Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:47, реферат

Описание

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. было заявлено, что "надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по принципу Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров"

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Цели и принципы создания проекта «Сколково»…..……………………………………………………………4

Глава 2. Основная роль государства в создании и функционировании проекта «Сколково» ………..8

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….…………18

Список литературы……………………………………………………………………………………..…………………………….…….….19

Работа состоит из  1 файл

Сколково.docx

— 48.42 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    Дисциплина: «Стратегия инновационной деятельности»

    Тема: « Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов» 
     
     
     
     
     

    Москва

    2011 
     
     
     
     
     
     
     
     

    СОДЕРЖАНИЕ. 
     

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..…3 

Глава 1. Цели и принципы создания проекта «Сколково»…..……………………………………………………………4 

Глава 2. Основная роль государства в создании и функционировании проекта «Сколково» ………..8 

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….…………18 

Список литературы……………………………………………………………………………………..…………………………….…….….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

    В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. было заявлено, что "надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по принципу Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров"  

    На  встрече с победителями школьных и студенческих олимпиад 18 марта 2010 г. Президент РФ объявил о планах создания в Сколково ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий. 

    Во  вступительном слове на заседании  Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 19 июня 2010 г. Президент РФ сформулировал пять направлений работы: первое - энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; второе - ядерные технологии; третье - космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, конечно, ГЛОНАСС и программу развития научной инфраструктуры; четвертое - медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства; пятое - стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Цели и принципы создания проекта «Сколково». 

    Указанные направления нашли отражение  в Уставе некоммерческой организации "Фонд развития Центра разработки и  коммерциализации новых технологий" (далее - Фонд) и в Федеральном законе от 28 сентября 2010 г. "Об инновационном центре "Сколково" (далее - "Сколково").

    В современной экономике роль инноваций  стала движущей силой развития. Без  применения инноваций практически  невозможно создать конкурентоспособную  продукцию, имеющую высокую степень  наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективнейшее средство конкурентной борьбы, которое ведет к созданию новых потребностей, притоку инвестиций, повышению имиджа производимых новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних. Инновационная деятельность становится главным средством достижения экономического лидерства.

    Непременным свойством инноваций является научно-практическая новизна.

    В условиях рынка производитель продукции  или услуг постоянно вынужден искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому хозяйственные структуры, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

    Каждая  стадия развития экономики требует  соответствующей нормативной базы, учитывающей, улавливающей новые потребности  государства, и поэтому оценка роли инноваций в экономике страны, а отсюда и подходы со стороны  государства к правовому регулированию  инновационной деятельности менялись. Можно спорить об уровне такого регулирования, его эффективности, но оно было и  не является "белым пятном" в  российском законодательстве.

    Об  инновациях и инновационной деятельности речь шла в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2010 годы", в котором дано понятие инновации (нововведения) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого в практической деятельности. При этом под инновационной деятельностью в Постановлении понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. В литературе сформулированы и иные определения инновации и инновационной деятельности, но суть при этом осталась такой, какой она сформулирована в Постановлении N 832

 

    7 апреля 1999 г. был принят Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" (с изм., внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2009 г.). Статусом наукограда наделены 14 малых городов. Законом было предусмотрено, что присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ. О конкурентоспособности продукции в Законе речь не шла, в нем нет связи между результатом научных исследований и получением бюджетных средств. Однако следует отметить саму идею дополнительного стимулирования научных исследований.

    Постановлением  Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685 было утверждено Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета.

    21 декабря 2005 г. Постановлениями  Правительства РФ N N 779 - 783 были организованы четыре технико-внедренческие зоны - в гг. Дубне, Москве, Томске и Петербурге, на резидентов которых распространено действие ст. 241 Налогового кодекса РФ, предусматривающей снижение ставки ЕСН с 26 до 14%, т.е. они получают не бюджетные средства, а налоговые льготы.

    Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ были образованы Особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры. Этим Законом было предусмотрено, что в Особой экономической зоне, определяемой Правительством РФ, действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, более благоприятный режим налогообложения, таможенный режим.

    Однако  результаты экономических исследований позволяют сделать вывод об отсутствии ожидаемых результатов от указанных  решений. Представляется, что причина  заключается в том, что регулирование  инновационной деятельности не носило "прорывной" характер, который  мог быть только в случае, если организационные  решения со стороны государства  подкреплялись бы существенным изменением предпринимательского законодательства. А этого не было. 

    Необходимость со стороны государства нового правового  регулирования, цель которого обеспечить на уровне законов создание и развитие инновационной экономики, доказывает уже начальный опыт правового  регулирования "Сколково". Главная проблема - может ли быть успешным создаваемый по инициативе государства, т.е. "сверху", проект "Сколково", имея в виду, что Силиконовая долина, которая выступает в качестве прообраза "Сколково", о чем неоднократно упоминал Президент РФ, была создана по инициативе частных фирм, т.е. "снизу". И какова вообще роль государства и бизнеса в проекте "Сколково", каково должно быть их соотношение и взаимное влияние?

    В основе ответа по-прежнему лежит различный  подход к роли государства в рыночной экономике. Было отмечено, что государство  обязано не только декларировать  переход к инновационной политике, но и решать вопросы, в том числе  правового плана, обеспечивающие такой  переход. У государства нет другого  выхода, как вкладывать средства для  создания инновационного общества, поскольку  суть бизнеса - скорейшее получение  прибыли.

    По  мнению члена Президиума Федерального союза информационных технологий, телекоммуникации и новых средств связи (БИТКОМ) Ульриха Дитца, "направляющая рука государства - это вовсе даже неплохо: эффект от целенаправленной технологической государственной политики может оказаться весьма значительным. Хотя те маленькие фирмы, которые впоследствии определят лицо подобных "долин", должны возникать уже по инициативе самих предпринимателей" . С таким мнением можно согласиться. Комментируя выступления на Мировом экономическом форуме в Ярославле, на котором особой популярностью пользовалась панельная секция "Государство как инструмент технологической модернизации", представителей Бразилии, Китая, Индии, Израиля, Норвегии, директор Института экономики РАН Р. Гринберг отметил, что "все они показали: государственная активность, особенно в начале процесса модернизации, должна быть очень масштабной и комплексной. Нет ни одного случая, даже включая США, когда инновации создавались и реализовывались исключительно на основе частной инициативы" .

    Аналогичную мысль проводит Ю.Я. Ольевич, подчеркивая, что "именно государство должно преобразовывать слабую институциональную среду в сильную"

    По  мнению выступающего на форуме главы "Роснано" А. Чубайса, "надо определиться, кто в большей степени должен взять ответственность за модернизацию - государство или бизнес". Его ответ "надо найти разумный баланс, баланс между государством и частным бизнесом, надо искать не в противостоянии, а во взаимодействии одного с другим" разумен .

    Помощник  генерального секретаря ООН по вопросам экономического развития Сундарам Джосомо подчеркнул, что "основные технологические трансформации, которые происходили в последние 20 лет и связаны с индустриальной революцией, не произошли спонтанно, в силу только рынка и корпоративных усилий. Роль государства была весьма значительной" .

    Ректор  Национального исследовательского технологического университета МИСиС Дмитрий Ливанов и исполнительный директор по инновациям группы "Онэксим" Михаил Рогачев отметили, что "важнейшую роль в развитии инновационных систем играет государство, развивающее координационные механизмы для увязки действий их субъектов и регулирующее "провалы рынка".

    В Канаде Правительством была инициирована программа содействия промышленным исследованиям (Industrial Research Assistance program - IRAP49), в рамках которой реализуется стратегия по стимулированию канадских малых инновационных предприятий. Программа обеспечивает стратегический доступ малых предприятий к информационным ресурсам и финансированию для того, чтобы они могли коммерциализировать результаты разработок. Она финансируется в первую очередь за счет государства.

    Отмечая тяжелое положение промышленности Российской Федерации, С. Собко связывает это с тем, что "приоритет рынка без участия государства сохранен только в России. Такого нет ни в Германии, ни в Японии, ни в Китае. По большому счету - ни в одной развитой стране".

    О роли государства в инновациях во Франции остроумно сказал помощник главы Минэкономики Кристин Лагар. Говоря о двух фазах развития инновационных процессов, он признал, что "вторая фаза отличается от первой тем, что в первой (2005 - 2008 гг.) кластерам дали государственные деньги, а во второй - сделали это еще раз" .

    По  моему мнению, достаточно точно об участии государства в становлении  инновационной экономики высказался президент Торгово-промышленной палаты Е.М. Примаков: "В отсутствии достаточного уровня конкуренции, подталкивающей предпринимателей к инновациям, резко возрастает роль государства в качестве стимулятора  научно-технического прогресса. Методы и меры такого стимулирования должны на данном этапе составлять основную часть функции государства как  регулятора экономики".

    Следует согласиться с выводом, который  сделал первый заместитель руководителя администрации Президента РФ В. Сурков: "Только тогда, когда компании поймут, что на модернизированном продукте могут заработать деньги, тогда возникнет  мотивация, но мы не собираемся все  за них делать".

Информация о работе Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов