Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 06:55, доклад
Целью данного доклада является изучение возможностей влияния социокультурных проектов на развитие современных городов в постиндустриальном обществе, где зачастую основным ресурсом возрождения и социально-экономического развития становится культурный ресурс, a точнее - социокультурный проект.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Целью данного доклада является изучение возможностей влияния социокультурных проектов на развитие современных городов в постиндустриальном обществе, где зачастую основным ресурсом возрождения и социально-экономического развития становится культурный ресурс, a точнее - социокультурный проект.
Не менее важной задачей докладчик ставил дать векторное, концептуальное направление сегодняшнего развития различных организаций и учреждений культуры, тех направлений которые являются перспективными как для них, так и для общества в целом. На современном этапе городу не просто нужен театр, музей, филармония и т.д. От культурных институций ожидают творческих инициатив, направленных на изменение качества жизни в городе и регионе.
Докладчик выражает надежду, что эта информация будут способствовать появлению новой генерации менеджеров культуры, лидеров, способных стать генераторами, разработчиками и реализаторами своих творческих идей.
Постиндустриальный город
Начиная с 1970-х годов, многие традиционные промышленности канули в лету. Пришли в упадок угольная и текстильная промышленность, сдали свои позиции машиностроение и кораблестроение, а после окончания «холодной войны» наметилось значительное сокращение производства, связанного с военно-промышленным комплексом. Например, промышленность Новосибирска с 1990 по 1997 потеряла 200 тыс. работников, либо ушедших в другие отрасли, либо ставших безработными. Поэтому большая территория, занятая заводами и прилежащими к ним жилыми зонами, оказалась как бы бесхозной.1
Особенностью сегодняшней
Структура городских поселений Российской Федерации в 1979 – 1999 гг.
Годы |
Все городские поселения |
В том числе | ||||
Города |
Посёлки городского типа | |||||
Все города |
Из них | |||||
Большие |
Средние |
Малые | ||||
Число поселений, ед. | ||||||
1979 |
3045 |
999 |
152 |
138 |
709 |
2046 |
1987 |
3208 |
1030 |
162 |
158 |
710 |
2178 |
1989 |
3230 |
1037 |
165 |
163 |
709 |
2193 |
1992 |
3260 |
1056 |
167 |
173 |
716 |
2204 |
1996 |
3255 |
1073 |
167 |
169 |
737 |
2182 |
1999 |
3013 |
1091 |
165 |
174 |
752 |
1922 |
Приведенные выше цифры показывают, сколько новых градообразующих проектов необходимо запустить в России, чтобы каждый город имел свое лицо и был привлекательным для инвесторов. Если учесть, что, как правило, необходимо несколько проектов, чтобы они переросли в программу развития города, то становится очевидным потенциальный объем деятельности в этом направлении.
Состояние современных городов
в большинстве случаев
Статистика же свидетельствует, что если между двумя переписями с карты страны исчезли две деревни из пяти, то в течение ближайших 15 лет исчезнет один город из трех.3
Перекосы экономической
Типы городов5 |
Число городов |
Из них монопрофильных |
Доля монопрофильных городов в каждой группе, % |
Малые |
752 |
347 |
46 |
Средние |
174 |
78 |
45 |
Большие |
165 |
42 |
25 |
Эти города живут как бы «на минном поле», ожидая, когда их градообразующее предприятие «лопнет» и перед городом станет вопрос - выжить или умереть. И выжить эти города смогут только за счет нового, нестандартного культурного проекта.
Качество жизни
Рыночная экономика уже
Культурные механизмы, при помощи которых общество будет выбирать, ранжировать и транслировать свои цели и ценности, приобретают решающее значение.7
Сергей Кара-Мурза утверждает: «Качество жизни - это, прежде всего, культурная конструкция»8. Качество жизни включает в себя представления людей о благосостоянии личном, благосостоянии своего ближайшего социального окружения, и в целом - окружающей среды.
Понятие качества жизни связывают с понятием «развития». В силу своего частого употребления, смысл этого слова представляется крайне расплывчатым. В. Глазычев: «Под развитием нередко понимается лишь развертывание имеющегося – без изменения его структуры, наращивание мощностей, объемов – без внутренней перестройки. Однако развитие означает непременно качественное преобразование: вытеснение устаревшего чем-то иным, более сложным, вбирающим в себя все добротное из бывшего прежде»9.
Так для чего необходимы городу театр, музей, филармония? Что могут менеджеры культуры и продюсеры независимых культурных проектов? Каковы основополагающие цели любого социокультурного проекта? Почему он необходим городу? Как понятие «культурный проект» соотносится с понятием «качество жизни» в отдельно взятом городе?
Привлечение инвестиций является одним из важнейших направлений развития городов. Инвестиции могут принимать различные формы (люди, знания, технологии, финансы), способствуют решению проблем занятости, благоустройства, экологии, развитию инфраструктуры и т.д. Мы не будем рассматривать эти аспекты, а коснемся лишь вопроса «почему инвестиции приходят в город?», т.к. считаем, что именно культурный проект становится главным фактором инвестиционной привлекательности в постиндустриальном городе.
Привлечение инвестиций напрямую связано с понятием «маркетинг города и территорий», то есть с тем, как «продать» город внешним инвесторам, готовым вложить в его экономику и развитие свои ресурсы, и внутренним, чтобы эти ресурсы не утекали из города в соседние города и регионы. То есть, привлекательность города становится одним из основных факторов, на которые внутренние и внешние инвесторы обращают пристальное внимание. Культурный проект создает эту привлекательность и формирует имидж города, его неповторимый бренд на рынке инвестиций. От культурных институций и менеджеров город ожидает инциирования проектов, подчеркивающих уникальность города и способствующих привлечению людей и капитала. Этот процесс не развивается сам по себе, он управляем благодаря особой технологии социокультурного проектирования. Рынок третьего тысячелетия – это рынок идей, облеченных в форму социокультурных проектов, и гуманитарная технология управления социокультурными процессами выходит на первый план. Возникает рынок социокультурных проектов в битве городов за инвестиции.
Борьба за инвестиционную привлекательность, давно идущая в Европе, сегодня охватывает и нашу жизнь и вплотную ставит конструктивно-проектную задачу: как «смонтировать» достаточный человеческий ресурс, чтобы эту привлекательность выстроить как образ?10
Именно наличие тех или иных культурных проектов способствует изменение имиджа города из депрессивного в инвестиционно привлекательный. А зачастую у многих городов, особенно средних и малых, других возможностей нет.11 Нет рядом с городом нефти, газа, золота и других ресурсов индустриальной эпохи. Да и градообразующее предприятие, которое раньше «кормило» город, умерло или медленно умирает. Но любой город имеет свои неповторимые культурные ресурсы, которые менеджеры культуры инициируют в тот или иной проект, при правильно запущенной технологии превращающийся в Авиньон, Байрейт, Зальцбург или Канны. В одной только Европе действует около 3000 проектов, пытающихся привлечь инвестиции своей уникальностью. Но одни ресурсы - это еще не проект, и далеко не каждый проект может стать успешным. Мы не будем касаться вопроса, почему тот или иной проект успешен, а другой становится обузой городу и средством разбазаривания средств налогоплательщиков. Это тема отдельного разговора, завязанного на квалифицированный менеджмент этих проектов и разработку концептуальных стратегий развития. Важно другое: мир осознал значение культурных проектов для развития города и активно работает в этом направлении. Мы же, на постсоветском пространстве, только начинаем.
Инвестиции город получает «за» качество жизни в городе. Если же требовать денег «на» качество жизни, тогда мы будем иметь то, что имеем, то есть крохи «с барского стола» в виде федеральной поддержки и покидающее город население, причем в первую очередь уезжают сливки, городская элита.
Наличие культурных проектов и культурных институций способствует капитализации города. Под капитализацией здесь понимается стоимость жизни и инвестиций в том или ином городе, обусловленная качеством жизни и возможностью выбора, которые предоставляет наличие и толщина «культурного слоя», культурных проектов и институций. Почему во время проведения фестиваля цены на все (от зубочистки до недвижимости) в Зальцбурге выше, чем в Вене, в Каннах выше, чем в Париже, и т.д.? Уберите из Москвы все театры, музеи, фестивали и другие культурные проекты - и сразу будет обвал цен буквально на все, поскольку разница цен между Москвой и, скажем, Урюпинском станет незначительной. Именно наличие культурных проектов сегодня определяет качество жизни и стоимость проживания в том или ином городе в постиндустриальном обществе. Толщина «культурного слоя» города обуславливает толщину бумажника, необходимого для проживания в нем.
Суждения о качестве жизни проявляются
в ответах на следующие вопросы:
В какой степени человек
Здесь возможности культурного проекта огромны. Как отличается собственное восприятие города, смысл нахождения и проживания в нем, скажем, между жителями Зальцбурга, Канн и Усть-Матюганска? И смысл здесь не в том, что один является родиной Моцарта, другой – всемирного кинофестиваля, а третий только готовится чем-то стать. Смысл заключается в том, что благодаря грамотно запущенному культурному проекту происходит самоиндентификация жителей с городом, и уже произносится с гордостью: я с родины Моцарта, у нас всемирный кинофестиваль, у нас родина Деда Мороза и т.д. Только культурный проект способен на такое. Никого не впечатляет фраза типа: я с крупного нефтяного месторождения, крупнейшей (самой глубокой) угольной шахты, автомобилестроительного завода. Потому что тогдп теряется уникальность и неповторимость восприятия.
Чтобы изменить город, необходимо присутствие некоего городского самосознания, гордости за свой город, ощущение принадлежности к нему. Поэтому те, кто занимается строительством городов, формированием городской инфраструктуры, все чаще ищут контакта с людьми культуры, понимая, что без культурной ауры инфраструктура сама по себе не заработает.14
Именно культурный проект позволяет «раскручивать» города, привлекая внимание к их особенностям. Именно реклама самобытной культуры меняет отношение к провинциальному городу у самих жителей, у приезжих и у всего сообщества в целом.
Так называемые творческие индустрии – дизайн, мода, издательское дело, СМИ, музыка, мультимедиа – рассматриваются сегодня как ключевые элементы постиндустриальной экономики, в которой ведущая роль принадлежит потребителю.15
Идет процесс формирование аудитории нового типа, потребительские интересы которой находятся на стыке сфер и на пересечении границ. Новые потребители культуры предпочитают и классическую музыку и вечер в дискотеке, участие в интерактивном шоу и арт-терапевтических экспериментах, освоение новых маршрутов культурного туризма, изучение национальных кухонь и этнической музыки и т.д.
Информация о работе Инновационное развитие в контексте российской культуры