Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:07, статья
Статья посвящена социально-философскому анализу природы информационного общества и тенденций его развития. Методология исследования предполагает междисциплинарный анализ, объединяющий социально-философскую и конкретно-научную направленность рассмотрения избранного объекта.
Социальная парадигма
Н. Лумана пронизана стремлением
синтезировать теоретические
Н. Луман предлагает обновить парадигму социального знания, положив в основу понятие коммуникации, и тем самым переформулировать социальную теорию на базе понятия системы вместо понятия действия. Он определяет коммуникацию как изначально социальную операцию. Коммуникация такова, поскольку хотя и предполагает множество совместно действующих систем сознания, но не может быть - как единство - вменена ни одному социальному сознанию. Она социальна также и потому, что "общее" (коллективное) сознание никоим образом и ни в коем смысле не может быть произведено, то есть согласие как полное согласование в строгом смысле слова недостижимо, а вместо этого функционирует коммуникация (см. [8, с. 215-216]). В интерпретации Н. Лумана, коммуникация и создается людьми, и используется ими, но при этом не ориентируется на неизменные взгляды о "правильности". В обществе нет единой позиции наблюдателя, единой инстанции наблюдения, единого критерия правильности суждений. "Общество состоит не из личностей, а из коммуникации между ними. Не человечество, а система коммуникации выборочно интегрирует физический, психологический потенциал людей. Эта система обладает собственной реальностью и собственной автономией",- полагает Н. Луман (цит. по [8, с. 105]). Общество дифференцировано на подсистемы таким образом, что "ни одна из подсистем не может выйти из собственного свойственного ей кода, чтобы проанализировать другие подсистемы" (цит. по [8, с. 135]). Коды, согласно Н. Луману, это катализаторы исторических и самоизменяющихся установлений, и в этом смысле они являются элементами в образовании общества. Изменение кода может привести к новому порядку вещей, однако "внутренняя логика кода", а не деспотическая природа обычно устанавливает инновации, чтобы они не грозили общественным радикализмом.
В последние десятилетия
на статус наиболее совершенной социальной
доктрины претендует постмодернизм (З.
Бауман, Ж. Бодрийяр, Ф. Лиотар). Он стал
своеобразной реакцией представителей
различных направлений
Постмодернизм возник как самокритика Запада, поскольку он анализировал социокультурные мегатенденции, которые нельзя было не замечать. Речь идет о глобальной реструктуризации капитализма, конце послевоенного социал-демократического консенсуса, обострении борьбы за образовательный капитал, превращении мира в единое эклектическое пространство. Пространство и время как бы сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов.
Канадский социолог М. Маклюэн
отмечает тот факт, что доминирующие
типы коммуникации корреспондируют
с определенными
Постмодернизм имеет свое видение языка. Если модернизму было свойственно разделение между означаемым и означающим, то в постмодернистских практиках этого нет. В фокусе постмодернистского внимания - аллегорически насыщенный текст, который прочитывается через другой текст. С точки зрения Ж. Бодрийяра, культура обусловлена симуляционными моделями. Это дискурсы, не имеющие исконного, изначального референта. Значения формируются не за счет соотнесения с некоторыми стандартами, с независимой реальностью, а за счет соотнесения с другими знаками. Ситуация постмодернизма - это существование одновременно множества кодов, которые не опосредуются единым метакодом. Поэтому для культуры постмодернизма характерно усиление роли посредников, перерастающей в мягкий тоталитаризм отчужденных отношений.
В эпистемологической сфере постмодернизмом приветствуется существование наряду друг с другом эзотерики и экзотерики во всех формах знания, внутри одного научного сообщества могут сосуществовать магистральные и маргинальные исследования, причем последние предпочтительнее первых, за которыми стоит могущество власти.
Необходимо отметить, что теоретики постмодернизма одними из первых указали на опасности, подстерегающие человека в информационном обществе. Ими осмыслены парадоксы работы с компьютером (феномен компьютерного отчуждения), понятие "виртуальной реальности", симулирующей действительность и превращающей человека в объект манипулирования (Ж. Бодрийяр).
Философская традиция наработала
подходы и представления, позволяющие
сформулировать понятийную конструкцию,
отражающую новое качество социального,
новый тип общества. Однако эта
абстракция и методологически исходная
позиция требуют конкретизации.
На вопрос: "Как возможно общество?"
- можно ответить: оно существует
как данность, что подтверждается
эмпирическими фактами. И. Кант полагал,
что интересующее нас явление
можно понять как результат человеческой
деятельности. Вещи возникли, существуют
и их надо объяснять исходя из процесса
их возникновения. Социальные изменения
трактуются как исторический процесс,
в котором изменения
Современное общество осмысливается
с точки зрения характерных понятий
"великого перехода", "великой
метаморфозы", "мутации" и т.п.
Префикс "пост", активно используемый
в гуманитарном дискурсе последних
лет, свидетельствует об определенной
методологической установке по отношению
к истории интеллектуального
и общественного развития. Эта
установка пересматривает историческое
значение традиции в сторону его
уменьшения. Истоки данного положения
дел следует искать в утверждениях
философии истории о
С философской позиции
важно выявить онтологические и
гносеологические факторы появления
нового исторического типа общества,
в нашем случае - информационного.
Онтологически и
Что касается коммуникации, то, согласно Ю. Хабермасу, принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов состоит в том, что оно ориентировано на нахождение взаимопонимания между социальными субъектами. Подлинная коммуникация есть механизм координации планов взаимодействующих социальных субъектов. Коммуникационный акт является взаимодействием равноправных участников, в ходе которого они объединены не только общими потоками сведений, но и едиными нормами и ценностями, регулирующими процесс обмена сообщениями и их общее понимание. Целью коммуникации становится не принуждение, а поиск согласия. Способом координации систем ценностей выступают описанные Ю. Хабермасом социальные механизмы основных сфер общества: эстетической, этической, религиозной (см. [11]).
Проблематика информационного общества тесно связана с концептуальным полем глобалистики. Глобализм или глобализация есть результат важных процессов обмена информацией со всем миром. Основным противоречием формирующегося информационного общества является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества, между нивелирующим технологизмом виртуального пространства и присутствием в нем малых этнических и культурных групп, претендующих на сохранение приватности. По мнению авторитетного исследователя, профессора социологии Калифорнийского университета М. Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. "Новая самобытность, устремленная в будущее,- полагает М. Кастельс,- возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления" [3, с. 300]. К субъектам этого сопротивления отнесены прежде всего религиозные, экологические, женские (феминистские) организации и движения. С критической точки зрения глобализация трактуется сегодня как изменяющийся баланс сил в современном мире, снижающий роль традиционных политических социокультурных инструментов. Так, Н. Луман справедливо ставит следующий вопрос: не придется ли нам в связи с появлением глобальной мировой системы изменять традиционное политическое значение понятия "общество". Он полагает, что современное общество в настоящее время находится в фазе "турбулентной эволюции" без предсказуемых результатов. Есть опасность, что общество примет "метакод" включения/исключения, когда некоторое люди будут личностями, а другие только индивидами [5, с. 96].
Глобализация не столько
формирует некий единый мир, сколько,
напротив, скрывает нарастающую фрагментацию
цивилизации и является, по мысли
З. Баумана, "продуктом
В оригинальной концепции
современности, предложенной А. Гидденсом,
последняя предстает как