Инновации в музейном обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа

Описание

целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании.

Задачами работы являются:

1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании;

2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании

Содержание

Введение ................................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании ...........5

1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития ..........................5

1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании ................................6

2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании ....................10

2.1. Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея ...........................................................................................10

2.2. Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики ................................................................................................................13

3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа .................................................................25

Заключение .........................................................................................................................30

Список использованных источников ..............................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

     Одним из важнейших показателей эффективности  функционирования информационной системы  является степень доступности ресурсов пользователю.

     Именно  по этому показателю Россия отстает  от развитых стран мира. Причины  недоступности ресурсов разнообразны:7

  • во-первых, дороговизна коммерческих ресурсов, делающая нереальным массовое пользование;
  • во-вторых, отсутствие у некоторых категорий пользователей справочного аппарата и средств навигации;
  • в-третьих, отсутствие у владельцев ресурсов средств или технологий для обеспечения распространения информации и доступа к ней.

     Связь бизнес-технологий и менеджмента  с богатейшим культурным наследием России поддерживается благодаря инновационной деятельности. Именно она сможет обеспечить возврат средств из материального производства в сферу культуры.

     Цели  инновационной деятельности индивидуальны  для каждой организации и зависят от степени приближенности сферы исследований к коммерческому использованию. Тем не менее, эти вопросы актуальны даже в далеких от "достижений прогресса" учреждениях, поскольку экономические трудности заставляют сотрудников искать источники дополнительного финансирования и реализовывать выгодные с коммерческой точки зрения проекты.

     Приоритетными направлениями в информационном обслуживании инновационных проектов развития музеев-заповедников являются:

  • поддержание и расширение банков и баз данных по объектам культурного и природного наследия, видам их деятельности и услугам на всех этапах реализации культурных проектов;
  • представление культурных и природных ценностей в печатных изданиях, кино- и видеопродукции;
  • создание электронных салонов-выставок, виртуального музея;
  • разработка и запись электронных каталогов и презентационных программ на СР-КОМ и ОУР-КОМ;
  • использование системы оперативного поиска и обработки информации (использование корпоративных информационных систем, интеграция в Интернет);
  • обеспечение справочной информацией по созданию и функционированию предприятий, снабжение актуальной правовой, нормативной, финансовой, адресной и учебной информацией;
  • представительство и реклама инновационных проектов в компьютерных сетях.
  • оценка эффективности культурного туризма.

     Информационные  ресурсы играют важную роль в привлечении  инвестиций в сферу культурного и экологического туризма.

     Туристическая деятельность является одной из наиболее доходных сфер мировой экономики  и перспективным направлением деятельности музеев-заповедников.

     Основным  средством оценки эффективности  культурного туризма является создание единой информационной системы, позволяющей  накапливать и обрабатывать "первичную" информацию по ресурсам данного региона.

     Именно  с помощью подобной системы можно дать ориентировочную оценку культурного потенциала и выяснить целесообразность дальнейших исследований и разработок.

     При изучении первичных данных о музеях-заповедниках можно выделить два основных раздела для накопления информации:

  1. в культурное наследие (т. е. музеи, памятники архитектуры, достопримечательные места, культурный ландшафт и т. д.);
  2. в существующая инфраструктура туризма (транспортная сеть, размещение и отдых).

     Итак, профессиональная организация туризма  и отдыха предусматривает создание собственного туристического продукта, основные составляющие которого - развитая инфраструктура центров музейного туризма на базе музеев-заповедников и активный маркетинг.

     Именно  эти компоненты необходимы для внедрения  музеев в международный и межрегиональный рынки туристических услуг.

     Итак, состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние.

     В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию.

     2.2.Музейный  менеджмент в период реформирования бюджетной сферы

     экономики.

     Культурное  пространство страны, отдельно взятого  региона и населенного пункта складывается из двух составляющих:

  • историко-культурного наследия, которое состоит из материальных и нематериальных ценностей, значимых для самобытности данной нации, и с экономической точки зрения характеризует объем и масштабы культурного пространства, его качество и сущность;
  • культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства и проявляющихся в качестве инвестиций в человеческий капитал.

     В экономические отношения входит та часть культурного пространства, которая требует затрат экономических ресурсов и профессиональной организации производства товаров и услуг. Музеи связаны с обеими составляющими.

     Музеи могут быть и являются инструментом развития территории, не только делая ее привлекательной для туристического бизнеса, но и формируя общественно-социальную среду, которая влияет на экономику региона и обеспечивает качество жизни.8

     Коммерциализация инвестиций в человеческий капитал. По мнению ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. Мау, государство первостепенное внимание должно уделять инвестициям в человеческий капитал, и особенно в здравоохранение и образование - секторы, генерирующие спрос на развитие других отраслей и услуг: инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство, считает он.9 Реформаторы же очевидную сторону влияния культуры, в т. ч. и музеев, видят в социоэкономическом развитии территории, привлечении туристов.

     Степень сложности данного вопроса отражает его оценка участниками круглого стола, прошедшего в рамках Второго  Московского международного форума "Культура плюс", цитатой из чеховской "Чайки": "Нужны новые формы, а если их нет, то ничего не нужно". И это подтверждает практика. Например, фестивали, которые в 60-е гг. играли прогрессивную роль, сегодня запротоколированы и мертвы.

     Никем даже не озвучена идея о том, что  оживить фестивальную традицию можно, лишь изменив умонастроение в обществе. Это же касается всех остальных так называемых новых стратегий.

     Такая важная тема одной из дискуссий круглого стола, как "Универсальные стратегии в развитии в региональных контекстах", вылилась попросту в обсуждение плюсов и минусов массового туризма как основного источника доходов и главной стратегии взаимодействия культуры и экономики. По сути, вся дискуссия свелась к констатации факта, что массовый туризм - самый успешный способ делать деньги.

     О новых же культурных формах взаимодействия говорилось вскользь, словно такие вопросы вообще бесполезно поднимать. Казалось бы, название форума "Культура плюс" предполагает в первую очередь тему духовного развития людей в контексте экономических и социальных реалий, а на деле получилось что-то типа "Бизнес плюс" и где-то на периферии - культура.

     Отсутствие  государственных приоритетов и  целей социокультурного развития отразилось и на способах позиционирования регионами  своих культурно-национальных особенностей, ландшафтных и исторических компонентов  в целях развития туристического бизнеса. В 2006 г. Государственной Думой был принят законопроект о создании в России особых экономических - туристско-рекреационных - зон. На Первом международном форуме "Особые экономические зоны" большой интерес вызвал проект "Тульский феномен", который представил культурные бренды региона: "Ясная Поляна", "Куликово поле", "Тульский пряник", "Тульский самовар", "Музей оружия" и др. А например, Тверская область с ее богатейшим историческим и культурным наследием, развитой музейной сетью не нашла ничего лучшего, как позиционировать себя в качестве родины Кощея Бессмертного. Данный подход достиг апогея в г. Мышкине. Помимо бренда - "Музея мыши" здесь строится Дворец мыши, где будет тронный зал для церемонии вручения ордена Мыши, учрежденного муниципалитетом за вклад в развитие города.

     Налицо  подмена человеческих ценностей  мифологией, которая не является вкладом  в человеческий капитал и вряд ли может способствовать дальнейшему  социокультурному развитию. Это чисто  коммерческий подход, ведущий к фарсу.

     Сказочник Гофман и подумать не мог о реальности такого сюжета. Его родина зарабатывает на культурных феноменах, например, в  небольшом немецком городке Веймаре, который позиционируется как родина Гете, туризм ежегодно приносит около 30% всего городского бюджета. Однако, судя по выступлению на упомянутом форуме "Культура плюс" мэра г. Веймара Стефана Вольфа, имя Гете очень важно для жизни города, но не является определяющим в его культурном ландшафте. Важен системный подход. В Веймаре есть два крупных вуза (консерватория и институт дизайна), где готовят творческих деятелей. Кроме того, имеется около трехсот архитектурных бюро, а также немало предприятий, работающих в области медиа и дизайна.

     Главная задача городских властей Веймара  состоит не в том, какую стратегию развития выбрать, а в том, каким способом удержать людей в городе, обеспечить их интересной и достойно оплачиваемой работой. Им важно соединить деятельность и пристрастия активных групп. Поэтому в Веймаре существуют фонд Веймарской классики, Немецкий национальный театр, Городской совет сохранения памятников архитектуры, туристические компании и т. д.

     Каждый  из субъектов заинтересован в  развитии культурного ландшафта  и в подготовке для него своих кадров.

     Подобный  системный подход был продемонстрирован во время проведения Всемирного экономического форума в 2006 г., посвященного туризму. Участники определили четыре необходимых для его успешного развития параметра: наличие законодательства, развитой инфраструктуры, бизнеса и историко-культурного наследия. Достоинством для развития туризма признано наличие развитой топливной базы, железнодорожного транспорта, школьного образования, недостатком - неразвитость бизнеса, неприветливость населения. Россия по совокупности всех этих показателей заняла лишь 68-е место.

     Коммерциализация  процесса презентации наследства. Обратимся  к американскому опыту, который многими реформаторами взят за образец в плане того, как культура функционирует на принципах самофинансирования при минимальном участии государства.

     По  мнению президента международной фирмы "Международные стратегии в области наследия", специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием, Донована Д. Рипкема, сегодня историческое наследие объединяет мир, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то, что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения. Однако в малых городах Америки быстро посчитали - для того чтобы успех был стабильным, стратегия должна основываться на трех принципах:

  • подлинности истории - городки-новоделы в стиле Дикого Запада или
  • аттракционы в виде баварской деревни могут заинтересовать туристов, но успех будет непродолжительным;
  • распространении успеха на весь регион - качество обслуживания во всех структурах (качество дорог, гостиниц, магазинов и т. д.) должно соответствовать стандартам;
  • неповторимости особенностей (инвестиционной привлекательности) места.

     Сохранение  и презентация исторического  наследия означает преумножение материальных ценностей, затрагивает трудовые, финансовые, налоговые и другие вопросы, т. е. фактически касается почти всех проблем местной экономики.

     Американская  ситуация прямо противоположна российской, где реформаторы "навешивают" на музеи в плане социокультурного развития бизнес-функции, в т. ч. и по "раскрутке" туризма. По мнению Донована Д. Рипкема, когда-то задача сохранения исторического наследия целиком ложилась на плечи музеев. 10Сейчас сохранение исторического облика города стало главным аспектом программ жилищного строительства, проектов по оживлению центральной части города, программ развития туризма и разнообразных арт-проектов. Осознавая экономическое значение историко-культурного наследия, нельзя забывать об истинном предназначении музеев - не только выполнять миссию по его сохранению и презентации, но и воспитывать будущих его защитников.

Информация о работе Инновации в музейном обслуживании