Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: оценка и анализ современных инновационных процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.
Задачами курсовой работы являются: дать общую характеристику инноваций, раскрыть их сущность, виды и механизм реализации в условиях рынка, показать необходимость поддержки инновационной деятельности предприятий посредством научно – технической и инновационной политики и механизм государственного регулирования, а также изучить основные проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности предприятий РБ

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1.Сущность и классификация инноваций. Эффективность использования инноваций. 6
1.1 Сущность и классификация инноваций. 6
1.2 Эффективность использования инноваций 12
2.Инновационный потенциал, тенденции и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси. 15
2.1. Инновационный потенциал регионов Беларуси: потенциал и перспективы. 15
2.2 Тенденции и пути развития инновационной деятельности в Беларуси. 21
3. Венчурная деятельность. 28
3.1 Венчурная деятельность: понятие, субъекты, условия возникновения. 28
3.2 Механизм венчурной деятельности (зарубежный опыт) 29
3.3 Оценка возможности развития венчура в Республике Беларусь. 30
3.4 Особенности венчурного финансирования 31
3.5 Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности. 34
4. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах 36
Заключение 46
Список использованных источников 48

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 723.00 Кб (Скачать документ)

Одним из основных принципов  формирования и реализации государственной  научно-технической политики Республики Беларусь является определение приоритетных направлений научно-технической  деятельности. Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005г. на 2006-2010 годы утверждены следующие приоритеты: ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции; медицина и фармация; информационные и телекоммуникационные технологии; технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; новые материалы и источники энергии; промышленные биотехнологии; экология и рациональное природопользование. Также определен перечень критических технологий, необходимых для реализации приоритетных направлений научно-технической деятельности.

Институтом экономики  НАН Беларуси были разработаны методология, основные положения и структура  методики выбора приоритетов научно-технической  деятельности, осуществлен выбор и научное обоснование перечня критериев и показателей, используемых для ранжирования макротехнологий по уровню их приоритетности, разработан проект Положения о проведении экспертизы по выбору приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Тем не менее, алгоритм определения приоритетных направлений инновационного развития недостаточно проработан. К инновационным принято относить стратегии «наращивания», «заимствования» и «переноса». Стратегия «наращивания» предполагает использование собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала в сочетании с привлечением зарубежного опыта. Практическое внедрение результатов научных исследований приводит к наращиванию темпов выпуска новой конкурентоспособной продукции. Например, в рамках стратегии «наращивания» получили развитие белорусские предприятия и организации, ныне успешно занимающиеся разработкой и производством лазерной и оптической техники. При стратегии «заимствования» инновационный потенциал собственной страны используется в процессе освоения выпуска наукоемкой продукции, которая производится в развитых индустриальных странах. Эту стратегию использовали в своем развитии Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод и другие крупные предприятия. В рамках стратегии «переноса» используются зарубежные научно-технические достижения, для чего покупаются лицензии для организации производства продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Для создания Белорусского металлургического завода были закуплены итальянские и австрийские лицензии на новейшие металлургические технологии.

Несмотря на существующую в настоящее время систему  научных приоритетов, помогающих разрабатывать  стратегические ориентиры для создания программ социально-экономического и инновационного развития Республики Беларусь, пока еще не определены четкие и однозначные способы согласования приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований и соответствующих им программ.

Чтобы избежать ошибок в  выборе стратегии инновационного развития, необходимо постоянно вести мониторинг состояния этой сферы в наиболее развитых странах. Такой вывод содержится в аналитическом докладе о зарубежном опыте организации продвижения на внешние рынки научно-технической продукции, подготовленном экспертами по заказу Госкомитета по науке и технологиям. По мнению одного из экспертов, исполнительного директора республиканского общественного объединения «Информационное общество» Сергея Енина, возникновение потребности в информации о зарубежном опыте позволяет надеяться, что инновационная политика в стране будет строиться не каким-то особым, экзотическим способом, а на основе принципов, утвердившихся в мировой практике. Особое место в разработке научно-технической и инновационной стратегии развитых стран занимает новая практика определения приоритетов развития с помощью методов активного предвидения, так называемых Форсайт-методов.

Одно из самых цитируемых определений Форсайта принадлежит  Бену Мартину: «Форсайт - это систематические  попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести набольшие социально-экономические блага». Основываясь на объективном анализе сильных и слабых сторон различных стран, возможностей и рисков, Форсайт позволяет определить наиболее перспективные направления развития экономики, науки и технологий, нацеленные на повышение конкурентоспособности и максимально эффективное развитие социально-экономической сферы.

Изначально основной целью Форсайтов считалось технологическое  прогнозирование: экспертное сообщество обсуждало, чем могут удивить  наука и технологии через 20–30 лет. Подобными прогнозами еще в конце 50-х годов прошлого века занялась американская некоммерческая исследовательская организация RAND Corporation. В начале 1970-х долгосрочным прогнозированием научно-технологического развития заинтересовалась Япония, которая с тех пор задействует тысячи экспертов, каждую пятилетку составляя Форсайты на тридцатилетний период. На основании прогнозов японский Совет по науке и технологиям принимает решения о будущей государственной политике в научно-технологической области. Потрясающие успехи Японии в НТП — отчасти следствие такого подхода. В конце 1980-х годов Форсайт начали применять практически все страны Западной Европы, к которым в середине 1990-х присоединились многие страны Азии, Латинской Америки, в т.ч. государства с переходной экономикой. По результатам Форсайтов Нидерланды выявили, что лучше всего смогут воспринимать внедрение передовых биотехнологий не крупные аграрные корпорации, а фермерские хозяйства. Малый сельскохозяйственный бизнес и получил господдержку. В Великобритании был проведен Форсайт, предсказывающий наводнения, затопление прибрежных территорий и возможные изменения береговой линии, что дало ориентиры для развития бизнеса и инфраструктуры в прибрежных районах.

В Форсайте нет единственно  правильного метода, так как его  необходимо каждый раз адаптировать к определенным условиям, в контексте которых он выполняется. Основные параметры Форсайта – зона охвата, временные рамки, количество участников и имеющиеся ресурсы.

Методология Форсайт  обеспечивает системное прогнозирование, в котором учитываются наиболее значимые факторы, определяющие развитие в научной, образовательной, экономической и социальной сферах. Она основана на целенаправленном выявлении и использовании знаний экспертов.

Было бы ошибкой воспринимать Форсайт как видоизмененный технологический  прогноз, широко использовавшийся в восточноевропейских странах в советский период, поскольку между ними существуют принципиальные различия. При традиционных методах прогнозирования по заказу государственных органов власти или бизнеса научно исследовательские организации составляют для определенной отрасли или сферы деятельности прогнозы с помощью математического аппарата. Целью технологического прогноза было предсказание будущего.

Форсайт не предсказывает  будущее, а помогает его строить. Участие представителей власти, бизнеса, широких научных кругов, общественности позволит составить консолидированный прогноз, который будет удовлетворять интересы всех сторон. Предприниматели станут гораздо более осмысленно развивать свой бизнес, если они будут иметь четкие данные, какие приоритеты имеет правительство в долгосрочной перспективе. Таким образом, Форсайт идет гораздо дальше прогнозирования - он позволяет выработать конкретные меры и сформировать государственную политику в области науки и технологий. [12]

В России первые опыты  в области Форсайтов начались в 2003 году: Министерство информационных технологий и связи провело форсайт по ИТтехнологиям. Федеральное агентство на науке и инновациям осуществило пилотный Форсайт по нанотехнологиям, получены результаты по Форсайту в области энергетического машиностроения.

В начале 2007 года в России стартовал национальный Форсайт, главной  целью которого является разработка стратегии долгосрочного научно-технологического развития страны, определение тех  рыночных ниш и соответствующих  направлений научных исследований и разработок, активное освоение которых обеспечит ей устойчивую конкурентоспособность на глобальной площадке. Научно- технологический прогноз должен строиться с учетом общемировых и национальных тенденций развития науки и экономики. Он призван создать информационную основу для корректировки научно-технологической и инновационной политики, причем не только на государственном уровне, но и на уровне регионов, секторов, компаний. Среди основных ожидаемых результатов - анализ конкурентоспособности российских научных организаций в конкретных исследовательских и технологических областях; определение требуемых масштабов финансирования науки государством и бизнесом; оценка практической значимости перспективных технологий, ожидаемых сроков реализации, возможных барьеров и рисков. Одним из итогов Форсайта станет уточнение перечней научно-технических приоритетов и критических технологий. Возможные трудности, с которыми придется столкнуться при организации первого в России общенационального Форсайта: сложности активного вовлечения бизнеса, стимулирования его к расширению горизонта своего стратегического планирования, налаживания конструктивного диалога между всеми сторонами процесса - государством, бизнесом, наукой и обществом.[13]

Определяя роль и место  системы высшего образования в достижении целей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., следует подчеркнуть, что образовательная и научно-инновационная деятельность университетов должна стать одной из ключевых составляющих создаваемой Национальной инновационной системы.

Формирующаяся инновационная  экономика страны опирается на три  важнейшие составляющие — отечественную  научную школу, гибкую образовательную  систему и мобильный производственный сектор. Именно их реальная интеграция обеспечит создание и использование новых научных знаний, новых технологий, товаров и услуг для повышения качества жизни белорусского народа.

В настоящее время  отечественная высшая школа обладает целым рядом важных характеристик  для разворачивания научно-инновационной деятельности и ее кадрового обеспечения:

- высоким научно-техническим  и кадровым потенциалом; 

- универсальностью и  межотраслевым характером системы  высшего образования (научные  школы вузов Беларуси работают  в интересах реального сектора экономики);

- распределяемостью учреждений  высшего образования по регионам.

 

Отраслевая программа  инновационного развития, разработанная  Министерством образования на основе Концепции развития научно-инновационной  деятельности на 2007–2010 гг., нацелена на обеспечение опережающей подготовки кадров на уровне мировых квалификационных требований для инновационной сферы, а также научной разработки, создания и продвижения инноваций на внутренний и внешний рынки.

Министерство образования  выделяет три основных направления, способных обеспечить взаимодействие образования, науки и производства, повысить конкурентоспособность экономики страны, а именно:

- подготовку кадров для обеспечения  инновационного развития;

- активизацию НИР, НИОКР в  вузах и взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора экономики;

- создание и поддержку инновационной  инфраструктуры.

Свою задачу Министерство образования  видит в формировании инновационной  активности студентов и навыков  их работы в творческих научных коллективах и лабораториях, а также оказании помощи наиболее одаренной молодежи в творческом росте и карьерном продвижении. С этой целью:

- создан Республиканский методический  и информационно-аналитический центр  научно-исследовательской работы  студентов; 

- впервые введена квалификационная  характеристика научного работника  (стажер младшего научного сотрудника), ориентированная на участие студентов  3–5 курсов в выполнении заданий  по НИР (постановление Министерства  труда и социальной защиты  от 31 августа 2006 г. № 100);

- создан электронный  банк данных студенческих научно-исследовательских  работ, включающий более 1600 научно-технических  разработок, авторами которых являются 460 студентов 39 вузов республики;

- организовано проведение  Республиканского конкурса научных работ студентов вузов Республики Беларусь; в 2007 г. в нем приняли участие 3162 студента из 49 государственных и частных высших учебных заведений Беларуси; по итогам 62 студента из 27 вузов удостоены звания лауреата, 439 человек из 38 университетов являются авторами научных работ, получивших первую категорию;

- организована постоянно  действующая республиканская выставка  научно-технических разработок студентов  вузов (представлено свыше 250 экспонатов  по 11 приоритетным направлениям  научно-технической политики);

- создана нормативная  правовая база для организации  и функционирования студенческих  научно-исследовательских лабораторий  (Инструкция по организации НИРС  вузов Республики Беларусь, утверждена  постановлением Министерства образования  от 31 марта 2006 г. № 27); в 2007 г. в СНИЛ принимали участие более 5000 студентов из числа участвующих в НИРС, для сравнения: в 2006 г. — 4835 человек.

 

На базе Межвузовского  центра маркетинга НИР и Республиканского центра трансферта технологий НАН Беларуси (РЦТТ) в 2007 г. создана и успешно работает республиканская биржа инноваций, представляющая собой электронную информационную платформу нового типа для продвижения инновационной продукции в экономику страны и оперативного взаимодействия с заинтересованными заказчиками.

При университетах развивается  инновационное предпринимательство. При Технопарке БНТУ «Метолит» создан и аккредитован в Минэкономики Центр  поддержки инновационного предпринимательства, который оказывает консалтинговые услуги инновационным предприятиям (www.cpp.metolit.by). Активно работают более 20 научно-инновационных предприятий, выпускающих наукоемкую высокотехнологичную импортозамещающую продукцию, созданные при БГУ и в структуре Технопарка БНТУ «Метолит». Только в 2004–2007 гг. объем выполненных работ этими предприятиями составил более 82,1 млрд. руб. (в 2007 г. — 2,1 млрд. руб.).

Важным аспектом успешной инновационной деятельности является финансовое, материально-техническое  и информационное обеспечение инновационной деятельности. Сегодня инновационное развитие экономики, способное обеспечить высокие темпы роста производства продукции, в том числе экспортной и импортозамещающей, в определенной степени сдерживает недостаток инвестиций. В этих условиях вузам необходимо активизировать работу с отраслевыми министерствами и промышленными предприятиями.

Информация о работе Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики