Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50
Инновационный риск - риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности, инновационного предпринимательства. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. «По своей сути инновационный риск — экономическая категория, зависящая от политической, социальной, экономической, криминальной ситуаций и являющаяся измеримой величиной, количественной мерой которой может служить вероятность неблагоприятного исхода при вложении средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологии, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффект... В более узком смысле инновационный риск — это измеримая вероятность недополучения прибыли либо потери стоимости портфеля финансовых активов, доходов от венчурного (инновационного) проекта, венчурной компании в целом и т. д.» [1,с.274] Инновационные риски увеличивают инвестиционные и технологические риски. В ряде случаев критическим моментом является коммерческий риск, тем более разрушительный, что к моменту вывода на рынок новшества затраты на разработку и реальные инвестиции достигают величины, близкой к максимальной. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности, чаще всего диверсифицированной. Малые фирмы более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых фирм от изменений внешней среды.
Фирмы, активно финансирующие инновационную деятельность, сталкиваются с повышенными финансовыми рисками, которые не только аккумулируют финансовые последствия всех вышеперечисленных рисков, но и связаны с тем, что затраты на разработку ИП приводят к снижению текущей рентабельности, уменьшению выплачиваемых дивидендов и, как следствие, снижению рыночной стоимости фирм.
Следует
иметь в виду, что уровень неопределенности
и величина рисков увеличиваются с
повышением степени радикальности, т.е.
собственно инновационности, разработки,
что, естественно, снижает управляемость
и планируемость нововведенческого процесса.
Риск возрастает из-за возможности сбоев
в сложной цепочке элементов инновационного
процесса, в которую включены разработчики
новшестве, изготовители техники, инвесторы,
производители конечной продукции, ее
потребители.
Общая стратегическая ориентация предприятия оказывает непосредственное влияние на формирование системы инновационных стратегий, которая должна учитывать различные варианты маркетинга в инновационной деятельности предприятия и факторы, которые оказывают на нее влияние. К таким факторам следует отнести: научно-технический и кадровый потенциал; уровень развития опытно-экспериментальной базы; состояние нематериальных активов и наличие результатов уже выполненных НИОКР; структуру выпускаемой продукции с учетом долей рынка и стадий жизненного никла, угрозу технологического и функционального замещения.
«В
зависимости от способа получения
экономико-технологического эффекта при
использовании инноваций можно выделить
два типа инновационных стратегии в экономике:
локально-точечную и последовательно-адаптивную,
ориентированную на ликвидацию существующих
узких мест в производственно-
Локально-точечная
инновационная стратегия, улучшающая
производственно-
Последовательно-адаптивная стратегия,
использующая инновации для ликвидации
узких мест по всей технологической цепи
и расширения ее пропускной способности,
обеспечивает сбалансированное изменение
и улучшение характеристик технологической
структуры экономики, уменьшает разрыв
между технологическими уровнями различных
производственно-
Стратегии развития предприятия, в том числе связанные с материально-технологической инновационностью, могут различаться степенью агрессивности ( степень резкости перемен, которые вносит предприятие в сменяющиеся поколения стратегий, маркетинга, видов продукции и технологий) компании или иметь оборонительный характер.
«Имея
в виду тот факт, что материально-
• инновационная, обеспечивающая технологическое лидерство путем самостоятельной разработки и внедрения новшеств высокой степени радикальности;
• имитационная, ориентированная на динамичное воспроизведение достижений технологических лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка;
• венчурная
— стратегия использования
Рис.1. Инновационные стратегии развития предприятия.[2,с.69]
На приведенной выше схеме организационных этапов ЖЦ инновации детализируются периоды каждой из перечисленных стратегий. Обращает на себя внимание тот факт, что они существенно различаются длительностью, а следовательно, капиталоемкостью и степенью риска.
Собственно инновационная
«Инновационная стратегия - это ведущая функциональная стратегия высокотехнологичного предприятие являются базой общей стратегии и одновременно - основным условием конкурентоспособного развития предприятия. Инновационная стратегия предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятии по продуктовой и технологической модернизации производства, изменению его организационной структуры, применение новейших управленческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся культуру организации.
Основные компоненты инновационной стратегии - это стратегия инновационного продукта; стратегия инновационной технологии; стратегия управления знаниями.» [23, с.442].
Инновационно-
Мыцких Н.П. выделяет два основных типа инновационной стратегии:
«♦ адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;
♦ конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.
Адаптивную
стратегию характеризует
Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.
«Специалисты выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта.
1. Уровень внешнего окружения - условия, конкуренты, потребители и т. п.
2. Уровень
собственных действий
3. Уровень
процессов и методов выявления,
4. Уровень организационного сознания, объединяющий первые три.
Адаптивные организации рассматривают в каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.
Организации, нацеленные на использование всех уровней организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности - системное мышление, открывающее возможности для творчества.
Инновационные
стратегии подразделяют на несколько
специальных: продуктовые, функциональные,
ресурсные и организационно-
При
самостоятельной разработке и внедрении
в достаточной степени
Инновационный риск. Разработка радикального нововведения является вероятностным процессом, осуществляемым в условиях фундаментальной неопределенности. При всех отмеченных нами выше чертах нововведения (управляемость, планируемость, интенсивность, ценовая измеримость), отличающих его от революционной научной или, скажем, художественной идеи, на каждом из этапов исследовательской стадии его разработка может привести к отрицательным результатам, что, понятно, приведет к потере средств, выделенных на его финансирование.
Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности