Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:07, статья
Статья посвящена социально-философскому анализу природы информационного общества и тенденций его развития. Методология исследования предполагает междисциплинарный анализ, объединяющий социально-философскую и конкретно-научную направленность рассмотрения избранного объекта.
Самым стабильным из хранителей
традиции по-прежнему остается язык и
его коммуникативные
Информационное общество, таким образом, отнюдь не бесконфликтно. Причиной конфликтов является несовпадение технократии и новых массовых движений, индивида и технократии.
Концепция информационного общества не является уникальной. В чистом виде информационное общество не существует нигде в современном мире, и маловероятно его появление в будущем. Речь скорее идет о новой стадии ("волне" в терминологии О. Тоффлера) индустриализации, породившей индустриально-информационное общество, в котором существует паритет между новыми и традиционными ценностями и социальными механизмами. Информационное общество - это новая форма цивилизации, генерирующая современные структуры и соответствующие социально-политические механизмы решения проблем, связанных с развитием отраслей информационной технологии. Многие из этих механизмов находятся в латентной форме и требуют адекватного анализа и критической оценки.
На наш взгляд, структура информационного общества сложнее, чем структура предшествующих обществ, поскольку основополагающее звено этого общества - компьютерные коммуникации - не является самостоятельной производственной единицей, а есть продукт специфической индустрии. В этом смысле понятие информационного общества должно указывать на специфические характеристики, наиболее полно отражающие суть данного общественного устройства. Нам близка позиция М. Кастельса, который трактует информационное общество, проводя аналогию с индустриальным, подчеркивая его индустриальную основу. Он указывает на "… атрибут особой формы социальной организации, в которой создание информации, ее обработка и передача становятся фундаментальными источниками производительности власти, благодаря возникновению в данный исторический период новых технологических условий" [4, с. 35]. Обосновывать концепцию информационного общества как эволюционное продолжение индустриального общества склонны и другие авторы, в частности, Й. Масуда, Ф. Махлуп, О. Тоффлер.
Например, кластер "новой
экономики" информационного общества
интерпретируется в литературе как
парадигмально отличный от старой экономики
индустриализма. Но при этом как-то
выпадает из поля зрения, что само появление
"новой экономики" стало возможно
лишь на фундаменте старой экономики.
Наступление качественно новой
информационной экономики не исчерпывается
просто переводом массы рабочих
в "информационные рабочие". Это
недостаточное основание для
вывода о появлении нового социального
качества. Мы солидарны с позицией
Л.А. Мясниковой, что новые подходы
в экономике создаются
Точно так же электронное
голосование как политическая практика
информационного общества есть всего
лишь социально предопределенный инструмент,
который не может изменить те условия,
которые лежат в основе фундаментальных
структур общества, сложившихся в
прежние эпохи. Дж.П. Грант, анализируя
эту ситуацию, отмечает: "Представления
о справедливости, действующие в
современных политических философиях,
созданы той же самой концепцией
разума, которой созданы и технологии.
Один и тот же западный рационализм
породил и современное
Таким образом, становление
общества на основе информационно-коммуникационных
технологий ознаменовало появление
новых социальных идей, связанных
с понятием информационного общества.
Само понятие информационного
Картины современной динамически развивающейся реальности обозначают свои новые границы, и этот процесс должен носить более взвешенный характер. Футурологический контекст данной проблематики необходимо переводить в прагматическое русло. Задачи для теоретического осмысления уже поставлены самим фактом существования информационно-коммуникационных технологий, которые выступают базой для реализации социальных технологий современного общества в экономике, политике, науке и культуре.
С каких же позиций подходить
к изучению информационного общества?
Многие имеющиеся подходы устарели,
неадекватны, либо ограничены в определенной
системе интерпретации. Анализ многочисленных
теоретических обобщений и
Среда Интернет ("киберпространство",
"виртуальная реальность") является
сегодня объектом исследования психологии.
С точки зрения психологии, среда
Интернет - это взаимосвязь активно
действующих людей, где реализуются
три основные человеческие потребности:
коммуникативная, когнитивная и
игровая. Значимые проблемы, возникающие
здесь, это интеракция, коммуникация,
перцепция, Интернет-аддикция (зависимость)
и др. Для отечественной психологии
методологическим основанием является
культурно-историческая теория развития
психики, принадлежащая Л.С. Выготскому.
Ее основной постулат: существенный стимул
психическому развитию придает внешняя
орудийная деятельность человека, опосредованная
совершенствующимися
Академическое направление
компьютерной этики, сформированное в
80-е гг. ХХ в. в США, ставит и решает
проблемы предотвращения несанкционированного
доступа к приватной
Поликультурный контекст
сетевых технологий представляет интерес
для специалистов всего спектра,
изучающих человека и осмысливающих
гуманитарные эффекты Интернета. Так,
социология Интернета - молодое направление
в развитии современной науки - предпринимает
социальный анализ формирующейся информационной
среды в обществе. Предмет ее изучения
- аудитория Интернета и формы
социокультурного взаимодействия между
людьми при обмене социальной информацией.
В целом, социологическая интерпретация
информационной технологии предполагает,
что речь идет об ожидаемых социальных,
политических, психологических эффектах,
в первую очередь, об изменении систем
ценностей и приоритетов
Актуальная и новая
тема исследования социологической
науки - "цифровой раскол" (digital divide)
- расслоение общества по принципу вовлеченности
в мир современных технологий
и, как следствие, информационная маргинализация
значительной части населения. Элитарная
по сути система Интернет-услуг
Наконец, распространение информационно-коммуникационных
технологий меняет ситуацию в фундаментальной
науке, которую осмысливает социология
науки и когнитивная социология. В методологическом
плане появляются новые подходы, в частности,
"управление знаниями" (knowledge management),
"понятийные сети" (knowledge networks).
Подведем краткие итоги.
Новые формы жизни, порожденные
информационным обществом, формулируют
вызовы современной социальной теории.
Социальная теория сегодня - это акцентированный
анализ наличных форм общественной жизни,
объемная феноменология повседневности,
понятийное схватывание новых реалий
жизненного мира. Выработка нового
образа социального заставляет обращаться
к методологическим категориям и
понятиям в рамках социально-философского
анализа информационного
1) социальные отношения
в информационном обществе (интернетный
стиль жизни, информационное поведение,
информационная грамотность и культура,
информационное общение, компьютерофобия
и др.);
2) социальные общности,
возникающие в информационно-коммуникационном
пространстве, или в инфосфере (экологические,
когнитивные, гендерные);
3) социальные процессы
в информационном обществе (глобализация
социальных процессов и их столкновение
с приватным жизненным миром, зомбирование
общества, цифровой раскол, информационные
войны, компьютерная преступность, антиглобализм).
Само выделение
Конвергенция методологий, объединяющая в себе социально-философскую составляющую и принципы конкретных наук, способствует, на наш взгляд, перспективе формирования в обозримом будущем универсальной методологии как инструментария для анализа складывающейся социальной реальности информационного общества.