Инновации в музейном обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа

Описание

целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании.

Задачами работы являются:

1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании;

2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании

Содержание

Введение ................................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании ...........5

1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития ..........................5

1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании ................................6

2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании ....................10

2.1. Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея ...........................................................................................10

2.2. Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики ................................................................................................................13

3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа .................................................................25

Заключение .........................................................................................................................30

Список использованных источников ..............................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

     Вопрос  об упомянутом выше качестве жизни  для российского общества также  является дискуссионным. Понятно, что  для Америки и Европы оно характеризуется  одними ценностями - в основном материальными, а для России - другими.

     Более всего с качеством жизни связана проблема социального оптимизма и гордости за место, в котором живет человек. С этих позиций сохранение историко-культурного наследия, деятельность по формированию исторической памяти является одним из наиболее эффективных способов создания и поддержания связей людей со своим сообществом.

     Показателем отношения к этому индикатору явилась выставка "По волнам нашей  памяти" (городская жизнь. Середина 1920-х - начало 1960-х гг.), прошедшая  в Государственном Историческом музее в конце 2006 - начале 2007 г. Ее авторы поставили целью показать повседневную жизнь различных социальных слоев советского общества. В экспозиции была развернута система бытовых интерьерных комплексов: казенных квартир государственной элиты, коммунальной кухни, общежития, фрагментов интерьеров общественных и социально-бытовых помещений. По мнению журналистов, выставка рассказала про убогий, но с годами кажущийся все более прекрасным, быт.

     Интересно отметить отношение посетителей  к параметрам качества жизни. Лишь немногие в "Книге отзывов" намекали о попытке возвести нищету в эстетическую категорию. Большинство же благодарили за воспоминания, доставившие радость. Показательны такие записи: «В период тотальной разобщенности память возвращает нас в то время, когда люди жили без комфорта, но были "настоящие"». "Люди жили скромно и достойно, не своим бытом, а одним общим большим делом". Очень характерна запись молодой девушки: "Приятно посмотреть на быт без мещанства и излишеств. Многим близки ценности того времени, а не стремление к наживе и отсутствие веры в завтрашний день".

     Коммерциализация  социальной активности населения. Со второй составляющей культурного пространства, потребляющейся в виде культурных благ, товаров и услуг, связана экономическая теория, популярная в 80-90-е гг. XX в. на Западе. Она определяла экономическую ипостась культуры следующим образом. Культура воздействует на экономику тем, что становится элементом воспроизводства способности человека как рабочей силы, а следовательно, влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. Социально-экономическая эффективность ее в этом контексте связывается с влиянием на важнейшие параметры социального и экономического развития общества:

  • рост производительности труда;
  • прирост национального дохода;
  • рациональное использование свободного времени;
  • повышение культурного уровня населения.

     Рыночный  характер отношений посеял иллюзию  возможности рыночного регулирования приносимой культурой пользы в сфере повышения производительности труда как фактора роста социально-общественного богатства страны. Сформулированная на этой основе теория "социальных товаров" выдвинула идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объектам действия рыночных механизмов, исходя из социальной значимости отдельных видов культурных услуг и объема платежеспособности населения.

     Данный  аспект и был взят на вооружение российскими реформаторами. В контексте этой теории культура рассматривается ими как функционально связанная со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и "интеллектуальным оснащением" работника, необходимым для осуществления профессионального труда, а также как средство развлечения и отдыха. Человек в данном случае рассматривается в качестве отлаженного механизма, на который благотворно влияет потребление культурных благ и услуг.

     С этих позиций были разработаны показатели социальной эффективности культурных услуг:

     индекс  социальности Вайсброда;

  • коэффициент социальной рентабельности (денежная оценка социального эффекта относительно затрат на производство данного социального эффекта);
  • показатель чистой - приведенной социальной стоимости;
  • индекс социальной доходности и т. д.

     По  признанию исследователей, эти формализованные  показатели не всегда поддаются исчислению и не учитывают временной оценки. Данные параметры могут быть взяты на вооружение, но они не учитывают многогранность социокультурной роли учреждений культуры. По признанию многих специалистов это одна из главных проблем бюджетной реформы, ориентированной на результат.

     Интересные  исследования по этому поводу провели  сотрудники Алтайского краевого центра народного творчества и досуга. По их мнению, социально-экономическая активность действительно является основой (главным фактором) человеческого существования и развития, однако это не единственное условие человеческой жизнедеятельности и развития социума.

     Данные  статистики говорят о том, что  социально-экономическая активность населения сопровождается социально-культурной пассивностью, и наоборот, социально-культурная активность - социально-экономической пассивностью.

     Отсутствие  инвестиций в большинстве регионов РФ отрицательно сказывается на количестве рабочих мест. Безработица служит стимулом (появляется больше свободного времени) для проявления социально-культурной активности, которая, в свою очередь, становится способом адаптации к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования выявилось любопытное противоречие:

  • культурно-развлекательная активность способствует адаптации к безработице;
  • культурно-познавательная активность - поиску способов ее преодоле-

     В экономически депрессивных регионах для  учреждений культуры открывается огромное поле деятельности: формируя ценности труда, познания, они могут "вытащить" регион из депрессивной "ямы", пробудить население от "спячки".

     Таким образом, социально-культурные факторы (доминирование в социуме культурно-познавательных установок и ценностей над культурно-развлекательными) усиливают социально-экономическую активность населения.

     Анализ  имиджформирующих качеств интернет-ресурса музея.

     Имидж - это специально созданный, а не возникший спонтанно образ. Создание репутации - дело многих лет, тогда как  для ее разрушения достаточно одной  минуты. Поэтому, даже если имидж уже  не требуется создавать, всегда существует необходимость его поддержания, укрепления, корректировки.

     Глобальная  сеть интернет тоже начала играть имиджформирующую роль, но преимущественно на уровне имиджа отдельных организаций и их ресурсов: дизайн сайтов выдерживается в фирменном стиле, контент увязывается с корпоративной РК-политикой. Но подобного узкокорпоративного понимания имиджа явно недостаточно, особенно если влияние учреждения культуры вполне можно распространить по всему региону.

     В последние годы культурный туризм объявлен одним из приоритетов регионального развития. Поэтому РР-деятельность в области культуры насущно требует целенаправленной работы со "всемирной паутиной": интернет как мощнейший инструмент продвижения способен сформировать туристские предпочтения пользователя на уровне не только конкретного турпродукта или оператора, но и региона, страны.

     Туризм - всеобъемлющая сфера, в которой  деятельность субъектов не может быть сепаратной: к примеру, учреждение культуры ("производитель" тур-продукта) и туроператор ("упаковщик") работают в итоге друг на друга.

     В любом случае, используется ли интернет для создания имиджа или его изменения, возникает множество вопросов:

  • насколько возможно управление имиджем региона в web-пространстве?
  • какие для этого существуют пути?
  • насколько интернет-ресурс отдельной организации, в частности организации культуры, может повлиять на имидж региона?
  • какие факторы определяют имиджформирующие качества интернет-ресурса?

     Рассмотрим  некоторые варианты ответов на примере  региональных представительств, в частности Ярославского региона.

     Существует  легкий способ выяснить, каким регион видится пользователю глобальной сети " потенциальному туристу. Достаточно задать поисковым системам ряд вопросов, которые приходят на ум любому человеку, собравшемуся в туристическую поездку. Пользователь может столкнуться с двумя серьезными проблемами: либо ресурсов оказывается недостаточно, либо их содержание не отвечает его запросам.

     Многие  серьезные городские веб-ресурсы  оказываются слабо интегрированными в глобальную сеть и плохо просматриваются извне региона. Казалось бы, подобная проблема имеет чисто технический или маркетинговый характер и зависит исключительно от вложенных средств. Но это не совсем так.

     Видимость сайта во всемирной паутине во многом зависит от формулировки метатегов - своеобразных слов-меток, по которым поисковик отыскивает сайт при выполнении того или иного запроса, формулировка таких меток -задача не столько программиста, сколько контент-менеджера, который должен адекватно оценить целевую аудиторию сайта и ее возможные запросы.

     Итак, первая двадцатка сайтов, отобранных по релевантности поисковой системой Яндекс на запрос "Ярославль", в  целом может предоставить потенциальному культурному туристу всю необходимую  ему основную информацию о городе. Другое дело, что эти ресурсы не всегда выполняют декларированные ими функции. Так, практически все городские информационные системы грешат необъяснимым отсутствием активных ссылок в каталогах организаций. К примеру, в рубрике "Культура, искусство" нет ни одной работающей ссылки на сайты музеев, театров, хотя эти ресурсы, безусловно, имеются. В результате подобные порталы утрачивают свое навигационное значение, представляя ярославский интернет более плоским и бедным, чем он есть на самом деле.

     Для того чтобы выяснить, какие ресурсы и в какой степени могут повлиять на туристический имидж региона, следует определиться с критериями.

     В основе системы критериев лежит  набор потребностей и запросов современного культурного туриста:

  • визуальность представления информации, дизайн сайтов, разнообразие и привлекательность используемых изображений;
  • полнота информации с точки зрения потребностей туриста (в культурно-познавательном плане):
  • - общая информация о городе и регионе, маршрутах, достопримечательностях и возможностях для отдыха;
  • гостиницы;
  • проезд, транспорт, расписания, карты, схемы, маршруты;
  • туристический продукт (виды отдыха и развлечений, организации сферы досуга, основные культурные события в течение года, маршруты, достопримечательности, памятники, культурные события, сувениры, экскурсии);
  • бытовые услуги (питание, медобслуживание, связь, прокат);
  • коммуникативность ресурса: наличие обратной связи, интерактивных сценариев, дистанционных услуг (форумы и гостевые книги, интерактивные карты, путеводители, возможность заказа билетов, бронирования номеров, покупки сувениров через интернет);
  • наличие перевода на иностранные языки;
  • оригинальность интерпретации информации, наличие "изюминки";
  • обновляемое сайта, свежесть информации.

     Визуальный  облик сайтов, разумеется, сильно разнится и зависит от многих факторов. Тем не менее, подавляющее большинство сайтов, попавших в первые десятки, - это хорошо продвигаемые, профессионально выполненные ресурсы. Но фотографий города мало даже на городском сервере "Туристический Ярославль", и зачастую вообще визуально отсутствует какая-либо ярославская специфика, какие-либо намеки на "региональный стиль".

     Что касается коммуникативных и интерактивных  качеств ресурсов, то, помимо системы  бронирования гостиниц, есть возможность  узнать расписание поездов (к сожалению, без возможности забронировать билеты), посмотреть карту города и схему движения городского транспорта. Но такого интерактива все же недостаточно. Не хватает более широких возможностей - задать интересующие вопросы специалистам в сфере туризма, заказать экскурсии, зарезервировать билеты (как транспортные, так и на культурные мероприятия), купить сувениры, сконструировать индивидуальный туристический маршрут.

Информация о работе Инновации в музейном обслуживании