Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

Для этого на основе Стратегии развития информационного  общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., будет реализовываться государственная программа Российской Федерации «Информационное общество  
(2011 - 2020 годы)», в рамках которой предусмотрены необходимые мероприятия по завершению перевода услуг, предоставляемых органами власти населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему государственного управления и повсеместному внедрению электронного документооборота.

Повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии широкого внедрения принципа «одного окна», в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте. Во всех субъектах Российской Федерации планируется создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить создание и эффективное функционирование порталов государственных и муниципальных услуг, а также возможности получения широкого перечня государственных услуг и совершения юридически значимых действий в электронной форме с использованием универсальной электронной карты. Разветвленная региональная сеть многофункциональных центров будет формироваться не только на уровне региона в целом, но и отдельно взятого муниципального образования.

В рамках формирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление» будут созданы эффективные механизмы обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени и формирования общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики. Будет достигнут качественно иной уровень открытости для общества информации о деятельности органов власти. Будет обновляться кадровый состав государственных органов за счет постоянного обмена с частным сектором и сектором некоммерческих организаций квалифицированными специалистами, способными эффективно использовать в государственном управлении новые технологические и управленческие решения.

Предусматривается модернизировать систему переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в частности:

создать систему  стимулирования сотрудников органов  государственного управления всех уровней  к прохождению переподготовки и  повышению квалификации, а также  возможности для получения государственными служащими длительных (до 2 лет) отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре по программам 2-го высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в зарубежных университетах;

модернизировать систему повышения квалификации государственных и муниципальных  служащих, сотрудников государственных  и муниципальных учреждений. Важнейшими направлениями повышения квалификации станут обеспечение освоения современных  информационных и управленческих технологий, в том числе технологий электронного документооборота, управления знаниями, а также осуществление механизмов государственной поддержки инноваций и закупок инновационной продукции. Будет создана система оценки квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений в части соответствующих навыков.

К системе государственной  власти, также как к науке, образованию  и бизнесу, будут предъявляться  требования к ее открытости для общества, в том числе в плане обеспечения иностранных пользователей необходимым объемом актуальной информации о реализуемой политике.

Для этого будет  обеспечен перевод на английский язык нормативных правовых актов, затрагивающих  интересы потенциальных зарубежных инвесторов, и их размещение в сети Интернет. Органам государственной власти, ответственным за выработку государственной политики, необходимо создать в 2012 году англоязычные версии своих сайтов в сети Интернет.

В целях обеспечения общения с иностранными коллегами планируется рассмотреть вопрос о целесообразности включения в квалификационные требования для занятия должностей государственной службы главной и высшей группы знание иностранного языка на соответствующем уровне.

Кроме того, предполагается создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества. Это направление будет в основном реализовываться в рамках проводимых мероприятий по административной реформе.

2. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных

отраслях  и социальной сфере

 

Внедрение инноваций  в общественном секторе и социальной сфере позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность.

Для этого планируется  осуществить разработку концепций  инновационного развития в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, физической культуры, спорта и туризма, а также обеспечить отражение приоритетов инновационного развития в составе стратегий и государственных программ развития соответствующих секторов экономики и социальной сферы.

В концепциях инновационного развития соответствующих секторов будут предложены необходимые меры по внедрению технологических и  организационных инноваций, направленных в том числе на обеспечение ресурсо- и энергосбережения, повышение эффективности управленческих процессов, оперативности и качества предоставления услуг населению, а также по формированию системы непрерывного образования и управления знаниями, системы управления интеллектуальной собственностью.

Для реализации концепций предусматривается сформировать необходимые управленческие механизмы, включая:

определение структурных  подразделений в федеральных  органах исполнительной власти, ответственных за инновационное развитие соответствующей сферы и создание при них экспертных советов, с участием заинтересованных научных, образовательных организаций, представителей бизнеса и общественности;

определение состава  и целевых значений основных показателей инновационного развития соответствующей сферы, включая объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

совершенствование механизмов планирования исследовательских  и опытно-конструкторских работ, освоения новых технологий, а также повышение качественных характеристик предоставляемых услуг с учетом лучшего мирового опыта и предложений профессиональных ассоциаций;

формирование (или  конкурсный отбор) и обеспечение  поддержки деятельности организационных  структур (центров компетенции), отвечающих за содействие внедрению технологических и организационных инноваций на отраслевом уровне;

формирование  баз данных технологических и  организационных инноваций в  соответствующей сфере и создание необходимых интернет-ресурсов для  их публикации и обсуждения;

формирование  технологических дорожных карт для  планирования разработки конкретных технологий (продуктов) и формирование перспективных  технологических платформ.

При этом будет  обеспечено проведение экспертизы, в  частности, с привлечением иностранных  экспертов, новизны и инновационности предлагаемых технологий относительно мирового уровня.

В отраслях, деятельность которых связана с обязательной стандартизацией услуг и значительным влиянием государства на формирование и развитие рынка (например, здравоохранение), формирование спроса на прикладные научные исследования и разработки будет в значительной степени осуществляться федеральными органами исполнительной власти, ответственными за выработку государственной политики в соответствующих сферах (как через государственный заказ соответствующих разработок, так и через разработку стандартов и требований к продукции).

Для успешной реализации мер, направленных на поддержку и  стимулирование инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и  социальной сфере, будет проведена работа по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций, включая:

принятие новых  или пересмотр существующих стандартов, требований к качественным характеристикам закупаемой продукции и услугам в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд и государственных заданий, а также координацию планов внедрения новых технологий государственными и муниципальными учреждениями с устанавливаемыми требованиями;

формирование  правовых механизмов передачи в частное  управление объектов социальной инфраструктуры при гарантированном обеспечении частными управляющими компаниями выполнения государственных заданий;

совершенствование и широкое распространение механизмов передачи в лизинг дорогостоящего оборудования для нужд медицины, образования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.

Ключевую роль в снижении барьеров для инновационного предпринимательства, стимулировании социальных инноваций и распространении наилучших практик в этой сфере будет играть автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Важным направлением станет разработка программ институционального развития Российской академии образования, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, направленных на обеспечение использования потенциала фундаментальной и прикладной науки на цели модернизации системы образования, здравоохранения и развития сельского хозяйства.

При этом планируется  обеспечить максимально тесную интеграцию научных организаций государственных академий с соответствующими отраслевыми вузами, активизировать сотрудничество с зарубежными научными центрами и заинтересованными организациями, работающими в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

3. Государственные закупки

 

В настоящее  время государственные закупки  не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время  как в мировой практике закупки  для государственных нужд выступают  в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.

Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок  являются следующие:

формирование  в Российской Федерации комплексной  федеральной контрактной системы, включающей не только стадию размещения заказа, но и стадию планирования и контроля за исполнением контрактов. Указанная система позволит осуществлять средне- и долгосрочное планирование государственных закупок и информировать предпринимательский сектор о прогнозируемой потребности инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа;

расширение  способов и процедур осуществления  закупок, учитывающих специфику  инновационной продукции путем  корректировки законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд с минимизацией коррупционных рисков за счет повышения прозрачности всей процедуры размещения заказа в рамках комплексной федеральной контрактной системы и установления требований к закупщикам в части квалификации и исключения конфликта интересов и повышения административной ответственности;

повышение эффективности  конкурсных процедур при размещении государственных заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей, а также повышение значимости критериев, связанных с качеством заявки с одновременной детализацией и повышением открытости процедур проведения экспертной оценки;

формирование  органами государственной власти и субъектами Российской Федерации прогнозов (5 - 7 лет) и планов государственных закупок, включающих инновационный компонент. В рамках разработки таких документов с участием экспертов, ученых и участников рынка будут определены текущие и перспективные государственные и муниципальные нужды и возможности их удовлетворения посредством закупки уже имеющейся на рынке инновационной продукции либо путем разработки новой такой продукции. Экспертная и профессиональная оценка использования инновационных продуктов будет основанием корректировки будущих планов закупок.

При определении  перспективных государственных  и муниципальных нужд будут широко использоваться результаты научно-технологического прогноза, документы стратегического  планирования. Федеральными органами исполнительной власти в сфере своей компетенции будут сформированы перечни современных инновационных технологий и решений, которые должны либо могут быть использованы при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечни технологий и продуктов, запрещенных к использованию для создания продуктов и выполнения услуг.

Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства  информационной базы данных инновационных  продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции и об опыте ее эксплуатации потребителями. Такая информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок. Эта база будет использоваться при формировании условий контрактов.

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года