Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:07, статья
Статья посвящена социально-философскому анализу природы информационного общества и тенденций его развития. Методология исследования предполагает междисциплинарный анализ, объединяющий социально-философскую и конкретно-научную направленность рассмотрения избранного объекта.
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Н. П. Лукина
Томский государственный университет
Статья посвящена социально-
In this article there was made sociophylosophical analysis of both nature and specialty of informational society and essential tendencies of its organization and development. Informational society as the object of research has a common scientific significance. Its analysis has interdisciplinary character with the synthetical role of sociophylosophical methodology, which is oriented on the systematical reflexia of values and symbols of new social reality.
Одной из обсуждаемых проблем
социальных наук является то, что в
рамках социологии или культурологии,
не говоря уже об экономических или
политических исследованиях, не удалось
создать теории, которая смогла бы
отразить ту степень взаимозависимости
качественных и интенсивных информационно-
Теоретической перспективе
субординировать знания с целью
создания целостной концепции
Задачей предлагаемой статьи является попытка обозначить состояние и векторы исследования современного общества, все чаще именуемого в литературе как информационное, и выявить методологический потенциал его социально-философского анализа.
Классическая социальная
методология очерчивала границы
стабильного общества. Современной
ситуации уже неадекватны
Нестабильность, транзитность
современных обществ, понятия "модернизации",
"трансформации", "переходного
общества", актуализированные
Однако переходный период имеет временные ограничения, и проблема релевантной социальной методологии окажется неизбежной. В таком случае любая паллиация как некоторая промежуточная модель, весьма далекая от устойчивых структур, окажется малопродуктивной. Уже сегодня остро стоит вопрос о том, в состоянии ли социальные науки в условиях нередуцируемого многообразия социальной и культурной методологии, описывать не только наличное сущее, но и помышлять о должном.
Что же такое сегодня социальная теория и каковы ее рамочные условия? При всех изменениях тематических приоритетов и понятийного плюрализма необходимо отметить единство некоторых принципиальных методологических установок.
Изучение процесса самопознания
и самоописания обществом самого
себя, проясняет, как минимум, три
непреложных факта. Во-первых, константой
остается проблематизация
В 90-е гг. ХХ в. ключевым понятием
социальных наук стало понятие информационного
общества. Коннотации, возникающие
по поводу информационного общества:
ориентация на знания, цифровая форма
представления объектов, инновационная
природа и виртуализация
К числу методологически продуктивных
социально-философских подходов к современному
обществу следует отнести общественно-формационный,
системно-функциональный подходы, а также
постмодернистскую доктрину.
Общественно-формационный (системно-деятельностный) подход идентифицируется в литературе с марксистской традицией. Так, В. Иноземцев полагает, что марксистская концепция, которая в ее первозданном виде достаточно комплексно и завершенно описывает становление и развитие цивилизации, обеспечивает при этом весьма теоретический и терминологический аппарат для корректных и обоснованных оценок существующего положения вещей. Данная концепция может быть вполне непротиворечиво соединена с некоторыми методологическими основаниями современных социологических и футурологических систем Запада, после чего окажется весьма действенным инструментом анализа основных тенденций, существующих в сегодняшнем мире (см. [2]).
Популярные теории постэкономической
формации, переосмысливающие сегодня
марксизм, исходят из тезиса о том,
что человеческая деятельность в
информационном обществе, не теряя
своего разумного характера, утрачивает
специфические трудовые мотивы. В
центре внимания оказывается синтетический
тип активности, который определяется
как творчество. В. Иноземцев отмечает,
что историческая граница между
трудом и творчеством, определяемая
К. Марксом как "скачок из царства
необходимости в царство
Таким образом, в постэкономической формации впервые в истории не общественные отношения определяют субъективные характеристики и системы предпочтений индивидов, а степень внутренней свободы субъекта, зависящая от него самого.
В свое время британский философ
К. Поппер подверг критике К. Маркса
за внесение им в науку ценностей.
Это одно из главных положений
марксизма пытались небезуспешно развивать
советские философы, решая в основном
вопрос о том, как ценности возможно
внести в науку. С позиций сегодняшнего
дня очевидно, что в таком подходе
потенциально были заложены основания
для продуктивного выхода из глобального
кризиса, инспирированного сциентизацией
науки, дисперсным характером ее разработок,
вертикально не связанных между
собой. Мощный импульс для развития
науки, полученный в информационном
обществе, должен быть сопряжен сегодня
с представлениями о том, что
этот вектор развития вне культуры
и вне ценностей чреват угрозой
уничтожения природы, человека, равно
как и самой науки. Отказ от
представлений К. Маркса об истории
как сверхценности вообще лишает
перспектив осмысленного решения антропологических
проблем в проекте
Востребованность наследия
К. Маркса присутствует и в разработках
новых концептуальных средств для
анализа идеологических аспектов социального
развития. Так, в постмарксистской концепции
Н. Моузелиса методологическим ядром
является понятие способа доминирования,
который позволяет
Изучение влияния средств
массовой информации и коммуникации
на человеческое сознание и бессознательное
позволяет выйти на новые методологические
аспекты формирования информационного
общества и роли идеологии в этом
процессе. Признанный исследователь
и философ С. Жижек полемизирует
с К. Марксом по поводу его представлений
об идеологии как ложном сознании,
как о "наивном непонимании
человеком своих реальных причин
и действий" [1, с. 35]. С. Жижек признает
неверным также мнение о том, что
современность ознаменована "концом
идеологии".
Аксиологическая (ценностная) и мировоззренческая
(идеологическая) интерпретация действительности
является стержнем информационного общества
с его широким использованием рекламы,
Интернет, public relations и т.п. Ценности и интерпретативно-идеологические
конструкты являются неустранимыми и
имманентно присущими сознанию и по своей
природе трансрациональны, то есть основаны
на эмоциях, бессознательном, подсознательном.
Коммуникативное пространство информационного общества также насыщено мифами, символами, идеологемами, которые регулировали и нормировали массовое сознание в прежние эпохи. Исследовательское внимание к этим аспектам формирования информационного общества позволит распознавать и контролировать пропагандистскую направленность идеологических посланий, которые латентно заключены в любой информации.
Системно-функциональный подход имеет исходным методологическим основанием интерпретацию общества как целостной самоорганизующейся системы при явно выраженном примате функции над структурой. Здесь наиболее интересна модель Н. Лумана, которая удачно вписывается в популярную ныне синергическую концепцию изменения общества через его самоорганизацию - аутопойесис.