Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:58, статья

Описание

Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства России от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы").

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
 

 "Финансовый  вестник: финансы, налоги, страхование,  бухгалтерский учет", 2008, N 3 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОБОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

И ТЕХНОПАРКАХ: ОСОБЕННОСТИ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

    Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства России от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы").

    Практические  шаги по развитию экономического и  научного потенциала страны связаны, как правило, с созданием специальных территорий (зон, центров), где предоставляются наиболее благоприятные условия (в том числе налоговые) для ведения соответствующей хозяйственной деятельности.

    О первом этапе создания экономических  зон в России. Первые шаги по созданию экономических зон в России были сделаны в начале 90-х годов прошлого века. Предполагалось, что это будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

    Правовое  регулирование функционирования конкретных зон осуществлялось в основном подзаконными актами, поэтому не был обеспечен  надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.

    В результате созданные в России СЭЗ трансформировались, по сути, в офшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.

    Таким образом, цели, поставленные при создании этих СЭЗ, не были достигнуты, вследствие чего они и были ликвидированы.

    Лишь  учрежденные на законодательном  уровне особые экономические зоны в Калининградской (1996 г.) и Магаданской областях (1999 г.) сохранили свое действие до сих пор, хотя и в сильно измененном виде.

    Анализируя  предыдущий этап развития экономических  зон, многие специалисты, в частности, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых, естественно, уже на иных подходах, чем это было ранее.

    Можно также отменить, что ошибки, допущенные в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон в России, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Экономическая ситуация в России потребовала выработки более прагматичных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания ОЭЗ и технопарков, исходящих из конкретных задач реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.

    Мировая практика создания и функционирования экономических зон. В настоящее  время создано около 3 тыс. особых экономических зон (по международной  терминологии - "свободные зоны") в 120 странах мира, внутри них работает 50 млн человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд долл.

    Таким образом, во многих государствах создание особых экономических зон (ОЭЗ) уже  давно стало одной из эффективных  и перспективных форм привлечения  инвестиций с целью развития своего экономического и научного потенциала.

    При этом в мировой практике выделяют 4 типа свободных зон:

    - зоны свободной торговли, расположенные  в основном в крупных транспортных  узлах в развивающихся и развитых  странах (Нидерланды, Латвия, Италия);

    - производственные или промышленно-производственные зоны (Южная Корея, Бразилия и Мексика);

    - технико-внедренческие зоны или  технополисы, технопарки (Япония, США,  многие страны Западной Европы, Индия, страны Юго-Восточной Азии);

    - сервисные зоны или зоны услуг  (страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и страны Карибского бассейна, Кипр).

    Следует также отметить, что в различных  странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В  первом случае они создаются в  соответствии с государственной  программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще), свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

    Мировой опыт также подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы. В свою очередь, выращенные в этих "теплицах" предприятия дают более скорую и большую отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. В этом наше отличие от Китая, накопившего огромный опыт в формировании подобных анклавов. Так, изначально выбор территорий для ОЭЗ в КНР обусловливался их географическим положением - практически все они отделены от других частей страны горными массивами или находятся на полуостровах и островах. Большое значение для успешной деятельности свободных зон в Китае имело предоставление государством налоговых и других льгот их резидентам.

    О современном этапе развития экономических  зон в России. Федеральный закон  от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" (см. в ред. от 30.10.2007 N 240-ФЗ) разрабатывался и принимался в целях создания такого механизма функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), который содержал бы преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

    Кроме указанного законодательного акта, в  настоящее время действуют и  другие федеральные законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации.

    Федеральным законом "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" (Закон об ОЭЗ) предусмотрено, что  со дня вступления его в силу прекращается существование ранее созданных особых экономических зон и свободных экономических зон (за исключением ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях).

    Этим  Законом установлено следующее  понятие особой экономической зоны: это определяемая Правительством России часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

    ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. При этом на территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:

    1) промышленно-производственные;

    2) технико-внедренческие;

    3) туристско-рекреационные.

    На  сегодняшний день в России созданы  или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

    Такое разнообразие организационных форм позволяет оказывать государственную  поддержку широкому спектру экономических субъектов. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это является значительным позитивным отличием от предыдущих попыток создания особых зон в России.

    Следует также отметить, что Законом об ОЭЗ не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, установлены  единые правила создания и функционирования зон. То есть данный Закон прямого действия, не допускающий индивидуализма, а также никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов. Так, уже в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Затем, из шести указанных проектов Правительством России было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и г. Липецк) и четырех - технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск (см. Постановления от 21.12.2005 N N 779 - 784).

    Основная  цель концепции развития территории ОЭЗ - определение стратегии, предусматривающей  ее финансово-маркетинговую привлекательность, оптимальные современные архитектурные (градостроительные) решения, учитывающие социальные, функциональные, инженерные, технические, экономические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к территории ОЭЗ. Например, при создании в Томске ТВЗ исходили не из формирования новой инновационной структуры вместо существующей или параллельно ей, а, наоборот, опирались на имеющиеся достижения вузов, НИИ, с целью их существенного развития с учетом новых возможностей.

    В июне 2006 г. в Закон об ОЭЗ были внесены поправки в целях развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа (см. Федеральный закон от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

    Следует отметить, что ОЭЗ туристско-рекреационного типа создаются в целях стимулирования, развития и эффективного использования в Российской Федерации туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также оказанию услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.

    Туристско-рекреационные  ОЭЗ (ТРЗ) являются эффективным инструментом для обеспечения:

    - благоприятного инвестиционного  и предпринимательского климата  в России;

    - создания конкурентоспособного  туристского и санаторно-курортного  российского продукта;

    - содействия переводу туристской  и санаторно-курортной индустрии  Российской Федерации на инновационный  путь развития;

    - улучшения качества туристских  и санаторно-курортных услуг до  мировых стандартов;

    - стимулирования развития депрессивных  регионов с низким промышленным потенциалом;

    - развития инновационной и транспортной  инфраструктуры;

    - прироста объема экспорта туристских  и санаторно-курортных услуг;

    - повышение качества жизни и  занятости населения, обеспечивающего  функционирование ОЭЗ.

    Очевидно  также, что улучшение предпринимательского климата должно привести к увеличению соответствующих налоговых поступлений в бюджеты разного уровня.

    Создание  ТРЗ планируется осуществить  в 4 этапа:

    2007 г. - формирование системы управления, определение границ и разработка концепций туристических зон;

    2008 г. - разработка главных градостроительных  документов - проектов планировки;

    2009 - 2011 гг. - проектирование и строительство  инфраструктурных и туристических  объектов;

    2012 г. - начало эксплуатации ТРЗ.

    Особенности порядка налогообложения в ОЭЗ России. Согласно ст. 36 Закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основе указанной нормы этого Закона были внесены несколько изменений в НК РФ.

    Так, Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые  законодательные акты в связи  с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации" было установлено, что особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в НК РФ (см. ст. ст. 241, 259, 381 и 395 НК РФ).

Информация о работе Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения