Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание

Руководитель, планирующий или начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон иллюзий. Для этого имеется несколько оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы "под ключ" за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать "все путем", хорошая команда исполнителей.

Содержание

1. Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития
1.1 Информация и информационные технологии
1.1.1 Информация и информационная культура
1.1.2 Информация и развитие экономики
1.1.3 Информационные революции
1.1.4 Информация и информационная культура предприятия
1.2 Развитие информационных технологий
1.2.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий
1.2.2 Этапы развития информационных технологий
1.2.3 Тенденции развития информационных технологий
1.2.4 Развитие информационных технологий и организационные изменения на предприятиях
Заключение

Работа состоит из  1 файл

информационные.docx

— 237.82 Кб (Скачать документ)

Реактивное поведение - в ситуации глубокого отраслевого кризиса менеджер "молниеносно" предлагает один план действий за другим, еще не рассудив, поможет ли это делу или, напротив, повредит. Он идет "на поводу" у ситуации, а не руководит ею. Компанию начинает лихорадить, а это никому еще не помогало справиться с надвигающейся бедой.

Таким образом, при оценке общей ситуации руководство компании должно ответить, по крайней мере, на два важнейших и обязательных вопроса:

  • С какими типами информационного поведения и информационной культуры нам приходилось сталкиваться в нашей деятельности?
  • Насколько хорошо в нашей компании увязаны информационная культура и стратегия изменений?

Сегодня одной из главных  задач топ-менеджеров является увязывание информационной культуры и корпоративного поведения со стратегиями изменения в управлении и производстве.

Для этого следует определить, какие типы информационного поведения  нужно поощрять и культивировать в сложившейся ситуации, чтобы  иметь возможность справляться  с разными уровнями сложности  и неопределенности рынков и отраслей производства (рис. 1.4 и табл. 1.1).

 
Рисунок 1.4 - Влияние сложности и  неопределенности ситуации на информационное поведение 

Таблица 1.1

Степень стабильности рынка

Тип информационного  поведения

Рынок зрелый и стабильный, уровень неопределенности низок, степень  сложности технологий и продукции  невысоки

Контролирующее поведение вполне пригодно для отслеживания ошибок и устранения проблем

Степень неопределенности рынков невысока, а продукция и технологии достаточно сложны

Требуется взаимодействие, нацеленное на непрерывное исправление ошибок и устранение проблем с помощью усиленного контроля качества

Неопределенность рынка  и отрасли достаточно велика, а  продукция и технологии сравнительно просты. У компании есть неиспользованные заделы и разработки

Для ликвидации ошибок и  проблем в ситуации, когда состав конкурентов меняется и очень  вероятно появление новых, следует  отдать предпочтение культуре исследования

Высоки как неопределенность рынков, так и сложность продукции  и технологий, и необходимо новое понимание того, что есть успех и что - неудача

Когда темпы и масштаб  изменений очень велики, установки  на контроль, адаптацию и предвидение оказываются бесполезными. Помочь компании может культура открытости


Для предпринимательских  компаний, учреждающих новые "рисковые" (венчурные) предприятия или проекты, характерна культура открытости для  новизны. По прошествии нескольких лет, когда на рынке появляются крупные или более солидные конкуренты, у них обычно созревает культура исследования. По мере того как новая продукция или услуги компании обретают популярность, для непрерывного устранения ошибок и проблем делается пригодной культура взаимодействия.

Наконец, когда продукция  компании вступает в фазу зрелости, развивается тяга к контролю, который  ведет к дальнейшему упадку. Это  означает, что пришла пора заново определять, каков основной бизнес компании и  в чем она лучше других.

В этой фазе компании следует  придерживаться двойственной стратегии: управлять сложившимся производством  и поощрять культуру открытости, которая  должна привести к новым видам  продукции и новым рынкам. Именно этим занималась, например, последние  три года финская компания Nokia, которая затем с успехом вышла на рынок с целым спектром новых продуктов и информационных услуг.

Руководству компании следует  знать, приносят ли должную отдачу используемые модели информационной культуры и информационного  поведения. На свете мало настолько  централизованных крупных компаний, чтобы их можно было целиком соотнести  с какой-либо одной информационной культурой. Важно обеспечить некий  баланс между разными информационными  культурами, который бы соответствовал положению компании на рынке. Сегодня  для динамичных компаний более характерны ориентация на предвидение и творчество, компания больше ориентируется на рынок и клиентов.

Что же нужно делать, чтобы  обеспечить такой рациональный баланс?

Во-первых, необходимо относиться к потокам информации, к базам и хранилищам знания как к "материальным" активам.

Во-вторых, не следует впадать в иллюзию, что инфраструктура информационной системы, действующая в рамках определенной информационной культуры и поведения, сама собой разрешит эту проблему. Компьютеры, коммуникационные сети и программное обеспечение - это лишь технологии и инструменты, помогающие использовать знания и информацию для усиления конкурентных позиций. И чем мощнее эти инструменты, чем больше затраты на их приобретение, адаптацию и сопровождение, тем больше нужно думать о том, как работники компании их используют.

В-третьих, ИТ-менеджеры и работники знания, занятые сбором, обработкой и использованием информации, более чувствительны к тому, как представляют себе эту деятельность обычные менеджеры. Им легче опознать дисфункциональность информационного поведения управленцев, не согласующегося с заявленными целями компании или ее установками и стилем. Руководители высоких рангов должны прислушиваться к мнению своих ИТ-заместителей и учитывать его при формировании стратегии компании.

В-четвертых, компании, которые сумеют первыми в отрасли увязать свою информационную культуру и поведение с рыночными и производственными стратегиями, обретут несомненное конкурентное преимущество.

Руководителям компаний и  менеджерам всех уровней следует  относиться к информационной деятельности как к одной из важнейших для  компании. Для успешного применения, разработки, внедрения, сопровождения  ИТ, повышения уровня корпоративной информационной культуры и управления этой культурой им нужно ответить на несколько ключевых вопросов.

  • Какие источники информации и знания дают их компании устойчивое конкурентное преимущество?
  • Как организационные принципы и практика управления влияют на информационную культуру и поведение?
  • Дают ли присущие компании совокупность и структура информационных культур и стилей поведения возможность успешного управления изменениями сегодня и в ближайшем будущем?
  • Что следует изменить, чтобы установить соответствие между информационной культурой и поведением с одной стороны, и стратегиями изменения - с другой?

На высших руководителях  лежит полная ответственность за решение этих ключевых для сохранения конкурентоспособности вопросов и проблем.

И наконец, вывод, который  неоднократно проверен временем. Требования к информационной культуре следует  закладывать одновременно с требованиями к стратегии и тактике развития компании. В первые годы существования  молодая компания в состоянии  достаточно быстро организовать процедуры  и приемы ИТ/ИС управления в соответствии с нуждами стратегии, нанять новых менеджеров и ИТ-специалистов, способных действовать в рамках выбранной культуры, и сформировать инфраструктуру информационной системы, способную поддерживать желательное информационное поведение. Зрелой корпорации все это дается с большим трудом и с большими затратами!

1.2 Развитие  информационных технологий

Информационные технологии (ИТ) являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени ИТ прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом техническим прогрессом, появлением новых технологических средств поиска и переработки данных. Последний по времени этап, часто называемый новым, характеризуется изменением направленности ИТ с развития технических средств на создание стратегического преимущества в бизнесе.

1.2.1 Предпосылки  быстрого развития информационных  технологий

До недавнего времени  информация не считалась важнейшим  активом для компании. Процесс  управления деятельностью организации  в большой степени зависел  от персонального воздействия первых лиц компаний без обширного процесса координации усилий менеджеров и  анализа данных. Деловые решения  принимались первыми лицами компаний чаще всего на основе опыта и интуиции, и лишь в небольшом числе случаев - на основе специально подготовленной информации, содержащей варианты решений  и оценку вероятности их осуществимости. Лишь мощные компании могли позволить  себе иметь аналитические центры, готовившие материал для принятия решений. Развитие вычислительной техники кардинально изменило окружающую среду бизнеса. На рис. 1.5 показаны главные предпосылки развития ИТ, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

 
Рисунок 1.5 - Предпосылки развития ИТ

Глобализация и интегрированное  развитие индустриальных экономик значительно  расширяет возможности бизнеса. Информационные технологии и информационные системы (ИТ/ИС) обеспечивают мобильный доступ и аналитическую мощь, которые удовлетворяют потребности в проведении торговли и руководстве предприятиями в масштабе стран и континентов. Это создает угрозы национальным и региональным фирмам: глобальная связь и системы управления доставляют потребителю информацию о предложениях, качестве и ценах и позволяют совершать сделки и заказы в течение 24 часов в сутки в любом месте, где есть доступ в сеть.

В таблице 1.2 приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу  ХХ века деловую среду.

Таблица 1.2

Глобализация

Преобразование  индустриальных экономик

Преобразование  предприятия

Управление и контроль в глобальном масштабе

Экономика, основанная на знаниях  и информации

Неформальные цели и обязательства 

Конкуренция и взаимодействие на мировых рынках

Стратегическая ценность информации

Децентрализация и гибкость

Глобальные системы доставки информации

Знания как основа производительности и качества

Локальная независимость

Распределенная групповая  работа

Новые изделия и услуги

Расширение полномочий

Международные соглашения и  стандарты

Конкуренция, основанная на скорости принятия оптимального решения

Снижение стоимости сделок за счет информационного маркетинга

 

Расширение базы знаний персонала

Смещение фокуса с технологии на потребителя


Таким образом, мировой рынок  становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.

1.2.2 Этапы развития  информационных технологий

Существует несколько  возможностей классификации развития ИТ с использованием компьютеров, которые определяются различными качественными признаками деления на этапы. Основной целью применения ИТ становится удовлетворение корпоративных и персональных информационных потребностей. Ниже приводится несколько таких классификаций.

Проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й  этап (до конца 60-х гг. ХХ века) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей программно-аппаратных средств.

2-й  этап (до конца 70-х гг.) связан с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - возможность использования больших универсальных ЭВМ (Mainframe) только мощными корпорациями ввиду их дороговизны и сложности эксплуатации.

3-й  этап (с середины 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя (первые персональные компьютеры), а несложные информационные системы (ИС) - средством поддержки принятия решений. Проблемы - необходимость максимального удовлетворения потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде, разработка приложений для корпоративного и индивидуального пользования.

4-й  этап (с начала 90-х гг.) - развитие современных технологий создания больших ИС, локальных, региональных и глобальных сетей. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерных разработок и телекоммуникаций;
  • необходимость разработки распределенных ИС;
  • организация доступа к стратегической информации;
  • организация защиты и безопасности корпоративной информации.

Задачи  и процессы обработки информации

1-й  этап (60-70-е гг. ХХ века) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития ИТ явилась автоматизация операционных рутинных действий человека и разработка автоматизированных систем управления производством (АСУП) и управления технологическими процессами (АСУТП).

2-й  этап (80-е - настоящее время) - создание ИТ, направленных на решение стратегических задач и реализацию информационных систем управления процессами (ИСУП) и поддержки принятия делового решения (ИСППР).

Информация о работе Информационные технологии