Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: оценка и анализ современных инновационных процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.
Задачами курсовой работы являются: дать общую характеристику инноваций, раскрыть их сущность, виды и механизм реализации в условиях рынка, показать необходимость поддержки инновационной деятельности предприятий посредством научно – технической и инновационной политики и механизм государственного регулирования, а также изучить основные проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности предприятий РБ
Содержание 2
Введение 3
1.Сущность и классификация инноваций. Эффективность использования инноваций. 6
1.1 Сущность и классификация инноваций. 6
1.2 Эффективность использования инноваций 12
2.Инновационный потенциал, тенденции и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси. 15
2.1. Инновационный потенциал регионов Беларуси: потенциал и перспективы. 15
2.2 Тенденции и пути развития инновационной деятельности в Беларуси. 21
3. Венчурная деятельность. 28
3.1 Венчурная деятельность: понятие, субъекты, условия возникновения. 28
3.2 Механизм венчурной деятельности (зарубежный опыт) 29
3.3 Оценка возможности развития венчура в Республике Беларусь. 30
3.4 Особенности венчурного финансирования 31
3.5 Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности. 34
4. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах 36
Заключение 46
Список использованных источников 48
Цель курсовой работы:
оценка и анализ современных инновационных
процессов, подробное рассмотрение
механизма взаимовлияния
Задачами курсовой работы являются: дать общую характеристику инноваций, раскрыть их сущность, виды и механизм реализации в условиях рынка, показать необходимость поддержки инновационной деятельности предприятий посредством научно – технической и инновационной политики и механизм государственного регулирования, а также изучить основные проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности предприятий РБ
Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая политика США направлена, в том числе на: создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции; поощрение развития коммерциализации технологий; инвестирование в создание технологий XXI века. В странах Европейского союза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени становиться общей задачей.
Кооперация в исследованиях и разработках дает возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей.
В государствах - участниках СНГ после 1991 года удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6процентов (ранее составлял 60-70) от общего количества организаций и продолжает снижаться. Открытие рынка государств - участников СНГ для зарубежных товаров и технологий привело к падению спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. В этих условиях организации сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет в производстве технически более простой и дешевой[1].
Происходит снижение объемов производства, основу которого составляют электронная промышленность, вычислительная, оптоволоконная техника, роботостроение, телекоммуникации. Вместе с тем в государствах – участниках СНГ еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке. По отдельным направлениям государства - участники СНГ, в том числе Республика Беларусь, находятся среди мировых лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. Инновационная деятельность в республике находится в стадии становления.
Принятая в 1996 году программа развития научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации. Особенность нашего государства заключается в том, что мы имеем достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Беларусь имеет уникальную научно-производственную базу, использование которой в сложившихся экономических условиях неэффективно. Ориентация этого потенциала на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба. Основными причинами такого состояния являются экономическая ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга, недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные возможности финансовой поддержки государства, неразвитость финансово-кредитной системы.
Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались неподготовленными к работе в новых экономических условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации. Тем самым возникает опасная тенденция для экономики Беларуси - потеря рынков и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза ежегодно обновляется до 30 процентов продукции, в то время как в Беларуси - 3 процента. Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как центрального звена государственной социально-экономической и научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения.
Следует отметить, что проблемами инновационной деятельности занимались многие отечественные ученые, среди них Кондратьев Н.Д., Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю., Рудакова И. Е., Пригожий С. Б., Поршнев А. Г., Валдайцев С. В., Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г., Краснов А. Г., Завлин П.Н., Миндели Л.Э. и другие.
Заметный вклад в изучение проблем инновационной деятельности внесли и зарубежные исследователи: Л. Водачек, О. Водачкова, Б. Санто, М. Хучек, Б. Твисс, И. Шумпетер, И. Перлаки. Однако следует отметить, что исследования отечественных ученых в области инновационной деятельности не являются завершенными, а опыт и результаты исследований зарубежных специалистов ориентированы на вполне оформившиеся и хорошо развитые рыночные отношения. Вследствие этого результаты данных исследований могут быть применены в условиях становления рынка в отечественных условиях только после достаточной адаптации к современным условиям белорусской экономики.
Таким образом, данная тема является актуальной для нашей страны по ряду причин: во-первых, скудные запасы природных ресурсов, особенно энергетических; во-вторых, разрыв между нашим уровнем развития науки и зарубежным, при достаточно большом объёме научного потенциала[2, c.4]. Для Беларуси сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня государство способно создать условия для развития научно-технического потенциала в Беларуси, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ, тем самым ускорить переход республики к рыночной экономике.
1.Сущность и классификация инноваций. Эффективность использования инноваций.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике Республики Беларусь как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.
Создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого "нововведенческого конвейера". Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий, во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции, в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации)[3, c.5].
Под инновациями в широком смысле
понимается прибыльное использование
новшеств в виде новых технологий,
видов продукции и услуг, организационно-технических
и социально-экономических
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.
Рынок капитала (инвестиций). Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др.
Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).
В инновационной сфере
· На безвозвратной основе из бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты республиканского значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
· Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
· Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам [2, c.29-31].
Информация о работе Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики