Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: оценка и анализ современных инновационных процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.
Задачами курсовой работы являются: дать общую характеристику инноваций, раскрыть их сущность, виды и механизм реализации в условиях рынка, показать необходимость поддержки инновационной деятельности предприятий посредством научно – технической и инновационной политики и механизм государственного регулирования, а также изучить основные проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности предприятий РБ
Содержание 2
Введение 3
1.Сущность и классификация инноваций. Эффективность использования инноваций. 6
1.1 Сущность и классификация инноваций. 6
1.2 Эффективность использования инноваций 12
2.Инновационный потенциал, тенденции и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси. 15
2.1. Инновационный потенциал регионов Беларуси: потенциал и перспективы. 15
2.2 Тенденции и пути развития инновационной деятельности в Беларуси. 21
3. Венчурная деятельность. 28
3.1 Венчурная деятельность: понятие, субъекты, условия возникновения. 28
3.2 Механизм венчурной деятельности (зарубежный опыт) 29
3.3 Оценка возможности развития венчура в Республике Беларусь. 30
3.4 Особенности венчурного финансирования 31
3.5 Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности. 34
4. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах 36
Заключение 46
Список использованных источников 48
В этой связи не может не тревожить почти полное отсутствие подобной политики и подобных ей механизмов в России и других бывших республиках СССР. Нельзя сказать, что в условиях существования единого Союза в этом направлении были достигнуты серьезные реальные успехи, но с его распадом положение явно и резко ухудшилось. Кризисное состояние экономики, чрезмерная политизация, обостренная напряженность общественной жизни, крайнее расстройство финансово-кредитной системы, нарастающая инфляция в условиях сплошного товарного дефицита толкают правительства на "пожарные" мероприятия сугубо временного характера. Хорошо, если в их число входят действия по прямому спасению фундаментальной науки, творческих коллективов военно-промышленного комплекса, бывших центральных отраслевых институтов и т.п. Но даже и этого, если всерьез учитывать длительную перспективу, наверняка мало.
Из всех соображений,
которые ввиду очевидности
Вряд ли можно рассчитывать, что уже первые шаги приватизации смогут в ближайшее время привести к мощному развитию инновационной деятельности на уровне предприятий. Формирующийся в Беларуси рынок, который до сих пор "хватает" практически любые товары и любого качества, а также сохранившееся господство производителя над потребителем, монополизм ценообразования в отдельных отраслях - все это никак не создает радужной картины бурного научно-технического прогресса. При этом каждый изо всех сил стремится заполучить новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар. Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело, используя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, наверняка можно ускорить прогрессивные изменения. При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию (хотя бы в рамках ближнего зарубежья) международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах.
Делая выводы, необходимо отметить, что при слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей нашей экономической жизни на ее микроуровне, нам еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа государств ближнего зарубежья. Мы, однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд, которым не суждено сбыться. Крайне необходимо прекратить пополнение этого арсенала. [10]
Основным механизмом решения социально-экономических задач Республики Беларусь в настоящее время является инновационное развитие экономики. Разработка и внедрение инноваций, новых информационных технологий становятся решающим фактором успеха реального сектора экономики, стимулирующим развитие наукоемких отраслей промышленности.
Особенность нашего государства заключается в том, что мы имеем достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Ориентация этого потенциала на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба. Основными причинами такого состояния являются экономическая ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга, недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные возможности финансовой поддержки государства, неразвитость финансово-кредитной системы. Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как центрального звена государственной социально-экономической и научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения.
Также важнейшим аспектом формирования инновационной системы является венчурное инвестироание. Формирование менталитета венчурного предпринимательства, обучение венчурной деятельности, помощь в создании и поддержке новых малых наукоемких фирм — одна из важнейших задач специальных инновационных структур.
Одним из основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь является определение приоритетных направлений научно-технической деятельности. Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005г. на 2006-2010 годы утверждены приоритеты дальнейшего развития в этой сфере. Чтобы избежать ошибок в выборе стратегии инновационного развития, необходимо постоянно вести мониторинг состояния этой сферы в наиболее развитых странах.
Формирующаяся инновационная экономика страны опирается на три важнейшие составляющие — отечественную научную школу, гибкую образовательную систему и мобильный производственный сектор. Именно их реальная интеграция обеспечит создание и использование новых научных знаний, новых технологий, товаров и услуг для повышения качества жизни белорусского народа.
Важным аспектом успешной инновационной деятельности является финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности. Наша страна уже добилась определенных успехов в достижение высокого уровня инновационного развития, но, что наиболее важно, на нынешний период необходимо выработать систему национального самосознания, которое поможет воплотить мечту в реальность.
Будущее Республики Беларусь – за инновационным развитием.
1. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под общ ред П.В.Завлина. – М.,2000.- 475с.
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.,2000. – 615с.
3. Кадровое и научное обеспеченье инновационного развития Беларуси: вклад университетов / Под ред. И.В. Войтова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2008. – 316 с.
4. Инновационный менеджмент / Под общ ред. С.Д. Ильенковой. – М.,1997. – 327с.
5. Управление инновациями / В.Н. Гунин. – М.,1999. – 301с.
6. Дадалко С.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. – Мн., 2000.-88с
7. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. – 2007. - №1. – С. 8- 15.
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2003 г. №1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы»
9. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М., 2000. – 446с.
10. Еремушкин С.В. «Научно-техническая и инновационная политика Республики Беларусь» - 2009г.
11. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М.,1999. – 208 с.
12. М.М. Ковалев, А.А. Шашко. Инновационный потенциал регионов Беларуси: состояние и перспективы. – Мн., 2007
13. Эффективность инновационной деятельности / Под общ ред А.М. Шкуркина. – М., 2002.
14. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. –Мн.,1997. –191с.
15. Лапицкая Л.М. Экономика Инноваций. – М.,2007. – 27с.
16. Инвестиции: Учебник для вузов. / В. Бочаров - СПб: Питер, 2003. - 288 с.
17. А. Е. Яковлев, А. С. Малютин, А. В. Плеханов, О. А. Дельман. Экономика и организация инновационной деятельности.
18. Идеальный инновационный менеджмент: НЛП в ХХI веке: Перевод с английского. / Робертс М. - КСП+, 2004.
19. Инновационное предпринимательство. / Скамай Л.Г., Медынский В.Г. - ЮНИТИ, 2002.
20. Инновационные коммуникации. Учебное пособие для ВУЗов. / Ковалев Г.Д. - ЮНИТИ, 2000.
Информация о работе Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики