Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:58, статья
Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства России от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы").
Данный Закон определяет понятие и правовой статус резидента ПОЭЗ; содержание и виды портовой деятельности; подробно регламентирует порядок заключения соглашения о деятельности ПОЭЗ, а также порядок изменения условий, прекращения и расторжения соглашения.
Принципиальную роль для решения задач, применительно к портовому хозяйству, играют внешнеторговые преференции, предусматривающие введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций через порты, аэропорты, и снижение издержек, связанных с оказанием портовых услуг. Кроме того, важное значение имеют налоговые и таможенные льготы, снижающие издержки бизнеса и стимулирующие расширение налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской и инвестиционной активности. Так, ст. 3 Закона N 240-ФЗ предусмотрено внесение ряда изменений в НК РФ.
Укажем некоторые из этих льгот.
Не подлежат обложению НДС операции по проведению работ (оказание услуг) резидентами ПОЭЗ в портовой особой экономической зоне (см. пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Не уплачиваются акцизы при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ с остальной части территории Российской Федерации (см. абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 183 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
Налогоплательщик также освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в ПОЭЗ подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней (см. абз. 1 п. 2 ст. 184 НК РФ в новой редакции).
Говоря о ближайших перспективах по созданию ПОЭЗ, следует отметить, что предполагается сформировать своеобразный "крест" портовых зон по четырем направлениям: Дальний Восток, Юг, Северо-Запад и Север.
Очевидно,
что стартовые преимущества будут
у глубоководных портов, имеющих
свободные участки для
Если говорить о Дальнем Востоке, полным набором "плюсов" для создания портовых зон не обладает ни один порт, но наибольшие шансы имеют порт Восточный и Совгаванско-Ванинский транспортный узел. Именно здесь власти Приморского и Хабаровского краев намерены создать транспортно-логистические узлы (хабы), и эти планы находят поддержку Минтранса России.
О других налоговых льготах, связанных с осуществлением инновационной деятельности. В РосОЭЗ не раз отмечали, что бизнес-планы, представляемые на конкурс по соисканию статуса резидента ОЭЗ, часто имеют недостаточную глубину проработки, в них не подтверждены источники финансирования проектов, а также отсутствует инновационная составляющая проектов. На эту проблему было также обращено внимание и в ходе проведения Торгово-промышленной палатой Российской Федерации 25 мая 2007 г. конференции, где рассматривались вопросы формирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. Многими участниками этой конференции отмечалось, что в первую очередь именно для инновационных проектов и предназначены ОЭЗ.
Поэтому целесообразно отметить, что НК РФ, помимо отмеченных выше прямых льгот для резидентов ОЭЗ, содержит ряд других льгот в части налогообложения инновационной деятельности в России. Последние изменения в НК РФ по этой части были сделаны Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". Ниже указаны основные из этих льгот.
Льготы по НДС.
Не подлежат обложению НДС операции по выполнению:
1.
НИОКР за счет средств
2.
НИОКР и технологических работ,
-
разработка конструкции
-
разработка новых технологий, то
есть способов объединения
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
Также не облагается НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Льготы по налогу на прибыль.
Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:
-
доходы в виде средств,
-
расходы в виде сумм
Кроме того:
-
можно начислять амортизацию
по основным средствам,
-
можно признавать как расходы
на НИОКР отчисления на
ОЭЗ
в Магаданской и
Так,
ст. 5 Закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой
экономической зоне в Магаданской
области" (с изм. и доп.) было предусмотрено,
что при осуществлении
В
период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2014
г. участники этой экономической
зоны при осуществлении ими
В соответствии со ст. 17 Закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в этой ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. ст. 288.1 и 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с 2007 г. по 2012 г. включительно ставка этого налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ (т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся), - 12%. Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.
В
случае если раздельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) при реализации
инвестиционного проекта в
При
этом налоговой базой по налогу на
прибыль от реализации инвестиционного
проекта признается денежное выражение
прибыли, полученной при реализации
данного инвестиционного
Доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.
Постановлением Правительства России от 23.06.2006 N 391 утверждена Методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядок установления (фиксации) факта увеличения этой величины. Так, резидент самостоятельно производит расчет величины совокупной налоговой нагрузки на основании раздельного бухгалтерского и налогового учета. День начала реализации резидентом инвестиционного проекта определяется на основании графика осуществления ежегодного объема инвестиций, предусмотренного инвестиционной декларацией. Увеличение величины совокупной налоговой нагрузки определяется резидентом методом сравнения ее величины за календарный год, в котором по его расчетам произошло это увеличение, с величиной за полный календарный год (если днем начала реализации резидентом инвестиционного проекта является 1 января этого календарного года) или за часть календарного года (время со дня начала реализации резидентом инвестиционного проекта до конца календарного года).