Формирование инновационной культуры на предприятии

Автор работы: b**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проанализировать корпоративную, инновационную культуру предприятия в целом, сравнить их общее и особенное.
Для достижения цели был поставлен ряд задач. Основными задачами курсовой работы являются:
1. Дать понятие корпоративной культуры современных предприятий.
2. Описать сущность основных направлений создания инновационной культуры.
3. Выявить основные проблемы формирования инновационной культуры на примере российских компаний.
4. Предложить рекомендации по решению проблем, связанных с созданием инновационной культуры на примере конкретного предприятия в России.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.34 Кб (Скачать документ)

     Для оптимизации нновационной культуры необходимо создать специальную службу работы с персоналом под руководством директора по персоналу, с учетом специфики российских условий.

     Служба  управления персоналом по инициативе руководителя предприятия должна заниматься повышением уровня инновационной культуры персонала через мотивацию. Но прежде всего она должна работать с самими руководителями: ведь если инновационный  потенциал сотрудника может проявляться  в различных формах, то именно во власти руководителя направить его  в нужное русло. При этом для активизации  самостоятельности и инициативы инновационной работы руководителю необходимо увеличить масштаб делегируемых им полномочий. [10]

     Для предотвращения таких проблем, как сопротивление изменениям, внутреннее настроение работника, способность к саморазвитию, отношения с непосредственным руководителем предлагается:

     1. Заранее информировать работников  о предстоящих изменениях.

     2. Проводить групповые обсуждения  предстоящих изменений.

     3. Мотивировать работников к принятию  изменений и к генерации инновационных  идей.

     Таблица 2 - Меры по материальной и нематериальной  мотивации работников НГДУ «Сорочинскнефть»

Меры Расшифровка
Организация стимулирования творчества, т.е. поощрение  рационализаторских предложений, которые  находят применение Если предложение  принимается, его автор получает до 25% общей суммы экономии на себестоимости  в течение срока до двух лет  после его внедрения (в зависимости  от усовершенствования). Можно осуществлять финансовую поддержку деятельности новаторов по двум направлениям: свобода  в использовании до 15% своего рабочего времени; обеспечение существенной ресурсной поддержки (система грантов  и субсидий)
Организация оплаты за квалификацию для широкопрофильных специалистов, внёсших вклад в  инновационное развитие предприятия При освоении каждой новой специальности исполнитель  получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной мере использоваться в работе
Премирование  сотрудников в зависимости от сложности и рискованности предложенных изобретений Сумму вознаграждения можно рассчитывать следующим образом:

Вознаграждение  за изобретение = Оклад работника  ·Ктн·Кважн ,

где Кважн – коэффициент важности изобретения / рационализаторского предложения для предприятия; Ктн – коэффициент технической новизны изобретения / рационализаторского предложения для предприятия

 

     Продолжение Таблицы 2

Предоставление  льготного рабочего режима ведущим  специалистам и организационной  свободы ведущим сотрудникам - по возможности с переходом на виртуальные  способы коммуникации (Интернет, мобильная  связь) Нереализованные научные и социальные амбиции  способны снизить мотивацию работников. Следует не препятствовать им параллельно  продолжать научную карьеру: вести  преподавательскую деятельность, выступать  на научно-практических конференциях, защищать диссертации по материалам внутрифирменных разработок. Либо  можно позволить основным творческим сотрудникам до 15% рабочего времени  заниматься своими проектами
Введение  на предприятии системы конкурсов Можно проводить  на заводе конкурсы на звание «Лучший  изобретатель», «Лучший рационализатор». Победителям - повышение в должности  при наличии вакансий, фото на Доске  почёта, повышение зарплаты и выплата  премий (значительных) до следующего конкурса, грамоты и сувениры.

Можно создать фонд премирования и стимулировать  победителей премиями по убывающей  шкале в зависимости от прибыли, получаемой от внедрения инновации  на рынок

Другие  меры Размещение  рейтинга новаторов (авторов изобретений) на Доске почёта и сайте компании.

Вознаграждение  новаторов компании (публичная благодарность, вручение дипломов, грамот и подарков).

Присвоение  более яркого названия занимаемой должности.

Включение авторов идей на какой-то срок в состав координационного совета (группы) по обеспечению  качества как почётных новаторов-экспертов

     Некоторые конкретные мероприятия для решения  проблем формирования инновационной культуры:

  • Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).
  • Создание сети школ, лицея для обучения детей сотрудников фирмы (с особо качественной программой обучения).
  • Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в фирме определённое число лет, например, 5 и более.
  • Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами фирмы (юридической, информационной, технической, транспортной, расчётно-кассовой и др.) своим сотрудникам.
  • Расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников фирмы (часы, галстуки, записные книжки и пр.).
  • Установление Дня рождения фирмы со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).
  • Расширение долгосрочного кредитования по крупным покупкам и вложениям (обучение, лечение сотрудников).
  • Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.
  • Установление ритуалов Дней рождений подразделений фирмы, поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей фирмы).
  • Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов.
  • Регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе фирмы (один из хороших вариантов - направление видеозаписи с выступлением руководителей фирмы с подведением итогов, оценкой работы и т.п.).
  • Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников фирмы (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

       Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие  мероприятия. Главное, чтобы все  они были направлены на формирование  уважения к предприятию, с которыми связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать там долго и плодотворно.

       Подводя итог вышесказанному, следует  отметить, что именно ритуалы,  традиции и мероприятия предприятия являются наиболее эффективными средствами управления инновационной культурой. Через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры, настраивать сотрудников на решение задач, и, конечно, поддерживать корпоративный дух в тяжелые для предприятия времена.

     Смысл инновационной культуры состоит в том, чтобы ценности предприятия и человека совпадали. Поэтому предприятия устанавливают правила поведения, которые должны соблюдаться всеми сотрудниками.[9]

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Резюмируя все выше сказанное, можно сделать  вывод, что вопрос инновационной культуры предприятие на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.

     В работе рассмотрены, два наиболее значимых вида культуры: корпоративная и инновационная.

     Корпоративная (организационная) культура предполагает наличие в организации общих  ценностей, убеждений, норм, ожиданий. Именно они связывают людей и  организацию в единую систему. Корпоративная  культура дает людям возможность  отождествлять себя с организацией, воспитывает чувство приверженности, ответственности за все происходящее, осознание важности коммуникаций, создает  основу для стабильности, контроля и единого направления. Успех  фирмы может в большей степени  зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации.

     Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения. Она показывает, как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.

     Формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека – ее субъекта.

     Также задачей курсовой работы было рассмотреть основные проблемы при формировании инновационной культуры и предложить рекомендации по решению этих проблем на примере конкретного предприятия.

     Был рассмотрен НГДУ «Сорочинскнефть». Проблемы в НГДУ были связаны с противодействие работников, боязнью к переменам, «нежелание что-то менять», отношениями между работниками  и руководителем и т. д.

     Было  предложено:

  1. Заранее информировать работников о предстоящих изменениях.
  2. Мотивировать работников материально и нематериально к принятию изменений и к генерации инновационных идей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Николаев  А. Инновационное развитие и инновационная культура.Статья.
  1. Павлова Л.Г. Этика и культура управления / Л.Г. Павлова. - М., 2004.
  1. Погребняк В.А. Культура организации как объект регулярного управления// Вопросы  управления предприятием / В.А. Погребняк. –  М, 2005 г.
  1. Экономика и менеджмент. УДК 330.341 Е. А. Ларичева
  1. www.managment.aaanet.ru
  1. http://revolution.allbest.ru/management
  1. www.orinfo.ru
  1. www.ekportal.ru
  1. http://partnerstvo.ru
  1.  http://moy-bereg.ru

Информация о работе Формирование инновационной культуры на предприятии