Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:19, контрольная работа
Руководитель, планирующий или начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон иллюзий. Для этого имеется несколько оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы "под ключ" за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать "все путем", хорошая команда исполнителей.
1. Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития
1.1 Информация и информационные технологии
1.1.1 Информация и информационная культура
1.1.2 Информация и развитие экономики
1.1.3 Информационные революции
1.1.4 Информация и информационная культура предприятия
1.2 Развитие информационных технологий
1.2.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий
1.2.2 Этапы развития информационных технологий
1.2.3 Тенденции развития информационных технологий
1.2.4 Развитие информационных технологий и организационные изменения на предприятиях
Заключение
Рассмотренные выше изменения требований к группам интересов в сфере ИТ и информационной культуре компании обусловлены динамикой развития предприятий и внешней среды и приводят к функциональным изменениям в системе управления. Основные аспекты этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем [Мюллер-Штевенс Г., Ашванден С. Проблемы теории и практики управления, № 1, 1998].
От обработки данных - к управлению знаниями
Уже давно отпала необходимость рассматривать ИТ только как средство обработки данных. С помощью технологий из данных надо извлекать информацию для нужд пользователя, а возникающая в этой связи проблема "информационных перегрузок" требует современных быстродействующих средств отбора, дальнейшей обработки и обновления информации. При этом следует продумать вопрос о коммерчески выгодных и удобных интерфейсах, а также о взаимодействии совместно используемых знаний между организационными подразделениями и партнерами по кооперации.
Быстрая интеграция сетей
локальных систем с региональными
и даже интернациональными структурами
приводит к отказу от классических
рабочих полей информатики и
широкому привлечению средств
Кроме того, работники и руководители предприятия должны учитывать на профессиональном уровне все новые и важные для ИТ аспекты. Примером может служить вопрос о технологическом и хозяйственном значении технологий Internet/Intranet. Именно на информационно-технологической службе лежит ответственность за создание платформы, на которой станет возможным корпоративный менеджмент, включая квалифицированную подготовку (в том числе и психологическую) персонала.
Децентрализация и рост информационных потребностей
Ориентация на максимальное
сближение с клиентом потребовала
от предприятий перехода к горизонтальным,
децентрализованным структурам. Принятие
решений в условиях децентрализации
привело к резкому росту
Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалось благодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документации в очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы непрерывно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых, в свою очередь, постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационной технологии.
Ранее на предприятиях устанавливались мощные вычислительные центры, готовившие огромное количество цифровых отчетов, на базе которых в последующем осуществлялось управление хозяйственной деятельностью. Сейчас задача ИТ-служб компании состоит в том, чтобы разработать такую технологию, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации. Новые информационно-технологические системы должны обеспечивать не какую-то абстрактную хозяйственную систему, а конкретных партнеров, которые в разнообразных формах участвуют в хозяйственном процессе.
Интеграция децентрализованных систем
Информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем, часто не связанных друг с другом. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологических систем, возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Во всяком случае, в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем не менее, интеграция должна произойти.
Постановка подобной цели необходима высшему менеджменту для реального управления изменениями. Организационным рычагом в ее достижении могут стать виртуальные, проектные и рабочие группы, объединенные общими интересами выполнения текущих проектов и решения долгосрочных задач. Возможно, такие группы смогут даже эффективно управлять функциями распределенных отделов компании и сопровождающих их деятельность ИТ. Целью в этом случае мог бы стать интеграционный подход к взаимосвязанным технологическим, социальным, функциональным и хозяйственным процессам компании.
Капиталовложения и риски
Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой - могут лишить предприятие перспективных возможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрыми технологическими изменениями и "привязки" к какой-либо одной технологии или определенному поставщику. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не будут оценены риски применения тех или иных компьютерных и телекоммуникационных средств и не будет получена профессиональная консультация, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии. При планировании капиталовложений в ИТ необходимо в обязательном порядке "держать в уме" конечную цель их приобретения и развертывания - насколько ИТ будут способствовать реализации бизнес-стратегии предприятия.
Психологический фактор и языковые уровни
Естественно, что новая технология повышает производительность, помогает фирме добиться лучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны знать о том, как мыслят и как работают люди, использующие новую технологию. Фирмы, которым это удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ.
Изготовители информационной техники и интеграционные команды должны научиться делать предложения не только в узкоспециальных терминах. На переговорах партнер будет ставить вопросы, имеющие принципиальное значение для высшего менеджмента в его компании. Здесь важно, чтобы обе стороны вышли на новый переговорный уровень, когда стороны говорили бы на одном языке. Речь в этом случае идет скорее не о качестве техники, а о качестве услуг в сфере ИТ. Техника, разумеется, должна хорошо работать, быть на высоком уровне. Вместе с тем ее изготовитель должен почувствовать себя на месте менеджера, который с помощью ИТ стремится добиться конкурентных преимуществ. "Чистый продавец" в системе сбыта ИТ уходит в прошлое. Аналогичная ситуация должна складываться и на самом предприятии, особенно когда речь идет о многопрофильном производстве или оказании разнообразных услуг. Умение ИТ-менеджера находить общий язык с менеджерами подразделений должно перестать быть искусством одиночек, а превратиться в повседневную практику.
1.2.4 Развитие ИТ и организационные изменения на предприятиях
Новые информационные технологии и реализованные на их основе информационные системы являются мощным инструментом для организационных изменений, которые "вынуждают" предприятия перепроектировать свою структуру, область деятельности, коммуникации, ресурсы, т.е. провести полный реинжиниринг бизнес-процессов для достижения новых стратегических целей. В табл. 1.5 показаны некоторые технические и технологические новации, применение которых неизбежно приводит к необходимости изменений в организации.
Таблица 1.5 - Факторы, приводящие к необходимости реинжиниринга предприятия
Информационные технологии |
Организационные изменения |
Глобальные сети |
Международное разделение производства: действия компании не ограничиваются локализацией; глобальная сфера деятельности расширена; снижаются затраты на производство за счет дешевой рабочей силы, улучшается координация филиалов |
Сети предприятия |
Совместная работа: организация процессов координируется поверх границ подразделений, распределенные производственные мощности становятся доминирующим фактором. Управление процессами подчиняется единому плану |
Распределенное управление |
Изменяются полномочия и
ответственность: личности и группы
имеют информацию и знания, чтобы
действовать самостоятельно. Бизнес-процессы
перестают быть "черными ящиками".
Затраты на текущее управление снижаются.
Централизация и |
Распределенное производство |
Организация становится частично виртуальной: производство не привязано географически к одному месту. Информация и знания доставляются туда, где они необходимы, в нужном количестве и в нужное время. Снижаются организационные и капитальные затраты, так как уменьшается потребность в недвижимом имуществе для размещения средств производства |
Графические интерфейсы пользователя |
Все в организации, начиная с высших руководителей и кончая исполнителями, имеют доступ к необходимой информации и знаниям; управление процессами автоматизируется, контроль становится простой процедурой. Организационные процессы и документооборот упрощаются, так как управленческие воздействия движутся от бумажного воплощения к цифровому |
Внедрение информационных технологий
может приводить к
Табл. 1.6 содержит результаты организационных изменений в компании под воздействием ИТ.
Таблица 1.6
Возможность |
Организационное воздействие (результат) |
Деловая |
ИТ преобразуют неструктурированные процессы в частично структурированные и структурированные, пригодные к автоматизации подготовки принятия решения |
Автоматизация |
ИТ заменяют или уменьшают роль исполнителя в выполнении стандартных (рутинных) функций и операций |
Анализ |
ИТ обеспечивают аналитика необходимой информацией и мощными аналитическими средствами |
Информационная |
ИТ доставляют всю необходимую информацию в управленческие и производственные процессы конечному потребителю |
Параллельность и доступ |
ИТ позволяют выстраивать процессы в нужной последовательности с возможностью параллельного выполнения однотипных операций и одновременного доступа многих устройств и исполнителей |
Управления данными и знаниями |
ИТ организуют сбор, обработку, систематизацию данных, формирование и распространение знаний, экспертных и аудиторских действий для улучшения процессов |
Отслеживание и контроль |
ИТ обеспечивают детальное отслеживание выполнения процессов и контроль исполнения управленческих воздействий |
Интеграция |
ИТ напрямую объединяют части деятельности во взаимосвязанные процессы, которые раньше происходили с участием посредников и промежуточных управленческих звеньев |
Географическая и |
ИТ быстро передают информацию для выполнения процессов независимо от места их выполнения |
На рис. 1.7 показаны четыре основных класса структурных изменений в компании, которые поддерживаются информационными технологиями. Каждый из них имеет свои последствия и риски.
Наиболее распространенная
форма организационных
Более глубокая форма организационного изменения, уже затрагивающая структуру производства, - рационализация рабочих процедур или улучшение процессов (Business Process Improvement - BPI). Для наведения порядка в сложных и распределенных процедурах и процессах необходимо изменять порядок их выполнения. Суть изменений - рациональное выстраивание технологических процедур, экономия процессного пространства и времени. Рационализация также не привносит большого дополнительного риска, так как она может начинаться с локальных процедур и процессов и только после получения экономического эффекта распространяться на все предприятие.
Новые ИТ в конечном счете призваны изменить природу всей организации, трансформируя ее цели и стратегические устремления (Paradigm Shift - PS): например, освоение принципиально новой ниши рынка, открытие филиалов компании в других странах, приобретение другой компании, слияние с компанией партнера и т. д. Такие организационные изменения обладают наибольшим риском, но они несут и наивысшую отдачу. Руководство компании должно осознанно подходить к изменениям такого типа, понимая всю меру ответственности за принимаемые глобальные решения.
В табл. 1.7 даны характеристики компаний в соответствии с успешностью внедрения и применения новых ИТ-технологий.
Таблица 1.7
Оставшиеся в прошлом |
В предкризисном или посткризисном состояниях |
Движущиеся вперед, конкурентоспособные |
Лидирующие |
Руководство компании не верит в возможности ИТ для развития бизнеса |
Руководство компании не участвует в планировании ИТ-деятельности |
Деятельность в области приобретения, разработки и внедрения ИТ планируется в соответствии с основными потребностями деятельности компании |
Высшие руководители компании формируют политику в области применения и развития ИТ |
Затраты на ИТ были необоснованными, недостаточными или неэффективными |
ИТ-отдел не имеет самостоятельного значения |
Расходы находятся под контролем |
Компания умело применяет новейшие технологии для ведения и развития своего бизнеса |
Основной принцип приобретения вычислительных средств - дешевизна и быстрота установки без планирования и проработки решений |
Затраты на ИТ не повышаются с изменениями требований рынка и успехами конкурентов |
Вычислительная среда ИТ является распределенной, надежной и понятной в применении |
ИТ-расходы нацелены на получение конкурентоспособного преимущества |
ИС не поддерживается, не модифицируется, не развивается |
Вычислительное и сетевое оборудование приобретается без разработанного и утвержденного ИТ-проекта, от случая к случаю |
Используются современные
международные стандарты и |
Развитая, надежная и удобная инфраструктура, управляемая и легко настраиваемая конфигурация, удобные интерфейсы |
Эксплуатация отдана случайным людям |
Основная часть ИТ-бюджета расходуется на эксплуатацию и поддержку |
Основные и вспомогательные бизнес-про-цессы поддерживаются ИТ-приложениями |
Возможно использование готовых решений в условиях гибкого реинжиниринга, заказные решения интегрируются с существующими и открыты для дальнейшей разработки приложений |
Новые разработки, как правило, отсутствуют |
ИС наращивается хаотически, сложность растет в ущерб пониманию и гибкости |
Компания готова проводить реинжиниринг основных бизнес-процессов |
Компания имеет собственный учебный центр |
Обучение персонала никогда не производилось |
Новые разработки, как правило, неэффективны и не окупаются |
Новые разработки, как правило, эффективны, затраты с течением времени окупаются полностью |
  |
Средства на обучение не выделяются |
Проводится регулярное повышение квалификации персонала |