Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 20:42, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Первый хлебокомбинат».
Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.
Цель моей курсовой работы – исследование инновационной деятельности на предприятии.
Введение……………………………………………………………..………..3
Глава 1.Общая характеристика инновационной деятельности…………...5
Основы инновационной деятельности ………………………….5
Сущность инновационного проекта ……………………………6
Глава 2. Отбор и оценка проектов НИОКР ……………………………… 11
2.1 Содержание и процедура оценки и отбора ……………………11
2.2 Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации .13
Глава3. Анализ инновационного развития ОАО «Первый
хлебокомбинат» ……………..…………………………………....21
3.1 Общая характеристика ОАО «Первый хлебокомбинат» ……...21
3.2 История развития ОАО «Первый хлебокомбинат» …………..22
3.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО
«Первый хлебокомбинат» ………………...………………………24
Заключение ………………………………………………………………….27 Список литературы ………………………………………………………....29
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Общая
характеристика инновационной деятельности…………
Глава 2. Отбор и оценка проектов НИОКР ……………………………… 11
2.1 Содержание и процедура оценки и отбора ……………………11
2.2 Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации .13
Глава3. Анализ инновационного развития ОАО «Первый
хлебокомбинат» ……………..…………………………………....21
3.1 Общая характеристика ОАО «Первый хлебокомбинат» ……...21
3.2 История развития ОАО «Первый хлебокомбинат» …………..22
3.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО
«Первый хлебокомбинат» ………………...………………………24
Заключение ………………………………………………………………….27
Список литературы ………………………………………………………....29
Введение.
Затяжной
экономический кризис в России,
в значительной степени
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества..
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта1.
Объектом исследования является ОАО «Первый хлебокомбинат».
Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.
Цель
моей курсовой работы –
Глава1.Общая характеристика инновационной деятельности.
1.1 Основы инновационной деятельности.
Под инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс2.
Жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:
- маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований: разработка продукции: материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство:
- контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение; реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие3.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная.
Вторая модель - инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство полностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации4.
1.2 Сущность инновационного проекта.
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники».
Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:
· Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
· Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция
нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от
прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
· Опережающий, когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
· Пионерный, когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии)5.
Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав
исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного
процесса, что влияет на содержание проектного управления.
Существует несколько видов инновационных проектов по основным типам:
1. По периоду реализации проекта, могут быть:
- Краткосрочными (1-2 года);
- Среднесрочными (до 5 лет);
- Долгосрочными (более 5 лет).
2. По характеру целей проекта, могут быть:
- Конечными – отражать цели, решения проблемы в целом;
- Промежуточными.
3.
По виду удовлетворяемых
удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
4. По типу инноваций, могут быть:
-
Введение нового или
- Создание нового рынка;
-
Освоение нового источника
-
Реорганизация структуры
5.
По уровню принимаемых решений,
- Международный;
- Федеральный;
- Региональный;
- Отраслевой;
- Фирменный характер.
С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты
подразделяются следующим образом:
1) Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией
или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной
инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
2) Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ,
объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной
инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса;
3) Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из
координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие
инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение
региональных
и федеральных проблем
конкурентоспособности
отечественных продуктов и
Основными разделами инновационного проекта являются:
· Содержание и актуальность проблемы (идеи);
· Дерево целей проекта, построение на основе маркетинговых
исследований и структуризации проблемы;
· Система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
·
Комплексное обоснование
· Обеспечение реализации проекта;
· Экспертное заключение проекта;
· Механизм реализации проекта и система мотивации.
Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы. Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства. Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки7.
Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии