Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:19, контрольная работа
Руководитель, планирующий или начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон иллюзий. Для этого имеется несколько оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы "под ключ" за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать "все путем", хорошая команда исполнителей.
1. Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития
1.1 Информация и информационные технологии
1.1.1 Информация и информационная культура
1.1.2 Информация и развитие экономики
1.1.3 Информационные революции
1.1.4 Информация и информационная культура предприятия
1.2 Развитие информационных технологий
1.2.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий
1.2.2 Этапы развития информационных технологий
1.2.3 Тенденции развития информационных технологий
1.2.4 Развитие информационных технологий и организационные изменения на предприятиях
Заключение
Преимущества применения компьютерных технологий
1-й
этап (с начала 60-х гг. ХХ века) характеризуется
довольно эффективной обработкой информации
при выполнении рутинных операций с ориентацией
на централизованное коллективное использование
ресурсов вычислительных центров. Основным
критерием оценки эффективности создаваемых
ИС была разница между затраченными на
разработку и сэкономленными в результате
внедрения средствами. Основной проблемой
на этом этапе была психологическая - трудное
взаимодействие пользователей, для которых
создавались ИС, и разработчиков из-за
различия их взглядов и понимания решаемых
проблем. Как следствие этой проблемы,
создавались системы, которые пользователи
плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно
большие возможности, не использовали
в полной мере.
Реализация принципа получение информации
"в одном месте и сейчас".
2-й
этап (с середины 80-х гг.) связан с
появлением персональных компьютеров.
Изменился подход к созданию ИС - ориентация
смещается в сторону индивидуального
пользователя для поддержки принимаемых
им решений. Пользователь заинтересован
в проводимой разработке, налаживается
контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание
обеих групп специалистов. На этом этапе
используются как централизованная обработка
данных, характерная для первого этапа,
так и децентрализованная, базирующаяся
на решении локальных задач и работе с
локальными базами данных на рабочем месте
пользователя.
Реализация принципа "в одном месте и в
любое время".
3-й
этап (с начала 90-х гг.) связан с пониманием
стратегических преимуществ в информатизированном
бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационных
технологий и распределенной обработке
информации. ИС имеют своей целью не просто
увеличение эффективности обработки данных
и помощь управленцу, а создание высокоэффективного
производства. Применяемые ИТ должны помочь
компании выстоять в конкурентной борьбе
и получить преимущество.
Реализация принципа "в любом месте и в
любое время".
Инструментальные технологические средства
1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручные" технологии: перо, чернильница, книга, элементарные ручные средства счета. Коммуникации осуществлялись путем доставки конной почтой писем, пакетов, депеш, в европейских странах применялся механический телеграф. Основная цель технологий - представление и передача информации в нужной форме.
2-й этап (конец XIX в. - 40-е гг. ХХ в.) - "механические" технологии: пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологий - представление информации в нужной форме более удобными средствами, сокращение затрат на исправление потерь и искажений.
3-й этап (40-е - 60-е гг. XX в.) - "электрические" технологии: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. Организация доставки информации в заданное время. Изменяется цель технологии. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (70-е гг. - середина 80-х гг.) - "электронные" технологии, основным инструментарием которых становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. "Центр тяжести" технологий еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Приобретается опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная базы для перехода на новый этап развития технологий.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерные (новые) " технологии, их основным инструментарием является персональный компьютер с широким спектром стандартных и заказных программных продуктов широкого назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматизированных систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений на различных уровнях управления. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети.
6-й этап (с середины 90-х гг.) - "Internet/Intranet (новейшие)" технологии. Широко применяются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменением подвергаются технические средства связи, средства бытового, культурного и прочего назначений.
1.2.3 Тенденции развития ИТ
При традиционном подходе
к организации, когда специализированные
функции включаются в дело одна за
другой, как в эстафете, высокая
эффективность недостижима. Быстрота
реагирования на внешние изменения
требует постоянного
Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 1.6). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний
Прежнее правило |
Новое правило |
Технология |
Информация может появляться в одном месте, в одно время |
Информация может появляться и быть востребованной в любом месте, в любое время - когда это необходимо |
Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы, технологии поиска заданных данных |
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты |
Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля |
Экспертные системы |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией |
Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм организации управления и производства |
Распределенная работа в группах, телекоммуникации и сети |
Все решения принимают только высшие руководители и ответственные менеджеры |
Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника, отвечающего за свой участок работы |
Средства поддержки принятия решений, доступ к базам и хранилищам знаний, системы знания |
Для поиска, получения, анализа, хранения и передачи информации требуются специально оборудованные помещения |
Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Интернет/Интранет-технологии, оптоволоконные и спутниковые системы связи, мобильные системы |
Лучший контакт с покупателем - личный контакт |
Лучший контакт с |
Интерактивное взаимодействие, базы данных, системы опроса и выявления предпочтений |
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится |
Сущности сами говорят вам, где они находятся |
Системы поиска. Мобильные агентные системы |
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением форс-мажора |
Планы пересматриваются и
корректируются оперативно, по мере необходимости
и адекватно требованиям |
Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками, высокопроизводительные ЭВМ |
ИТ-отделы в фирмах и корпорациях стали выдвигаться на первые роли. Этому способствовали три фактора, которые в полной мере проявились в 1990-е годы:
В результате этого изменились сами составляющие бизнеса (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Динамика развития бизнеса |
Ускорилась |
Стратегическое планирование и тактические цели |
Увеличилась дальность и точность прогноза |
Оперативный простор |
Расширилась область применения |
Управление рисками |
Моделирование и оптимизация ситуации |
Гибкость управления |
Быстрое маневрирование ресурсами |
Конкурентоспособность |
Распространение имеющегося превосходства на весь бизнес |
Такое отношение к ИТ и их роли в бизнесе заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос "В чем основная цель информационных технологий?". Прежний ответ, удовлетворявший требованиям 1980-1990-х годов, - "Повышение производительности труда, экономия финансов, поиск новых форм взаимодействия" - относится в настоящее время к способам достижения оперативных и тактических преимуществ.
Стратегическая роль ИТ в современном мире - способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество (Сompetitive Advantage) с целью извлечения максимальной выгоды!
Современное состояние ИТ можно охарактеризовать следующими положениями:
В развитии ИТ можно выделить пять основных тенденций.
Применительно к бизнесу это означает следующее: