Инновационное развитие в контексте российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 06:55, доклад

Описание

Целью данного доклада является изучение возможностей влияния социокультурных проектов на развитие современных городов в постиндустриальном обществе, где зачастую основным ресурсом возрождения и социально-экономического развития становится культурный ресурс, a точнее - социокультурный проект.

Работа состоит из  1 файл

_actions_doklad_V.Babkova.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Если рассматривать туризм как  добывающую отрасль, то очевидно, что ее «сырьем» становится культура. Именно культура создает тот или иной туристический продукт, потому, что фестиваль, выставка или концерт уже являются готовым туристическим продуктом. Туристический бизнес сам не создает продукт, он его продает, то есть расфасовывает, упаковывает и реализует то, что сделано менеджерами культуры. Поэтому становится ключевым вопрос эффективного взаимодействия культурных проектов и туристического бизнеса: как наладить совместную работу тех, кто производит (создает) туристический продукт, и тех, кто его продает (расфасовывает и упаковывает)? Наступило время создания и разработки некой российской методологии взаимодействия этих двух сфер, где общество должно осознать значимость культурного ресурса. И поставить вопрос: исчерпаем ли он?

 

Примеры: город Шрусбери расцвел  благодаря туристическому буму, вызванному колоссальным успехом серии детективных  романов о брате Кэдфаэле. Интерес  к этим романам привлек в город, в котором по воле автора разворачивается действие детективов, столько поклонников, что в 1994 году в Шрусбери был создан туристический центр стоимостью в 1 млн. фунтов стерлингов16. Для нас, страны с богатейшими литературными традициями, более актуален и уместен вопрос: кто привлек и как? Это относится как к инвестициям, так и к посетителям.

А вот российские примеры: город  Мышкин Ярославской области (население 7000 человек) упорно продвигает на туристический  рынок культурный проект, инициатором  которого стал созданный здесь Музей  Мыши. В 1996 году (в год Мыши) прошел первый фестиваль, на котором побывало 5000 человек. В 2002 году посетителей было уже 50.000, а доход Мышкинской турфирмы составил 2 млн. рублей. Другой пример: город Углич с его Библиотекой русской водки и Музеем мифов и суеверий русского народа

 

 

    1. Поддержка новых форм бизнеса и развитие предпринимательства;

 

Каждый успешный культурный проект так или иначе содействует  развитию предпринимательства и  новых форм бизнеса в городе, а  именно - созданию новых товаров  и услуг, связанных с тематикой проекта и дополнительным сервисом. Размеры статьи не позволяют подробно остановиться на этой технологии, но любая творческая идея, которая становится реальным социокультурным проектом, «обрастает» производством - от нескольких десятков до нескольких сотен новых товаров и услуг. Совсем не обязательно, чтобы именно культурная организация этим занималась, однако подробно разработанный и предоставленный предпринимателям бизнес-план является ключом к взаимопониманию, успеху и взаимовыгодному партнерству.

Упадок народных промыслов, которые  в советское время были поставщиком  валютной выручки, сегодня стал одним  из факторов развития предпринимательства  на местах, причем успех напрямую связан с мерчандайзинговыми технологиями. Жостинский поднос надо продавать в Жостино, хохломские росписи – в Хохломе, тульский самовар в Туле. Проблема заключается в том, как привлечь покупателей. Никто не поедет в эти города специально, чтобы купить эти товары. Покупателей может привлечь только культурный проект, событие, где продажа сувенирной продукции - лишь одна из составляющих. Наличие постоянно действующих культурных проектов (фестивалей, ярмарок, выставок и т.д.) в Жостино, Хохломе, Туле - это гарантия высоких цен на сувенирную продукцию и развития малого бизнеса. Аудитории проекта, его зрителям необходима идентификация с местом и событием, которое они посетили: коробочка конфет «Моцарт», привезенная с Зальцбургского фестиваля, - это гораздо больше, чем просто шоколад, это знак сопричастности событию: «Я там был, и я привез это оттуда».

Пример: в карельском городе Олонец, известном своим проектом «Олонецкие игрища Дедов Морозов», где местные  предприятия получили возможность  зарабатывать на сувенирной продукции, были открыты новые промыслы. «Мы  основали ткацкую школу Паккайне (карельский Морозец. - ред.), которая стала не только туристическим объектом, но и настоящим производством, - рассказывает Ирина Павлова, организатор фестиваля. – Если первые игры мы устаивали на бюджетные деньги и гранты, то уже третий фестиваль проходил на те средства, что мы заработали, плюс деньги местных предприятий-спонсоров. Поток туристов за это время увеличился с 6000 до15000 человек в год».17 В городе Мышкине вслед за «мышиным» проектом набирает силу Музей валенка, с производством и продажей прямо на месте.

 

    1. Создание новых рабочих мест

 

Если говорить о команде менеджеров, которая инициирует и запускает  конкретный социокультурный проект в городе, то количество новых рабочих  мест здесь невелико. Более того, чем меньше и компактнее команда проекта, тем она более продуктивна. Создание новых рабочих мест заложено в маркетинговой составляющей проекта, то есть в создании и реализации новых товаров и услуг. Но самым заметным фактором становится появление новых рабочих мест, а иногда даже их нехватка, при организации обслуживания огромной массы приезжих, привлеченных уникальной проектной идеей. Иногда население городов увеличивается в несколько раз, и тут возникает острая нехватка рабочих рук. Рестораны, отели, магазины, транспортные услуги - все нуждается в работниках. Важно организовать работу так, чтобы этот «день» растянулся на год. Автор с восхищением наблюдал, как действует градообразующий проект в американском городке Эшланд, с населением чуть более десяти тысяч, известном своим шекспировским фестивалем. Фестивальные события проходят почти ежедневно с февраля по ноябрь и сохраняют рабочие места целого города уже на протяжении семидесяти лет! Вспомним наши фестивали, которые в состоянии продержаться неделю-две, и то между помпезными открытием и закрытием порой зияет художественная и организационная «дыра».

 

  1. Укрепление местной экономики и способствование увеличению налоговой базы;

 

Способность сферы культуры давать экономическую отдачу признали уже  в конце 1980-х, поскольку объем  так называемых «вторичных трат», которые она стимулировала, был весьма значительным. Попросту говоря, нельзя брать за основу и оперировать только цифрами суммы проданных билетов. Вполне возможно, что вход на какие-то мероприятия бесплатный. Надо смотреть шире и считать экономическую эффективность от культурного проекта, то есть, сколько куплено билетов на самолеты или на поезда в тот или иной город, сколько мест в отелях города было занято, сколько местные фермеры произвели продуктов, чтобы накормить аудиторию проекта, и т.д. Для успешно запущенных культурных проектов строятся не только новые здания театров, музеев и концертных залов, но прежде всего отели, рестораны, магазины и т.д. со всей инфраструктурой.

Все это работает на пополнение казны  города, особенно в современном глобализированном мире, где, скажем, компьютер или автомобиль производится в пяти точках земного шара и соответственно работает на экономику этих регионов. И только культурный проект, а с ним товары и услуги, связанные с этим проектом, работают на экономику конкретного города.

Денег, поступающих в местную  казну от сбора налогов, безусловно, недостаточно. Хотелось бы заметить, что  в Великобритании в распоряжение местных властей поступает 16% от собранных налогов, в то время  как в Канаде, которая ближе по своим природно-климатическим условиям к России, их остается около 50%.Чтобы проверить экономическую эффективность того или иного культурного проекта, достаточно сравнить, сколько получено налогов во время проведения фестиваля и до него. Хотя этот мониторинг не всегда является эффективным. Во-первых, чтобы запустить проект и «раскрутить» город, необходимо несколько лет, а во-вторых, далеко не вся прибыль от проекта измеряется экономическими критериями и показателями.

 

 

    1. Вовлечение населения в процесс обновления города и реализация внутренних возможностей жителей

 

Одним из важнейших условий успешного  запуска градообразующего культурного  проекта является человеческий фактор. Благосостояние, общественное согласие и качество жизни в конечном итоге  зависят от того, насколько уверенны, деятельны и инициативны люди, с которыми и для которых возрождаются города. Без вовлечения населения социокультурный проект обречен на провал. Безусловно, существуют разные методики вовлечения населения города в проектную деятельность, но существуют основные этапы, а именно: первый – это работа с городской элитой. (Под городской элитой автор понимает ту небольшую, но активную часть населения, которая отождествляет себя с городом и стремится себя реализовать в этом же городе.) Второй – это общегородская дискуссия о необходимости того или иного социокультурного проекта для города посредством публичных лекций, круглых столов, дискуссий в СМИ и т.д. На этом этапе происходит отбор проектных идей, наиболее привлекательных для населения конкретного города. Здесь важна предварительная работа и грамотная презентация, чтобы была отобрана действительно перспективная, экономически состоятельная проектная идея. И, наконец, третий этап – это общественный мониторинг работы после запуска проекта, на стадии его реализации.

 

Структура городского населения  Российской Федерации в 1989 и 2000 гг.

Оценка Н. Шевыровой (фонд «Институт экономики города»)

 

Категории городов

Число городов

Доля от общего числа  городов, %

Численность населения, млн человек

Доля от общей численности  городского населения, %

1989 г.

2000 г.

1989 г.

2000 г.

1989 г.

2000 г.

1989 г.

2000 г.

Малые

(до 50 тыс. жителей)

709

752

68,4

68,9

15,9

16,6

16,9

17,4

Средние

(50-100 тыс. жителей)

163

174

15,7

16

11,2

12

11,8

12,6

Большие

(свыше 100 тыс. жителей)

165

165

15,9

15,1

67,4

66,6

71,3

70

В том числе свыше 1 млн жителей

12

12

1,2

1,1

25,2

24,6

26,6

25,8

Всего

1037

1091

100,0

100,0

94,5

95,2

100,0

100,0


 

 

 

 

 

    1. Влияние на миграционные и демографические процессы

 

Одна из основных проблем России – демографическая. Постоянно уменьшающееся население, отсутствие своих собственных людских ресурсов заставляет делать упор на мигрантов и организовывать миграционные процессы. Мне не хотелось бы обсуждать те неуклюжие попытки, которые предпринимаются федеральными властями для решения этой проблемы. Наличие института прописки, ограничивающее развитие свободного рынка рабочей силы, принятие последних законов, направленных на ограничение въезда «иноземцев и инородцев», прикрытое благими намерениями формирования цивилизованного рынка труда, привели к тому, что за последний межпереписной период население сократилось на 17 млн. человек (для сравнения, в США за это же время оно увеличилось на 30 млн). Безусловно, наличие культурного проекта способствует привлечению в город новых людей, а человек приезжий уже, как правило, настроен на предпринимательскую деятельность, то есть хочет предложить городу свои идеи, товары и услуги.

Стало очевидным также, что экономический  рост городов зависит от притока новых специалистов различных областей знаний. Но какие специалисты приедут в ваш город, если в нем плохой сервис, некрасивые улицы, если в нем некуда пойти?18 Поэтому культурный проект и последующее за ним программа – это необходимые условия для привлечения высококлассных специалистов извне.

Но самое важное то, что постоянно  действующий культурный проект препятствует оттоку жителей из города, т.к. способствует самоидентификации жителей, развитию чувства гордости за город и, что  не менее важно, возможности постоянно зарабатывать в этом городе. Люди бегут от скуки и от бесперспективности. Можете ли вы представить население Юрмалы, Зальцбурга или Канн, покидающее свои города?

 

    1. Усиление партнерства среди различных диаспор, культур, религий и социальных групп

Опыт фестивалей, любительских спектаклей и других аналогичных мероприятий доказывает, что культурная деятельность способна объединить представителей различных культур, вероисповеданий и социальных групп.

 

В качестве примеров приведем карнавальные шествия Брадфорда, Ноттингема, Лестера, в которых участвуют представители самых разных культур, а также любительские театры Белфаста, объединяющие католиков и протестантов. В свое время в Берлине была устроена выставка «25 способов быть берлинцем», представляющая жизнь города глазами двадцати пяти различных культурных сообществ.

Для России, являющейся многонациональной  и многоконфессиональной страной, подобные проекты – единственная возможность для налаживания  партнерства, взаимопонимания и  сотрудничества между различными диаспорами, религиями, другими сообществами. Культурный проект может и должен объединять людей, выбравших тот или иной город для проживания.

 

    1. Снижение преступности и решение экологических проблем

 

К сожалению, статистическая информация о взаимосвязи культурных проектов со снижением преступности в российских городах по неизвестным пока причинам не является открытой, поэтому здесь мы сошлемся на опыт зарубежных коллег.

Когда в Манчестере проводились  серии мероприятий и культурных акций, направленных на создание привлекательного имиджа в борьбе за право проведения в городе Олимпийских игр, отчетный доклад отмечал, что, согласно сводке за месяц, арестов в городе стало меньше на 43%, а правонарушений, совершенных в нетрезвом виде, на 16%. Эти данные лучшим образом подтверждают слова заместителя начальника полиции города Бостона, приведенные в книге «Городские власти и искусство»: «Мы считаем, что культурная деятельность может стать серьезным подспорьем в борьбе с уличной преступностью. В районах Бостона, где чаще всего проводятся различные культурные мероприятия, преступлений совершается гораздо меньше». А вот мнение Джозефа Макнамара, начальника полиции города Сан-Хосе в Калифорнии: «На мой взгляд, низкий уровень преступности в нашем городе сохраняется именно из-за активного участия жителей Сан-Хосе в различных культурных мероприятиях».19

Информация о работе Инновационное развитие в контексте российской культуры