Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

Приоритетными направлениями совершенствования экспортного контроля за продукцией двойного назначения будут являться упрощение процедур подтверждения непринадлежности вывозимых товаров к продукции, подлежащей экспортному контролю, а также уточнения случаев вывоза товаров, подлежащих экспортному контролю без лицензий. В этих целях будет осуществляться:

периодический пересмотр списков (перечней) товаров  и технологий, в отношении которых  осуществляется экспортный контроль;

установление  дополнительных оснований для выдачи генеральных лицензий на право осуществления экспорта контролируемых товаров;

выведение из-под  экспортного контроля поставок продукции  для гарантийного ремонта;

предоставление  права Правительству Российской Федерации устанавливать перечни  стран и перечни товаров для  экспорта без лицензий;

упрощение порядка  государственной аккредитации внутрифирменных  программ экспортного контроля;

установление  однократности проведения идентификационной  экспертизы для одной и той  же номенклатуры промышленной продукции;

осуществление выборочного контроля при экспорте.

Выявление других ограничений на пути доступа высокотехнологичных  товаров на зарубежные рынки будет  обеспечено путем регулярного взаимодействия с российскими экспортно ориентированными высокотехнологичными компаниями и  их ассоциациями.

2. Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний

 

Для формирования современных высокотехнологичных  производств, замещения высокотехнологичного импорта аналогичной продукцией, производимой в России, создания и развития соответствующих компетенций предполагается привлечение прямых иностранных инвестиций и создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний на территории Российской Федерации. Важнейшими направлениями привлечения прямых иностранных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств станут:

привлечение международных  высокотехнологичных компаний к  размещению производств, исследовательских  и инжиниринговых центров в инновационном  центре «Сколково», наукоградах, технико-внедренческих особых экономических зонах, инновационных регионах и кластерах;

развитие механизмов адресной организационной поддержки  и сопровождения крупных инновационных  проектов на территории России со стороны  федеральных органов исполнительной власти;

формирование маркетинговой  стратегии целенаправленного привлечения  прямых иностранных инвесторов.

Основные механизмы  привлечения международных высокотехнологичных  компаний к размещению производств, исследовательских и инжиниринговых центров в инновационном центре «Сколково», наукоградах, технико-внедренческих особых экономических зонах, инновационных регионах и кластерах предусматривают предоставление возможности размещения производств на льготных условиях, предоставление гарантий спроса, заключение соглашений о заинтересованности в приобретении продукции компаниями с государственным участием.

Предлагается  предусмотреть поэтапную максимальную локализацию выпуска продукции, а также открытие в России центров  по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров. При этом в качестве возможных дополнительных требований к иностранным партнерам может стать создание производств совместно с российскими производителями с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность.

Развитие механизмов адресной организационной поддержки  и сопровождения крупных инновационных  проектов на территории России со стороны  федеральных органов исполнительной власти предусматривает организацию  взаимодействия с государственными финансовыми институтами развития, обеспечение ускоренного выделения земельных участков и подключение к инфраструктуре, дальнейшее стимулирование конкуренции регионов в предоставлении институциональных и инфраструктурных условий для иностранных компаний при открытии производств.

Формирование  маркетинговой стратегии целенаправленного  привлечения прямых иностранных  инвесторов будет базироваться на обеспечении  адресной работы с крупнейшими потенциальными инвесторами, координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития и объединений предпринимателей.

Необходимой предпосылкой расширения масштабов прямых иностранных  инвестиций станет последовательное улучшение  инвестиционного климата, включая  либерализацию миграционного законодательства в отношении квалифицированной рабочей силы, снижение административных барьеров и обеспечение надежной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Активизация международного научно-технического сотрудничества

 

Приоритетными направлениями активизации международного научно-технического сотрудничества станут:

обеспечение активизации  участия российских исследовательских  организаций и компаний в международных  научно-технических программах многостороннего  сотрудничества, в формировании международных технологических платформ, а также обеспечение членства России и соответствующих российских организаций в международных научных организациях, сетях и исследовательских проектах для интеграции в европейское исследовательское пространство;

заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию научно-технической и инновационной кооперации по приоритетным направлениям развития технологий;

развитие международного сотрудничества компаний с государственным участием при реализации ими программ инновационного развития, стимулирование создания на территории России международных научно-технических центров, а также корпоративных центров исследований и разработок;

поддержка зарубежных стажировок российских исследователей, приглашение зарубежных исследователей в российские организации, проведение в России международных научных конференций;

устранение  барьеров, препятствующих активизации  международного сотрудничества, включая  упрощение условий предоставления въездных виз для зарубежных исследователей, обеспечение признания зарубежных ученых степеней, снятие таможенных и иных барьеров, препятствующих перемещению через границу необходимого исследовательского оборудования, образцов и расходных материалов;

обеспечение активизации  участия Российской Федерации в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации;

обеспечение российской экономики высококвалифицированными зарубежными специалистами, выстраивание работы российских торговых представительств с учетом интересов российского бизнеса, формирование заданий торговым представительствам по привлечению высококвалифицированных специалистов, создание координирующего органа по поиску и найму высококвалифицированных зарубежных специалистов, разработка совместно с ведущими вузами программ обучения и стажировок, создание и ведение баз данных иностранных специалистов и потребностей в них российских компаний.

XI. Территории инноваций

1. Инновационная политика на региональном уровне

 

Важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности станет реализация инновационной политики, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. Регионам целесообразно адаптировать опыт успешных инновационно активных субъектов Российской Федерации и наукоградов для совершенствования институциональной среды и механизмов использования инновационной инфраструктуры.

В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне будут  реализовываться следующие меры:

регулярная  разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;

финансовая  поддержка организаций малого и  среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса (наращивание к 2015 году доли соответствующих расходов на поддержку малого и среднего бизнеса до 40 - 50 процентов);

предоставление  финансовой и имущественной поддержки  создания и развития объектов инновационной  инфраструктуры;

поддержка и  развитие инфраструктуры широкополосного доступа  
к сети Интернет и ликвидация неравенства субъектов Российской Федерации в возможностях использования информационно-коммуникационных технологий;

стимулирование  создания дистанционных образовательных  программ различного уровня сложности и культурно-познавательного контента, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

развитие возможностей для совместной удаленной работы, основанной на использовании современных  информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг в электронном виде;

стимулирование  производства инновационной продукции  в рамках закупок товаров и  услуг для государственных и  муниципальных нужд;

реализация  программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий;

реализация  программ и проектов инновационного развития наукоградов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;

предоставление  льгот по налогу на прибыль организаций  и налогу на имущество организаций;

поддержка образовательных  программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

поддержка внешнеэкономической  деятельности, включая привлечение  прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;

содействие  формированию культуры инноваций в  обществе и повышению престижа инновационной  деятельности.

В целях реализации комплексного подхода к использованию  инструментов поддержки инновационной  деятельности и расширению практики государственно-частного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Реализация  региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры - научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

Формирование  инновационной инфраструктуры будет  происходить при поддержке, осуществляемой путем выделения на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. Формирование соответствующих компонентов позволит упростить обеспечение непрерывного инновационного цикла от исследований до коммерциализации для создаваемых и растущих компаний, облегчить выход создаваемой инновационной продукции на региональные, российские и международные рынки. Принципиальным является вовлечение всех субъектов Российской Федерации с учетом степени развития научно-образовательного комплекса и инновационного предпринимательства в формирование базовой инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства.

В инновационно активных регионах и муниципальных  образованиях с развитой инновационной  инфраструктурой, высокотехнологичными предприятиями, научными и образовательными организациями будут реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в таких регионах объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая инновационный центр «Сколково», это позволит сформировать в России сеть центров интенсивного инновационного роста.

Элементом координации  региональной деятельности в области  поддержки и стимулирования инновационной  активности должны стать стратегии социально-экономического развития федеральных округов. В них будут согласованы по срокам и финансам инициативы, имеющие межрегиональное значение.

Помимо финансовой и организационной поддержки  регионов, на начальном этапе создания инфраструктуры и этапе формирования центров инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона в числе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация  комплекса мер финансовой, образовательной  и информационно-консультационной поддержки субъектов Российской Федерации по стимулированию инновационного развития экономики предполагает:

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года