Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:47, реферат

Описание

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. было заявлено, что "надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по принципу Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров"

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Цели и принципы создания проекта «Сколково»…..……………………………………………………………4

Глава 2. Основная роль государства в создании и функционировании проекта «Сколково» ………..8

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….…………18

Список литературы……………………………………………………………………………………..…………………………….…….….19

Работа состоит из  1 файл

Сколково.docx

— 48.42 Кб (Скачать документ)

    Выступая 15 октября 2010 г. на встрече с членами  консультативного научного совета Фонда "Сколково", Президент РФ подчеркнул, что "проект "Сколково" - это особая сфера партнерства государства, бизнеса и науки и он (проект) не должен быть избыточно заформализирован, однако активное участие государства на данном этапе явно необходимо. Вообще-то, это не очень хорошо (избыточная заформализированность), но, надеюсь, когда-нибудь для создания подобных технополисов уже не потребуется такого активного государственного участия. Но сегодня это явно необходимо" .

    Довольно  трудно представить себе ситуацию ближайшего времени, когда государство отойдет  от управления инновационной экономикой, а бизнес станет настолько сильным, что не будет нуждаться в таком  управлении. И дело не только в этом. Совершенствование инновационной  экономикой будет объективно требовать  совершенствования законодательства, которое будет стимулировать инновационный процесс, охранять его участников. А это исключительная функция государства, а не бизнеса.

    На  встрече с общественной организацией "Деловая Россия" президент "Сколково" В. Вексельберг заявил, что "проект создания инновационного центра "Сколково" не следует отождествлять с государством, в Фонде управления "Сколково" нет представителей государства, хотя учредителями являются компании с госучастием и госучреждения" .

    Надо, однако, отметить, что о таком  отождествлении и речи не может быть. Речь идет об активной роли государства  в создании и функционировании проекта "Сколково". Без этого сама идея "Сколково" оказалась бы фикцией.

    В статье неслучайно приведены мысли  политиков, экономистов, бизнесменов, отмечающих роль государства в инновационной  экономике вообще и в "Сколково" в частности, что позволяет попытаться сформулировать, в чем состоит основная роль государства в "Сколково" (а через этот проект в инновационном развитии России). 
 
 

Глава 2. Основная роль государства в создании

и функционировании проекта "Сколково" 

    Эта роль государства, с моей точки зрения, заключается в следующем.

    1. Государство, и никто кроме  него, не могло инициировать и  разработать законодательную базу - блок законов о создании и  деятельности инновационного центра "Сколково". Речь идет о Федеральных законах "Об инновационном центре "Сколково" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

    В результате создано эксклюзивное законодательство - особый правовой режим - налоговый, таможенный, административный, предусматривающий  беспрецедентные для всего советского и российского законодательства льготы и преференции для участников проекта. Участниками же проекта  являются не только компании, "физически" расположенные на территории центра "Сколково", но и за его пределами, т.е. проект "Сколково", во всяком случае, до 2014 г. станет экстерриториальным.

    Специальным порядком налогообложения участники  проекта освобождаются от налогов  на прибыль, добавленную стоимость (НДС) и на имущество в течение 10 лет.

    Участники проекта утрачивают право на освобождение от уплаты НДС и налога на имущество, если совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб. с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки превысил 1 млрд руб. Право на освобождение также утрачивается при утрате статуса участника проекта.

    Право на освобождение от уплаты налога на прибыль  участник утрачивает, если размер годовой  выручки от реализации товаров или  услуг превысил 8 млрд руб.

    Суммы налога за период, в котором произошла  утрата статуса участника проекта  либо произошло превышение указанных  размеров прибыли и выручки, подлежат восстановлению и уплате в бюджет с взысканием соответствующих сумм пеней.

    Для участников проекта снижена до 14% суммарная ставка взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Взносы в Пенсионный фонд РФ составят 14% (для других организаций  они составляют 26%), а в Фонд социального  страхования, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  Фонды обязательного медицинского страхования - 0%.

    Одновременно  с этим предусматривается создание благоприятных условий для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами, участвующими в  реализации проекта, при осуществлении  ими исследовательской деятельности на территории центра. К таким условиям относится компенсация расходов по уплате таможенных платежей, понесенных при ввозе товаров (за исключением  подакцизных товаров), которые необходимы для осуществления исследовательской  деятельности. Для реализации такого права предусмотрен специальный  механизм возмещения соответствующих  расходов. Управляющая компания имеет  право оказывать участникам проекта  услуги таможенного брокера.

    Организации, получившие статус участников проекта  по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов  в соответствии с Законом о Сколково, в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 млрд руб. освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26 Налогового кодекса РФ.

    Льготы  предусмотрены и для управляющей  компании, которая освобождается  от уплаты земельного налога и налога на имущество.

    Ясно, что действующее законодательство, регулирующее инновационные отношения, в том числе для участников проекта "Сколково", будет совершенствоваться, в то же время будет создаваться и уже создается новое законодательство, отражающее новый подход к регулированию экономических отношений в стране.

    Государство обеспечивает привлечение высококвалифицированных  иностранных специалистов для работы и учебы в России. Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается упрощение получения разрешения на работу и пребывание на территории России иностранных граждан, признаваемых высококвалифицированными специалистами, в том числе при реализации проекта "Сколково". Это специально подчеркнуто в Законе. Для них устанавливается возможность одновременно с получением разрешения на работу в России продлевать срок временного проживания и предоставлять членам их семей разрешения на въезд без применения соответствующих квот для работы иностранцев в России.

    В Федеральном законе исключено требование к нижней границе зарплат для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково", для признания гражданина высококвалифицированным специалистом.

    2. Государство является уникальным  управленцем, создавшим особый  механизм функционирования "Сколково".

    14 мая 2010 г. шесть юридических  лиц, среди которых одно государственное  образовательное учреждение "Московский  государственный технический университет  имени Н.Э. Баумана", две государственные  корпорации - Внешэкономбанк и Российская  корпорация "Нанотехнологии", одно акционерное общество "Российская венчурная компания", а также Российская академия наук и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, т.е. Структуры, внешне слабо связанные между собой, учредили Некоммерческую организацию - Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - Фонд), в Уставе которого, как и в Законе о Сколково, нашли отражение идеи Президента РФ о создании в "Сколково" современного технологического центра исследований и разработок.

    Так, в п. 2.1 Устава Фонда в качестве основной цели его деятельности было определено достижение общественно-полезных результатов в области развития инноваций путем реализации проекта  по созданию и обеспечению функционирования территориально обособленного комплекса  для развития инновационных исследований и разработок и коммерциализации их результатов (далее - проект). В Законе о Сколково проект определен как совокупность мероприятий, направленных на достижение цели по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра "Сколково". Таким образом, первый вывод состоит в том, что государство и учредители юридического лица - некоммерческой организации - одинаково сформулировали цель проекта "Сколково".

    Законом о Сколково предусмотрено, что Президент РФ определяет порядок реализации проекта российским юридическим лицом - управляющей компанией. В Уставе в качестве юридического лица выступает некоммерческая организация - Фонд. Представляется, что такое несоответствие между Законом и Уставом (с одной стороны, Фонд, с другой - управляющая компания) можно объяснить только одним каким-то политическим аспектом. Что касается юридического аспекта, то в развитие решений Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ, а также Распоряжения Президента РФ от 12 июля 2010 г. N 446-ФП разработан Мандат Фонда, в котором определены цели и задачи деятельности, принципы функционирования Фонда в рамках выполнения им функций управляющей компании центра "Сколково". Таким образом, Фонд выполняет функции управляющей компании. Это второй вывод.

    В Уставе Фонда предусмотрены совместные функции органов управления Фондом и государственных структур. Так, в п. 4.3.1 Устава определено, что первоначальный состав Совета Фонда формируется учредителями Фонда по согласованию с Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, в п. 4.1.4 предусмотрено, что по согласованию с этой Комиссией Совет Фонда принимает решение о включении в Совет Фонда нового члена либо исключении из Совета Фонда его члена. Назначение и освобождение от своих обязанностей двух Сопредседателей Совета Фонда и двух Сопредседателей Консультативного научного Совета Фонда согласно п. п. 4.6. и 4.13 Устава производятся решением Совета Фонда также по согласованию с указанной Комиссией. Изменение Устава Фонда производится по согласованию с Комиссией (п. 4.8.2 Устава). Что касается членов Попечительского совета, то их назначение (освобождение) производится самой Комиссией. Председателем Попечительского совета из числа членов Попечительского совета избран Президент РФ.

    Таким образом, третий вывод заключается  в том, что состав органов управления Фонда (а отсюда и прогноз принимаемых  решений) формируется юридическим  лицом по согласованию с важнейшей  структурой государства - Комиссией  при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики  России, Президиум которой проводит первичное обсуждение инновационных  проектов и принимает решение  об одобрении, отложении или направлении  для уточнения проекта.

    Функции Президиума определены, однако, представляется, что этого недостаточно. Следует  не только сформулировать одобрительное  мнение по проекту, но и определить источники его финансирования, определить, кто является инвестором в конкретном проекте: государство, бизнес либо совместно  в определенных пропорциях.

    Рассматривая  управленческую функцию государства, следует отметить, что наряду с  президентской Комиссией по модернизации действует и премьерская Комиссия по инновациям. Функции этих комиссий в ряде случаев дублируются, что  нельзя признать правильным.

    Управленческий  механизм государства в "Сколково" предусматривает, что реализация проекта возлагается на управляющую компанию, для этого она осуществляет следующие основные функции, предусмотренные Законом о Сколково:

    общее организационное руководство и  координацию деятельности по реализации проекта;

    обеспечение функционирования инфраструктуры территории "Сколково";

    организацию исследовательской деятельности и  содействие ее осуществлению;

    финансирование  иных функций, предусмотренных Законом, решениями Президента РФ и Уставом  управляющей компании.

    Практической  целью деятельности управляющей  компании является обеспечение на территории центра "Сколково" полного цикла инновационного процесса, включающего три блока: образование и научно-исследовательские работы; опытно-конструкторские разработки; коммуникации и стимулирование спроса.

    Только  государство могло определить специфику  управляющей компании таким образом, что она, будучи юридическим лицом, выполняет в то же время функции, не свойственные юридическому лицу. Именно поэтому ст. 8 Закона о Сколково называется "Особенности деятельности управляющей компании". К ним относится, в частности, обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в проекте, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями. Это взаимодействие достаточно плотное и касается и руководителей Российской Федерации, и Администрации Президента РФ, и руководителей министерств, ведомств, губернаторов, и других представителей органов власти.

Информация о работе Государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов