Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа
целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании.
Задачами работы являются:
1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании;
2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании
Введение ................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании ...........5
1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития ..........................5
1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании ................................6
2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании ....................10
2.1. Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея ...........................................................................................10
2.2. Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики ................................................................................................................13
3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа .................................................................25
Заключение .........................................................................................................................30
Список использованных источников ..............................................................................32
Одним
из важнейших показателей
Именно по этому показателю Россия отстает от развитых стран мира. Причины недоступности ресурсов разнообразны:7
Связь бизнес-технологий и менеджмента с богатейшим культурным наследием России поддерживается благодаря инновационной деятельности. Именно она сможет обеспечить возврат средств из материального производства в сферу культуры.
Цели инновационной деятельности индивидуальны для каждой организации и зависят от степени приближенности сферы исследований к коммерческому использованию. Тем не менее, эти вопросы актуальны даже в далеких от "достижений прогресса" учреждениях, поскольку экономические трудности заставляют сотрудников искать источники дополнительного финансирования и реализовывать выгодные с коммерческой точки зрения проекты.
Приоритетными направлениями в информационном обслуживании инновационных проектов развития музеев-заповедников являются:
Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культурного и экологического туризма.
Туристическая деятельность является одной из наиболее доходных сфер мировой экономики и перспективным направлением деятельности музеев-заповедников.
Основным средством оценки эффективности культурного туризма является создание единой информационной системы, позволяющей накапливать и обрабатывать "первичную" информацию по ресурсам данного региона.
Именно с помощью подобной системы можно дать ориентировочную оценку культурного потенциала и выяснить целесообразность дальнейших исследований и разработок.
При изучении первичных данных о музеях-заповедниках можно выделить два основных раздела для накопления информации:
Итак, профессиональная организация туризма и отдыха предусматривает создание собственного туристического продукта, основные составляющие которого - развитая инфраструктура центров музейного туризма на базе музеев-заповедников и активный маркетинг.
Именно эти компоненты необходимы для внедрения музеев в международный и межрегиональный рынки туристических услуг.
Итак, состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние.
В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию.
2.2.Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы
экономики.
Культурное пространство страны, отдельно взятого региона и населенного пункта складывается из двух составляющих:
В
экономические отношения входит
та часть культурного
Музеи могут быть и являются инструментом развития территории, не только делая ее привлекательной для туристического бизнеса, но и формируя общественно-социальную среду, которая влияет на экономику региона и обеспечивает качество жизни.8
Коммерциализация инвестиций в человеческий капитал. По мнению ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. Мау, государство первостепенное внимание должно уделять инвестициям в человеческий капитал, и особенно в здравоохранение и образование - секторы, генерирующие спрос на развитие других отраслей и услуг: инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство, считает он.9 Реформаторы же очевидную сторону влияния культуры, в т. ч. и музеев, видят в социоэкономическом развитии территории, привлечении туристов.
Степень
сложности данного вопроса
Никем даже не озвучена идея о том, что оживить фестивальную традицию можно, лишь изменив умонастроение в обществе. Это же касается всех остальных так называемых новых стратегий.
Такая важная тема одной из дискуссий круглого стола, как "Универсальные стратегии в развитии в региональных контекстах", вылилась попросту в обсуждение плюсов и минусов массового туризма как основного источника доходов и главной стратегии взаимодействия культуры и экономики. По сути, вся дискуссия свелась к констатации факта, что массовый туризм - самый успешный способ делать деньги.
О новых же культурных формах взаимодействия говорилось вскользь, словно такие вопросы вообще бесполезно поднимать. Казалось бы, название форума "Культура плюс" предполагает в первую очередь тему духовного развития людей в контексте экономических и социальных реалий, а на деле получилось что-то типа "Бизнес плюс" и где-то на периферии - культура.
Отсутствие государственных приоритетов и целей социокультурного развития отразилось и на способах позиционирования регионами своих культурно-национальных особенностей, ландшафтных и исторических компонентов в целях развития туристического бизнеса. В 2006 г. Государственной Думой был принят законопроект о создании в России особых экономических - туристско-рекреационных - зон. На Первом международном форуме "Особые экономические зоны" большой интерес вызвал проект "Тульский феномен", который представил культурные бренды региона: "Ясная Поляна", "Куликово поле", "Тульский пряник", "Тульский самовар", "Музей оружия" и др. А например, Тверская область с ее богатейшим историческим и культурным наследием, развитой музейной сетью не нашла ничего лучшего, как позиционировать себя в качестве родины Кощея Бессмертного. Данный подход достиг апогея в г. Мышкине. Помимо бренда - "Музея мыши" здесь строится Дворец мыши, где будет тронный зал для церемонии вручения ордена Мыши, учрежденного муниципалитетом за вклад в развитие города.
Налицо подмена человеческих ценностей мифологией, которая не является вкладом в человеческий капитал и вряд ли может способствовать дальнейшему социокультурному развитию. Это чисто коммерческий подход, ведущий к фарсу.
Сказочник Гофман и подумать не мог о реальности такого сюжета. Его родина зарабатывает на культурных феноменах, например, в небольшом немецком городке Веймаре, который позиционируется как родина Гете, туризм ежегодно приносит около 30% всего городского бюджета. Однако, судя по выступлению на упомянутом форуме "Культура плюс" мэра г. Веймара Стефана Вольфа, имя Гете очень важно для жизни города, но не является определяющим в его культурном ландшафте. Важен системный подход. В Веймаре есть два крупных вуза (консерватория и институт дизайна), где готовят творческих деятелей. Кроме того, имеется около трехсот архитектурных бюро, а также немало предприятий, работающих в области медиа и дизайна.
Главная задача городских властей Веймара состоит не в том, какую стратегию развития выбрать, а в том, каким способом удержать людей в городе, обеспечить их интересной и достойно оплачиваемой работой. Им важно соединить деятельность и пристрастия активных групп. Поэтому в Веймаре существуют фонд Веймарской классики, Немецкий национальный театр, Городской совет сохранения памятников архитектуры, туристические компании и т. д.
Каждый из субъектов заинтересован в развитии культурного ландшафта и в подготовке для него своих кадров.
Подобный системный подход был продемонстрирован во время проведения Всемирного экономического форума в 2006 г., посвященного туризму. Участники определили четыре необходимых для его успешного развития параметра: наличие законодательства, развитой инфраструктуры, бизнеса и историко-культурного наследия. Достоинством для развития туризма признано наличие развитой топливной базы, железнодорожного транспорта, школьного образования, недостатком - неразвитость бизнеса, неприветливость населения. Россия по совокупности всех этих показателей заняла лишь 68-е место.
Коммерциализация процесса презентации наследства. Обратимся к американскому опыту, который многими реформаторами взят за образец в плане того, как культура функционирует на принципах самофинансирования при минимальном участии государства.
По мнению президента международной фирмы "Международные стратегии в области наследия", специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием, Донована Д. Рипкема, сегодня историческое наследие объединяет мир, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то, что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения. Однако в малых городах Америки быстро посчитали - для того чтобы успех был стабильным, стратегия должна основываться на трех принципах:
Сохранение и презентация исторического наследия означает преумножение материальных ценностей, затрагивает трудовые, финансовые, налоговые и другие вопросы, т. е. фактически касается почти всех проблем местной экономики.
Американская ситуация прямо противоположна российской, где реформаторы "навешивают" на музеи в плане социокультурного развития бизнес-функции, в т. ч. и по "раскрутке" туризма. По мнению Донована Д. Рипкема, когда-то задача сохранения исторического наследия целиком ложилась на плечи музеев. 10Сейчас сохранение исторического облика города стало главным аспектом программ жилищного строительства, проектов по оживлению центральной части города, программ развития туризма и разнообразных арт-проектов. Осознавая экономическое значение историко-культурного наследия, нельзя забывать об истинном предназначении музеев - не только выполнять миссию по его сохранению и презентации, но и воспитывать будущих его защитников.