Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, предусматривается  введение правил, ограничивающих срок пребывания одного и того же лица в  каждой из административных должностей, а также разработка и введение процедуры оценки научного потенциала кандидатов на занятие руководящих должностей с обязательным участием в такой оценке ведущих зарубежных ученых и с учетом показателей публикационной активности для тех случаев, когда процедура назначения руководителя не предусматривает его избрания.

В качестве кандидатов на руководящие должности предполагается рассматривать и специалистов, работающих за пределами соответствующих организаций.

Будут реализованы  меры по привлечению на руководящие  должности в научно-исследовательских и федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах.

Основным инструментом государственной политики в области  качества подготовки кадрового потенциала в секторе исследований и разработок на первом этапе реализации Стратегии  будет выступать федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.

3. Эффективность государственных расходов в сфере науки

 

Стабильный  рост государственных вложений в  поддержку научных исследований в последнее 10-летие не сопровождался увеличением их результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования. На первом этапе реализации Стратегии одним из основных направлений повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования рассматривается дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ. Вместе с тем предполагается разработка программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации, предусматривающей расширение потенциального состава ее исполнителей.

В этих целях прирост средств на финансирование фундаментальной науки будет направлен на увеличение объема финансирования исследований в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе, а также научных исследований, проводимых в вузах.

Типологию предоставляемых  фондами грантов предполагается расширить за счет:

грантов, стимулирующих  координацию и сотрудничество между исследователями из различных организаций;

грантов, предоставленных  на развитие международного сотрудничества;

грантов, предоставленных  на создание новых лабораторий, занимающихся исследованиями в перспективных  и новых для России областях фундаментальной и прикладной науки.

Как правило, такие  гранты предоставляются на долгосрочный период и пролонгируются. При этом пролонгация не является автоматической и должна предполагать внешнюю экспертизу промежуточных результатов исследований.

Совершенствование механизма предоставляемой Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом поддержки научных проектов включает:

расширение  перечня выделяемых исследователям грантов, увеличение среднего размера  гранта;

формирование  механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов;

разработку  и реализацию мер по поощрению  руководителей наиболее успешных проектов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения таких проектов.

Одновременно  предусматривается совершенствование  процедур отбора проектов, финансируемых  в рамках Российского фонда фундаментальных  исследований и Российского гуманитарного  научного фонда, а также в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая привлечение к оценке указанных проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при их отборе на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых).

Все программы  грантового финансирования предполагается открыть для доступа любым  квалифицированным исследователям и научным группам, работающим в  организациях всех форм собственности, и независимым исследователям. Квалификация заявителя, подтвержденная результатами прошлых проектов и публикациями международного уровня будет являться одним из основных критериев доступа к конкурсному финансированию фундаментальных исследований.

Высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса по их требованию с отзывами на заявки этих участников на получение гранта. Прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств по различным направлениям научных исследований и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, содержащую информацию о получении исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников.

Развитие механизмов конкурсного финансирования не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ благодаря  совершенствованию механизмов финансовой отчетности, предоставляемой получателями государственного финансирования. Основными критериями эффективного использования средств станут публикация результатов исследований в высокорейтинговых российских и зарубежных научных журналах, а также получение патентов и (или) иные формы подтверждения научной значимости полученных результатов.

4. Государственные приоритеты в области науки и технологий

 

В области науки  и технологий разрабатывается система  приоритетов, ориентированных на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и конкретизированных применительно к сектору исследований и разработок.

При формировании приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации предусматривается прозрачность и публичность. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации будут формулироваться с учетом приоритетов инновационного развития российской экономики и долгосрочных прогнозов научно-технологического развития Российской Федерации.

Основными критериями включения направлений исследований в перечень приоритетов фундаментальной науки являются наличие в России конкурентоспособных научных школ и соответствие направлений исследований тенденциям, сложившимся в мировой фундаментальной науке. При этом ключевую роль в обсуждении и выработке приоритетов фундаментальной науки будет играть само научное сообщество с привлечением представителей мировой науки. В области прикладных исследований формирование приоритетов планируется в рамках активного взаимодействия науки, бизнеса и государства с учетом целей и задач долгосрочного социально-экономического развития страны, потребностей отраслей и секторов экономики, а также потенциального экономического эффекта от использования результатов исследований и разработок в производстве.

Выделение средств  на проведение научных исследований по приоритетным направлениям будет  осуществляться преимущественно на конкурсной основе. В рамках финансовых ограничений предполагается обеспечить стимулирование и поддержку конкурирующих между собой исследовательских коллективов с существенно пересекающимися тематиками исследований.

Приоритетные  направления развития науки, технологий и техники планируется регулярно  пересматривать с учетом мировых  тенденций в развитии науки и технологий, а также результатов, достигнутых российскими исследовательскими организациями за истекший период.

Основными тенденциями  мирового технологического развития до 2020 года являются:

формирование  развитых информационно-телекоммуникационных сетей;

широкое внедрение  материалов со специальными свойствами (в первую очередь композиционных материалов);

начало формирования рынка нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике как новому ядру информационных технологий;

начало широкого использования биотехнологий, которые  изменят не только традиционный аграрный сектор, но и станут основой развития высокотехнологичных методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;

достижение  с использованием технологий альтернативной энергетики экономически приемлемых параметров;

улучшение экологических  параметров тепловой энергетики;

радикальные изменения  в методах и средствах природоохранной  деятельности, что уменьшит техногенное  воздействие на биосферу Земли.

5. Развитие негосударственного сектора исследований и разработок

 

Основной задачей  развития негосударственного сектора  исследований и разработок является постепенное увеличение количества негосударственных организаций, а  также доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников, прежде всего из средств предпринимательского сектора.

Необходимость увеличения доли негосударственных  источников финансирования исследований и разработок диктуется не только задачами экономии бюджетных средств, но и необходимостью более сильной и гибкой увязки развития науки (в первую очередь прикладной науки) с потребностями экономического развития. Повышение доли негосударственного сектора в сфере науки предполагается осуществлять за счет опережающего роста этого сегмента по сравнению с темпами роста государственного финансирования. Целевым показателем Стратегии является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня среднего для государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Для этого предполагается использовать различные инструменты, имеющиеся у государства. Прежде всего это обеспечение доступа  негосударственных научных и  образовательных организаций, обладающих необходимой квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях.

Кроме того, предполагается концентрировать ресурсы на следующих  направлениях:

использование преимуществ  основного акционера в крупнейших государственных компаниях и компаниях с доминированием государства для увеличения в среднесрочной перспективе объемов затрат на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до уровня, характерного для компаний соответствующих секторов экономики и масштабов деятельности в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития, в том числе на стимулирование корпоративного развития науки;

обеспечение доступа  заинтересованных организаций к  использованию инфраструктуры центров  трансфера технологий, федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, а также использования ими оборудования иных государственных научных и образовательных организаций на коммерческой основе;

расширение  масштабов софинансирования прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых в том числе в рамках федеральных целевых программ, программ федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития» и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация программы софинансирования расходов предприятий на проведение прикладных исследований, головными исполнителями которых являются вузы.

В рамках деятельности федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития» предусматривается обеспечение предоставления долгосрочных (3 - 5 лет) льготных займов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и консультационно-методическое сопровождение проектов.

Расширение набора реализуемых  программ поддержки инновационных  проектов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере позволит обеспечивать софинансирование расходов малых предприятий на цели патентования, создания промышленного образца и сертификации. При этом произойдет замещение используемых указанным Фондом механизмов конкурсного размещения средств, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд, грантовыми механизмами.

Предполагается  обеспечить усиление контроля за введением в хозяйственный оборот результатов работ, профинансированных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

VIII. Инновационное государство

1. Внедрение инноваций в системе государственного управления

 

Система государственного управления и предоставления государственных  услуг населению должна быть модернизирована  в соответствии с требованиями инновационного развития.

В системе государственного управления продолжится внедрение инновационных технологий в том числе в рамках создания электронного правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года