Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:47, реферат

Описание

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. было заявлено, что "надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по принципу Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров"

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Цели и принципы создания проекта «Сколково»…..……………………………………………………………4

Глава 2. Основная роль государства в создании и функционировании проекта «Сколково» ………..8

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….…………18

Список литературы……………………………………………………………………………………..…………………………….…….….19

Работа состоит из  1 файл

Сколково.docx

— 48.42 Кб (Скачать документ)

    Нельзя  не отметить и то, что согласно гл. 4 Закона о Сколково компания на территории "Сколково" выполняет ряд функций и наделяется властными полномочиями органов местного самоуправления, органов государственной власти, что также свидетельствует о специфике управляющей компании - юридического лица. Так, управляющая компания подготавливает и утверждает документы, позволяющие осуществлять на территории центра градостроительную деятельность, вместо принятых обычно генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, т.е. предусматривается ускоренный и упрощенный порядок принятия градостроительных документов. Закон о Сколково устанавливает особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, технического регулирования, размещения и распространения рекламы, определяющие принятие соответствующих решений управляющей компанией. Предусматривается также, что медицинскую деятельность осуществляют частные организации; образовательную - негосударственные образовательные учреждения на основе разрешений, выданных управляющей компанией. Таким образом, созданный государством управленческий механизм функционирования "Сколково" предусматривает такое переплетение функций власти и юридического лица, такое их взаимодействие, которое не известно ни советскому, ни российскому законодательству.

    Важно подчеркнуть и то, что Фонд заключает  различного рода соглашения с правительственными структурами. Речь идет, в частности, о соглашении с Федеральной миграционной службой (ФМС), которое содержит подробную  схему взаимодействия с миграционной службой. Глава ФМС К. Ромодановский  отметил, что это "внутреннее соглашение будет иметь хорошие международные  последствия" .

    Следующим элементом управленческого механизма  государства являются органы управления управляющей компании, их три: высший орган управления - Совет Фонда, надзорный  орган - Попечительский совет и исполнительный орган - Президент Фонда.

    К компетенции Совета Фонда относятся  такие важнейшие функции, как  определение приоритетных направлений  деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества, утверждение финансового плана  и бюджета Фонда, утверждение  по согласованию с Попечительским советом  Концепции Фонда, решение других вопросов, предусмотренных Уставом.

    Попечительский  совет - коллективный орган, утверждающий задачи Фонда, осуществляющий надзор за его деятельностью и использованием имущества Фонда, а также реализующий  иные полномочия, предусмотренные Уставом  Фонда. Председателем Попечительского  совета Фонда, как уже отмечалось, является Президент РФ.

    Президент Фонда является единственным исполнительным органом Фонда. Он обеспечивает исполнение решений Совета Фонда и Попечительского  совета, распоряжается имуществом Фонда, заключает договоры и совершает  иные сделки, выполняет другие функции, предусмотренные Уставом Фонда.

    Важно отметить, что в Фонде из представителей научного сообщества создается специальный  экспертный орган - Консультативный  научный Совет Фонда, который  координирует научную деятельность, осуществляемую в рамках Фонда, дает рекомендации Совету Фонда в отношении  перспективных научных исследований и разработок, взаимоотношений с  представителями научной общественности в целях привлечения их к реализации функций Фонда, а также выполняет  другие функции, предусмотренные Уставом.

    Таким образом, созданный государством управленческий механизм включает Президента РФ, не только инициировавшего проект "Сколково", но и возглавляющего Попечительский совет Фонда и устанавливающего порядок реализации проекта управляющей компанией, а также Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации, Фонд "Сколково", выполняющий функции управляющей компании инновационного центра "Сколково", а также органы управления Фонда и направлен на появление в "Сколково" участников проекта, т.е. тех, кто должен обеспечивать достижение соответствующих научных результатов при осуществлении исследовательской деятельности.

    Законом о Сколково предусмотрено, что участником проекта является юридическое лицо. Указанное юридическое лицо либо уже существует, либо может быть создано в качестве стартапа в "Сколково" в рамках деятельности бизнес- и технологических инкубаторов.

    Только  участник проекта получает возможность  использования инфраструктуры "Сколково" и доступа к системе финансирования, преференций и льгот, предусмотренных законодательством о "Сколково".

    Процедура присвоения и лишения статуса  участника осуществляется Фондом "Сколково" на основании отдельно разработанного и утвержденного Советом Фонда Положения об участнике.

    Соискатель  статуса Участника должен представить  Фонду "Сколково" проект в сфере научно-исследовательских работ или опытно-конструкторских разработок, отвечающих пяти признакам: основным направлениям и инновационным приоритетам технологического развития "Сколково"; инновационности; практической реализуемости; участием в работе над проектом как минимум одного российского вуза или НИИ либо их профильных сотрудников; участием в работе над проектом иностранного партнера (как научного, так и финансового).

    Роль  государства как управленца в "Сколково", таким образом, состоит в том, что оно, с одной стороны, через Комиссию при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России взяло на себя решающие и согласительные функции, связанные с деятельностью управляющей компании "Сколково" и ее органов управления, а, с другой стороны, таким образом определило правовой статус управляющей компании, который превратил ее - юридическое лицо в совершенно новую публичную категорию, о которой сказать, что это юридическое лицо, не раскрыв его специфику, значит, ничего не сказать.

    Деятельность  государства, создавшего управленческий механизм функционирования "Сколково", освещена так подробно неслучайно: только после этого речь может идти о роли государства в "Сколково" и по другим направлениям.

    3. Государство ввело в законодательство  принципиально новое понятие  "научный бизнес" и предусматривает  новые экономико-правовые механизмы,  необходимые для его функционирования  в "Сколково". Как предусмотрено в Законе о Сколково, основным видом деятельности в "Сколково" станет исследовательская деятельность, под которой понимается осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов, а также иная деятельность, которая необходима для осуществления исследований, разработок и коммерциализации разработок.

    В этих целях Фонд "Сколково" разрабатывает концепции организации научно-исследовательских работ в центре "Сколково" по основным направлениям и обеспечивает их практическую реализацию, в том числе создает или содействует в создании лабораторных объектов с необходимой инфраструктурой, коллективных испытательных центров, опытных производств. Фонд разрабатывает концепцию и эффективную модель организации процесса коммерциализации результатов успешных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок; организует непосредственное взаимодействие исследователей и разработчиков с промышленными предприятиями (в том числе - иностранными) с целью получения заказов на проведение научных исследований и разработок; содействует в продвижении и сбыте инновационной коммерческой продукции, разработанной в центре "Сколково", и выполняет ряд других аналогичных функций.

    Государство ставит задачу не только осуществлять научные исследования и разработки. В этом ничего нового нет. Новое заключается  в том, что указанные научные  исследования и разработки должны быть востребованы бизнесом, должна произойти коммерциализация результатов исследования, генерация идей в бизнес-проектах. Политика только убеждения бизнеса в заказе научных исследований и разработок результата дать не может.

    Государство обязано обеспечить отсутствующую  пока мотивацию бизнеса в науку, имея в виду, что инвестиции в  инновацию, как уже отмечалось, являются риском, значительная часть исследований не принесет результатов. Очевидно, что  только коммерческие взаимоотношения  между государством, бизнесом и наукой подвинут его в "Сколково". Речь идет как о стартап-компаниях, которые строят свой бизнес на основе инновационных технологий, так и о крупных компаниях, являющихся технологическими лидерами в своей области, мотивация которых позволит им открыть в "Сколково" свои центры по исследованиям и разработкам. Должно учитываться, что в основном только бизнес может обеспечить заказы на научную продукцию в "Сколково".

    Государство должно сыграть свою роль в правовом регулировании взаимоотношений  бизнеса и науки, учитывающих, во-первых, то, что научные исследования будут  интересовать бизнес лишь в том случае, если они (исследования) помогут увеличить  прибыль, т.е. речь будет идти в основном о прикладной науке, ибо фундаментальная  наука по большому счету бизнес в  настоящее время мало интересует. Во-вторых, бизнес будет интересовать науку (если отойти от высоких материй) только прагматически, т.е. через материальное стимулирование. В то же время роль государства заключается в создании условий для повышения экономической отдачи от вложений в науку, преодоления ее неконкурентоспособности и изолированности от бизнеса, ее коммерциализации. Требуется также разработка технических аргументов бизнеса, которые без административного давления заставят его востребовать научные исследования. Роль государства заключается в том, чтобы создать эти технические аргументы - нормы технического регулирования, современные стандарты экономической безопасности и др. Вместе с тем создание конкурентного преимущества (если в нем бизнес заинтересован) заставит его приобретать и осваивать инновационные проекты.

    4. Государство является имущественным  инвестором. Оно уже передало  в собственность управляющей  компании 500 га земли, а в соответствии  с Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 2101-Р Фонду развития жилищного строительства РФ было поручено осуществить безвозмездную передачу Фонду 17 земельных участков общей площадью 12,8 млн кв. м, а также расположенных на них 13 имущественных объектов.

    Законом о Сколково предусмотрено, что управляющая компания не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в границах территории центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта.

    Управляющая компания не вправе также распоряжаться  принадлежащими ей на праве собственности  жилыми помещениями, входящими в  инфраструктуру территории центра, в  том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев  передачи их в аренду или предоставления внаем лицам, участвующим в реализации проекта.

    Представляется, что в будущем функции имущественного инвестора государства сократятся, однако при этом не исключено, что  безвозмездная передача Фонду какого-либо количества земель продолжится.

    5. Государство является финансовым  инвестором, обеспечивающим финансирование "Сколково". Достаточно сказать, что после принятия Закона о Сколково Фонду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 565 уже выделено из бюджета на ее расчетный счет 4 млрд руб. в целях финансового обеспечения основных мероприятий, связанных с созданием и функционированием "Сколково". Государство финансирует создание инфраструктуры - строительство объектов как офисного назначения, где будут размещены и зарегистрированные структуры, так и жилого комплекса и объектов социального назначения - школы, медицинские учреждения и др. Указанные субсидии предоставлены в соответствии с заключенным Министерством финансов РФ и Фондом договором, в котором указано целевое назначение соответствующих средств. В бюджете Российской Федерации на 2011 - 2013 гг. заложены дополнительные многомиллиардные суммы - 15 млрд руб. в 2011 г., 22 млрд руб. в 2012 г. и 17,1 млрд руб. в 2013 г.

    Естественно, роль финансового инвестора в  значительном объеме должен взять на себя бизнес. Это требует четких взаимоотношений между государством и бизнесом, между бюджетными и  частными вложениями. Как отметил  Президент РФ, "инновационный  бизнес не может существовать только за счет государственной поддержки. Безусловно, должны быть государственные  фонды, но это не может длиться  бесконечно, потому что в результате этих вложений должны возникать частные, свободно функционирующие независимые  от государства системы. Однако государство  и в будущем не откажется от вложения денег в наиболее актуальные системы, наиболее важные программы"

    Надо  учесть, что в России действуют  государственные Фонды поддержки  научной и научно-технической  деятельности: Российский Фонд фундаментальных  исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых предприятий в  научно-технической сфере (Фонд содействия). Указанные фонды на конкурсной, безвозмездной и некоммерческой основе осуществляют адресную поддержку исследований, инновационной и внедренческой деятельности научных коллективов и отдельных ученых и разработчиков, содействуют развитию малых предприятий в научно-технической сфере. 21 декабря 2010 г. на площадке "Зеленоградский инновационно-технологический центр" под председательством В.В. Путина было проведено заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, на котором премьер-министр сообщил, что в 2011 г. запланировано выделить 11 млрд руб. на работу государственных фондов поддержки науки. Глава Правительства РФ поддержал идею предоставления различных льгот инвесторам наравне с фондами, поддерживающими инновационные разработки.

Информация о работе Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов