Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 20:42, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Первый хлебокомбинат».
Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.
Цель моей курсовой работы – исследование инновационной деятельности на предприятии.
Введение……………………………………………………………..………..3
Глава 1.Общая характеристика инновационной деятельности…………...5
Основы инновационной деятельности ………………………….5
Сущность инновационного проекта ……………………………6
Глава 2. Отбор и оценка проектов НИОКР ……………………………… 11
2.1 Содержание и процедура оценки и отбора ……………………11
2.2 Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации .13
Глава3. Анализ инновационного развития ОАО «Первый
хлебокомбинат» ……………..…………………………………....21
3.1 Общая характеристика ОАО «Первый хлебокомбинат» ……...21
3.2 История развития ОАО «Первый хлебокомбинат» …………..22
3.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО
«Первый хлебокомбинат» ………………...………………………24
Заключение ………………………………………………………………….27 Список литературы ………………………………………………………....29
Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи.
Глава 2. Отбор и оценка проектов НИОКР.
2.1 Содержание и процедура оценки и отбора.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (акроним НИОКР), в английском языке передаётся как Research & Development (R&D) — комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности компании8.
Оценка проекта - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Таким образом, это одна из процедур оперативного управления НИОКР. Она должна основываться на четком формальном базисе и включать следующие компоненты:
- выявление факторов, относящихся к проекту;
- оценку проектных
предложений по этим факторам
с использованием
- принятие или
отказ от проектных
- выявление областей,
где нужна дополнительная
- сопоставление
новой информации с той, что
использовалась при
- оценку воздействия на проект выделенных новых переменных;
- принятие решения о продолжении или прекращении работы над проектом9.
Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:
- финансовые результаты реализации проекта;
- воздействие
данного проекта на другие
в рамках портфеля НИОКР
- влияние проекта
в случае его успеха на
На первом этапе выбора проекта для внедрения решается вопрос: может ли фирма позволить себе внедрение нового продукта или технологии? Здесь определяющими являются критерии технического достоинства программы и ее соответствия специализации фирмы.
На следующем этапе менеджеры решают вопросы: должны ли мы это внедрять и, наконец, почему надо делать это именно таким образом? Какие бы изощренные методы оценки проектов ни использовались компанией, в конечном счете решение должен принимать ее высший менеджмент. Он должен очень чутко чувствовать баланс между стабильностью, которую гарантирует доведение до совершенства традиционного управления традиционной технологией, и усилиями по внедрению новейшей технологии.
На самом деле решающим фактором часто является инфраструктура, необходимая для ее внедрения.
Основные группы критериев, которые должны быть приняты во внимание при оценке и отборе проектов, относятся к следующим областям:
- цели корпорации,
ее стратегия, политика и
- маркетинг;
- НИОКР;
- финансы;
- производство10.
2.2 Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации.
К таким критерия относят:
- стратегическое планирование;
- образ корпорации;
- отношение к риску;
- отношение к нововведениям;
- временной аспект.
Отбор проектов с высокой степенью риска, особенно если они потребуют больших инвестиций, обычно нежелателен в компаниях, где руководство отличается высоким уровнем непринятия риска. Это относится в большей мере к коммерческому риску, чем к техническому, поскольку последний можно ограничить, например, сужением области НИОКР. Риск, присущий всему портфелю НИОКР, должен быть главной заботой стратегии НИОКР и отражать позицию корпорации. Но для этого следует оценить частные риски всех проектов, выполненных в корпорации. Наступательная стратегия, как правило, связана с большим риском, чем защитная, но и сулит большую потенциальную прибыль. Процесс планирования НИОКР должен вести к количественной оценке осознанного риска, но было бы ошибкой полагать, что он способен предугадать любую случайность11.
Отношение высшего руководства к нововведениям тесно связано с его отношением к риску. Инноваторы, как правило, одновременно и те, кто охотно идет на риск. Следует отметить заблуждения в обычной аргументации против нововведений:
- сравнение обычно
невысокой надежности новой
- упор на высокие
первоначальные затраты без
- удовлетворенность
эффективностью существующей
Временной аспект касается краткосрочных и долгосрочных оценок. Цели корпорации обычно ориентированы на длительную перспективу, однако иногда их следует подчинить краткосрочным интересам.
Маркетинговые критерии:
К ним относят:
- выявление потребностей;
- потенциальный объем продаж;
- временной аспект;
- воздействие на существующие продукты;
- ценообразование;
- уровень конкуренции;
- каналы распределения;
- стартовые затраты.
Рыночные потребности, как и другие маркетинговые характеристики, переменчивы. Поэтому наличие ярко выраженной рыночной потребности при отборе проекта не означает, что рыночная перспектива гарантирована. Более того, нововведение может найти свой рынок там, где ранее и не предполагалось.
Временной аспект рыночного плана прежде всего связан с необходимостью балансировки отдельных видов бизнеса компании. В идеале необходимо, чтобы новые продукты выходили на рынок в сроки и в количествах, диктуемых требованиями маркетинга. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки возможной даты выхода нового продукта на рынок12.
Новые продукты могут дополнять существующий ассортимент или полностью его замещать. Абсолютно новые продукты расширяют ассортимент, увеличивают размеры реализации и прибыль, служат условием роста корпорации. Однако при этом не следует забывать о задачах развития текущего ассортимента, тем более что существующий продукт обычно пользуется доверием покупателей и концентрирует в себе инвестиции компании. Производство же нового продукта связано с неизбежной неопределенностью. Следует, однако, учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.
Научно-технические критерии:
Уже при рассмотрении в качестве критерия оценки проекта ценообразования была четко обозначена неразрывность технической и экономической сторон проекта. В НИОКР следует говорить о едином процессе технико-экономического проектирования.
Согласованность проекта со стратегией НИОКР обеспечивается посредством отбора проектов с учетом сбалансированности портфеля НИОКР, сформированного в интересах достижения целей корпорации. Технический успех любого проекта есть достижение проектных технических показателей в рамках выделенных финансовых средств и в требуемые сроки. Если существуют какие-либо сомнения относительно конкретного аспекта проекта, то обычным решением является разработка параллельных подходов. Обычно на этапе представления проектных предложений на экспертизу вероятность того, что будет получено по крайней мере одно приемлемое решение, достаточно велика.
Производственные критерии:
Внедрение нового продукта в производство редко проходит без трудностей. В первом приближении их можно разделить на две группы:
- трудности,
связанные с производственными
мощностями для нового
- трудности производства
проекта с затратами,
Задержки вследствие обнаруживающихся трудностей приобретения нового оборудования, набора или подготовки персонала, проблем инженерного обслуживания оказывают воздействие на финансовое состояние и должны учитываться при оценке проекта. Оценивая проект, важно идентифицировать те его характеристики, которые могут вызвать определенные проблемы у производителя.
Окончательные издержки производства зависят от цен на материалы и комплектующие изделия, применяемых технологических процессов, капитальных вложений и организации производства. Эти издержки определяются и объемом продаж13.
Таким образом, к числу основных производственных факторов, обеспечивающих успех проекта, относят:
- технологию, соответствующую типу производства;
- настоящий и
будущий баланс
- рыночную обеспеченность
уникальными материалами и
- доступность всех видов частных ресурсов;
- гибкость производства, его способность "воспринять" новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену;
- степень использования существующих технологии и оборудования.
Для оценки эффективности инновационного проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их прибыльности, стоимости, сроков реализации. Как результат, на продукцию в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженности и удовлетворение окупаемости капиталовложений.
Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые
последствия реализации
проекта для его
Бюджетная
эффективность, отражающая
осуществления проекта для федерального, регионального, местного бюджетов.
Народнохозяйственная
экономическая эффективность,
затраты и результаты,
связанные с реализацией
прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов
осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального,
регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной
эффективности,
используемым для обоснования
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают
эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а
также участвующих
в осуществлении проекта
отраслей, организаций.
При расчетах показателей
экономической эффективности в состав результатов проекта включаются (в
стоимостном выражении):
Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии