Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:47, реферат
В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. было заявлено, что "надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по принципу Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров"
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Цели и принципы создания проекта «Сколково»…..……………………………………………………………4
Глава 2. Основная роль государства в создании и функционировании проекта «Сколково» ………..8
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….…………18
Список литературы……………………………………………………………………………………..…………………………….…….….19
Нельзя не отметить и то, что согласно гл. 4 Закона о Сколково компания на территории "Сколково" выполняет ряд функций и наделяется властными полномочиями органов местного самоуправления, органов государственной власти, что также свидетельствует о специфике управляющей компании - юридического лица. Так, управляющая компания подготавливает и утверждает документы, позволяющие осуществлять на территории центра градостроительную деятельность, вместо принятых обычно генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, т.е. предусматривается ускоренный и упрощенный порядок принятия градостроительных документов. Закон о Сколково устанавливает особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, технического регулирования, размещения и распространения рекламы, определяющие принятие соответствующих решений управляющей компанией. Предусматривается также, что медицинскую деятельность осуществляют частные организации; образовательную - негосударственные образовательные учреждения на основе разрешений, выданных управляющей компанией. Таким образом, созданный государством управленческий механизм функционирования "Сколково" предусматривает такое переплетение функций власти и юридического лица, такое их взаимодействие, которое не известно ни советскому, ни российскому законодательству.
Важно
подчеркнуть и то, что Фонд заключает
различного рода соглашения с правительственными
структурами. Речь идет, в частности,
о соглашении с Федеральной миграционной
службой (ФМС), которое содержит подробную
схему взаимодействия с миграционной
службой. Глава ФМС К. Ромодановский
отметил, что это "внутреннее соглашение
будет иметь хорошие
Следующим
элементом управленческого
К компетенции Совета Фонда относятся такие важнейшие функции, как определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества, утверждение финансового плана и бюджета Фонда, утверждение по согласованию с Попечительским советом Концепции Фонда, решение других вопросов, предусмотренных Уставом.
Попечительский
совет - коллективный орган, утверждающий
задачи Фонда, осуществляющий надзор за
его деятельностью и
Президент Фонда является единственным исполнительным органом Фонда. Он обеспечивает исполнение решений Совета Фонда и Попечительского совета, распоряжается имуществом Фонда, заключает договоры и совершает иные сделки, выполняет другие функции, предусмотренные Уставом Фонда.
Важно
отметить, что в Фонде из представителей
научного сообщества создается специальный
экспертный орган - Консультативный
научный Совет Фонда, который
координирует научную деятельность,
осуществляемую в рамках Фонда, дает
рекомендации Совету Фонда в отношении
перспективных научных
Таким образом, созданный государством управленческий механизм включает Президента РФ, не только инициировавшего проект "Сколково", но и возглавляющего Попечительский совет Фонда и устанавливающего порядок реализации проекта управляющей компанией, а также Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации, Фонд "Сколково", выполняющий функции управляющей компании инновационного центра "Сколково", а также органы управления Фонда и направлен на появление в "Сколково" участников проекта, т.е. тех, кто должен обеспечивать достижение соответствующих научных результатов при осуществлении исследовательской деятельности.
Законом о Сколково предусмотрено, что участником проекта является юридическое лицо. Указанное юридическое лицо либо уже существует, либо может быть создано в качестве стартапа в "Сколково" в рамках деятельности бизнес- и технологических инкубаторов.
Только участник проекта получает возможность использования инфраструктуры "Сколково" и доступа к системе финансирования, преференций и льгот, предусмотренных законодательством о "Сколково".
Процедура присвоения и лишения статуса участника осуществляется Фондом "Сколково" на основании отдельно разработанного и утвержденного Советом Фонда Положения об участнике.
Соискатель статуса Участника должен представить Фонду "Сколково" проект в сфере научно-исследовательских работ или опытно-конструкторских разработок, отвечающих пяти признакам: основным направлениям и инновационным приоритетам технологического развития "Сколково"; инновационности; практической реализуемости; участием в работе над проектом как минимум одного российского вуза или НИИ либо их профильных сотрудников; участием в работе над проектом иностранного партнера (как научного, так и финансового).
Роль государства как управленца в "Сколково", таким образом, состоит в том, что оно, с одной стороны, через Комиссию при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России взяло на себя решающие и согласительные функции, связанные с деятельностью управляющей компании "Сколково" и ее органов управления, а, с другой стороны, таким образом определило правовой статус управляющей компании, который превратил ее - юридическое лицо в совершенно новую публичную категорию, о которой сказать, что это юридическое лицо, не раскрыв его специфику, значит, ничего не сказать.
Деятельность государства, создавшего управленческий механизм функционирования "Сколково", освещена так подробно неслучайно: только после этого речь может идти о роли государства в "Сколково" и по другим направлениям.
3.
Государство ввело в
В этих целях Фонд "Сколково" разрабатывает концепции организации научно-исследовательских работ в центре "Сколково" по основным направлениям и обеспечивает их практическую реализацию, в том числе создает или содействует в создании лабораторных объектов с необходимой инфраструктурой, коллективных испытательных центров, опытных производств. Фонд разрабатывает концепцию и эффективную модель организации процесса коммерциализации результатов успешных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок; организует непосредственное взаимодействие исследователей и разработчиков с промышленными предприятиями (в том числе - иностранными) с целью получения заказов на проведение научных исследований и разработок; содействует в продвижении и сбыте инновационной коммерческой продукции, разработанной в центре "Сколково", и выполняет ряд других аналогичных функций.
Государство ставит задачу не только осуществлять научные исследования и разработки. В этом ничего нового нет. Новое заключается в том, что указанные научные исследования и разработки должны быть востребованы бизнесом, должна произойти коммерциализация результатов исследования, генерация идей в бизнес-проектах. Политика только убеждения бизнеса в заказе научных исследований и разработок результата дать не может.
Государство обязано обеспечить отсутствующую пока мотивацию бизнеса в науку, имея в виду, что инвестиции в инновацию, как уже отмечалось, являются риском, значительная часть исследований не принесет результатов. Очевидно, что только коммерческие взаимоотношения между государством, бизнесом и наукой подвинут его в "Сколково". Речь идет как о стартап-компаниях, которые строят свой бизнес на основе инновационных технологий, так и о крупных компаниях, являющихся технологическими лидерами в своей области, мотивация которых позволит им открыть в "Сколково" свои центры по исследованиям и разработкам. Должно учитываться, что в основном только бизнес может обеспечить заказы на научную продукцию в "Сколково".
Государство должно сыграть свою роль в правовом регулировании взаимоотношений бизнеса и науки, учитывающих, во-первых, то, что научные исследования будут интересовать бизнес лишь в том случае, если они (исследования) помогут увеличить прибыль, т.е. речь будет идти в основном о прикладной науке, ибо фундаментальная наука по большому счету бизнес в настоящее время мало интересует. Во-вторых, бизнес будет интересовать науку (если отойти от высоких материй) только прагматически, т.е. через материальное стимулирование. В то же время роль государства заключается в создании условий для повышения экономической отдачи от вложений в науку, преодоления ее неконкурентоспособности и изолированности от бизнеса, ее коммерциализации. Требуется также разработка технических аргументов бизнеса, которые без административного давления заставят его востребовать научные исследования. Роль государства заключается в том, чтобы создать эти технические аргументы - нормы технического регулирования, современные стандарты экономической безопасности и др. Вместе с тем создание конкурентного преимущества (если в нем бизнес заинтересован) заставит его приобретать и осваивать инновационные проекты.
4.
Государство является
Законом о Сколково предусмотрено, что управляющая компания не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в границах территории центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта.
Управляющая компания не вправе также распоряжаться принадлежащими ей на праве собственности жилыми помещениями, входящими в инфраструктуру территории центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их в аренду или предоставления внаем лицам, участвующим в реализации проекта.
Представляется,
что в будущем функции
5.
Государство является
Естественно,
роль финансового инвестора в
значительном объеме должен взять на
себя бизнес. Это требует четких
взаимоотношений между
Надо
учесть, что в России действуют
государственные Фонды
Информация о работе Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов