуждению у них интереса к созидательному досугу.

Досуг занимает часть свободного времени, которая является личной сферой человека, предоставляет возможности  для добровольного выбора занятий, исходя из интересов и потребностей личности, готовит школьника к меняющимся условиям жизни.

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана  со становлением личности, так как  это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного человека, так и группы в целом 

Организуя досуговую деятельность, мы можем поддерживать традиции, адаптировать нововведения, педагогически целесообразно, обоснованно развивать личность, содействовать приобретению ею социального опыта, познанию себя и окружающего мира, самоопределению, самореализации, стимулировать самосовершенствование.

При организации культурно-массовых мероприятий необходимо учитывать  то, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи в сфере досуга изменились. Старшеклассники используют свободное время не только для  отдыха и развлечений, но и как  возможность реализовать свои способности. Досуг старшеклассников отличается от досуга других возрастных групп  в силу специфических потребностей учащейся молодежи и социально-психологических  особенностей сознания: повышенной эмоциональностью восприятия, высокой физической подвижностью, динамичной сменой настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивостью.        Оптимальными организационными формами культурно-досуговой деятельности обучающихся являются активные формы, в основе которых – инициатива и практическое участие каждого обучающегося. К наиболее популярным формам работы по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников относятся: тематический вечер, викторина, гостиная, дискуссия, диспут, клуб веселых и находчивых, конкурс, экскурсия, игра.           Организатору досуговой деятельности необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять их «свободное пространство», формировать у них культуру досуговой деятельности.   Социальному педагогу очень важно строить свою работу таким образом, чтобы сочетались разнообразные формы работы со старшеклассниками, ориентированные на развитие каждого индивида, дающие возможность создания комплекса оптимальных педагогических средств, поэтому необходимо вести интенсивный поиск инновационных форм организации досуга старшеклассников, избегать однообразных методов, искать интересные формы и приемы, сочетать их между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Альперович Ю. И. Часы досуга нашего.— М.: Знание, 1968.— 217 с.  2. Андрамонова И. М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985 гг.). Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Кострома, 1999.— 18 с.   3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 143 с. Артемов А. А. Социальное время. Проблемы изучения и использования.— Новосибирск: Наука, 1987.— 237 с.   4. Ахмедов Ф. Э. Критерии дифференциации участников культурно-досуговой деятельности. Дисс. канд. пед. наук.— СПб, 1993.— 224 с.    5. Байкова В. Г. ,Дучал А. С.,Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности.— М.,1969.— 176 с.      6. Басов А. Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Кострома, 1999.— 22 с.   7. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ.— СПб, 1992. – 128 с.              8. Бушканец М. Г. Свободное время школьника как педагогическая проблема.— Казань, 1971.— 119 с.         9. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник.— М.: Флинта, 1998.— 240 с.           10. Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы.— М., 1967. – 175 с.              11. Грушин Б. А. Творческий потенциал свободного времени / / Коммунист. –  1980. – №2.— 72-83.         12. Демьяненко С. Р. Формирование культуры досуга молодежи. Дисс. канд. пед. наук.— Л., 1989.— 164 с.        13. Евтеева Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореф. дисс. докт. пед. наук.— Л., 1980.— 35 с.  14. Зборовский Г. Е. Свободное время: его рациональное использование / / Политическое самообразование.— 1985.— №2.— 21-30.  15. Зборовский Г. Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии.— Свердловск, 1970.— 232 с.          16. Иванова Л. О свободном времени учащихся//Народное образование.— 1983.– №4. –56.         17. Кабуш В. Т. Внешкольные учреждения и организация досуга детей // Проблемы школьного воспитания.— 1996.—№1.— 27—32.   18. Кирсанов В. В. Самоутверждение подростков в сфере свободного времени (Психолого-педагогический аспект). Дисс. канд. пед. наук.— СПб., 1992. –  164 с.             19. Котов Н. Ф. Вопросы методики изучения внеурочного времени учащихся подростков/ Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении.— М.,1968. – 180 с.          20. Культура досуга.— Киев: Издательство Киевского государственного университета, 1990.— 237 с.       21. Лебедев Г. П., Лихтенштейн А. Организация досуга учащихся.— М.: Высшая школа, 1969.— 33 с.         22. Лутошкин  А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы.— М.: Просвещение, 1981.— 208 с.    23. Махов Ф. С. Подросток в свободное время.— Л.: Знание, 1988.— 48 с.              24. Мискевич А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога.— Минск: Наука и техника, 1989.— 51 с.        25. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.— М.: Просвещение, 1990.— 189 с.       26. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. Книга для классных руководителей.— М.: Просвещение, 1981.— 176 с.      27. Нефедов В. В. Формирование культуры досуга городской молодежи. Дисс. канд. филос. наук.— М.,1992.— 235 с.     28. Неценко А. В. Свободное время и его использование.— Л.: Знание, 1964.–220 с.            29. Орлов В. Н. Культура досуга.— М.: Профиздат, 1981.— 80 с.   30. Орлов Г. П. Свободное время и личность.— Свердловск, 1983.— 176 с.              31. Орлов Г. П. Свободное время — условие развития человека и мера общественного богатства.— Свердловск, 1989.— 176 с.     32. Пича В. М. Ваше свободное время.— Киев: Политиздат Украины, 1998.  – 205 с.            33. Райский Б. Существует ли цивилизация досуга//Новое время, 1966.– №39. 6-9.             34. Рогачев В. В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Ярославль: ЯГПУ, 1994.— 16 с.        35. Романова И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен. Дисс. канд. филос. наук.— Екатеринбург, 1995.— 140 с.     36. Рябова Т. В. Организационно-педагогические факторы развития инфраструктуры культурно-досуговой сферы. Автореф. дисс. канд. пед. наук.—СПб, 1996. – 18 с.          37. Свободное время: мы и дети.— Киев: Политиздат Украины, 1989. – 135 с.             38. Селянина Н. А. Культура свободного времени. Автореф. дисс. канд. филос. наук.— Свердловск, 1985.— 20 с.        39. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга.— Л.: Лениздат,    1977. – 207 с.             40. Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г. – 186 с. 5. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г. – 508 с.      41. Триодин В. Е.Клуб и свободное время.— М.,1982.— 160 с.   42. Чередниченко И. Н. Педагогические условия формирования культуры использования школьниками свободного времени в культурно-досуговой деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Омск, 1997.— 20 с.               43. Шмаков А. Уроки детского досуга: В помощь педагогу-экпериментатору, классному руководителю.— М.: Новая педагогика, 1993. – 88 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников