Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы показать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней отраслях, какие факторы стимулируют инновации и механизм управления ими.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- представить инновации как составную часть менеджмента турфирмы;
- оценить эффективность внедрения инновационных решений в туризме;
- рассмотрение жизненного цикла инновации и ее функции.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 580.31 Кб (Скачать документ)

Введение

     В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в  последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных  процессов в области науки  и техники, материального производства и менеджмента. Инновации - это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

     Нововведения  характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям  экономического развития. Это касается и туристского бизнеса, который  согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" относится к социальной сфере. Более того, туризм является частью социально-экономической системы  общества, и не случайно в некоторых  странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.

     Различают инновацию процессов и самих  продуктов. Инновация продуктов, возможно, имеет даже большее значение для  повышения качества жизни в длительной перспективе.

     Цель  контрольной работы состоит в  том, чтобы показать, какие инновационные  процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней  отраслях, какие факторы стимулируют  инновации и механизм управления ими.

     Реализация данной цели требует постановки следующих задач: 
- представить инновации  как составную часть менеджмента турфирмы;

     - оценить эффективность внедрения инновационных решений в туризме; 
- рассмотрение жизненного цикла инновации и ее функции.

     Объектом исследования в настоящей  контрольной работе является инновационный проект Сколково в туризме - Workle.

     Структурно работа состоит из трех глав. Первая глава – теоретическая. Она раскрывает понятие и виды инноваций, методы управления ими, виды инноваций. Вторая глава – повествует о роли Всемирной туристкой организации в стимулировании и распространении инноваций, раскрывается сущность инновационных процессов в туризме. И, наконец, третья глава – практическая. В ней представлены конкретные практические предложения по внедрению инновационных решений в туристском бизнесе на примере нового инновационного интернет-проекта Сколково -  Workle в туризме.

     Методологическую основу исследования составили теоретические концепции, предоставленные в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области инноватики, таких как: Зайцев Г.Г., Э.А. Уткин, Фалмер Р.М. , Максимцов М.М, Игнатьева А.В. и других.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Сущность и функции инновационной  деятельности

    1. Понятие и виды инновации

     Инновации и инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она  не только охватывает практическое использование  научно-технических разработок и  изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей.1

     В оксфордском толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами".

     Термин "инновация", в современном  его понимании, первым стал применять  Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

     К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление  или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его  потребности и одновременно принести доход предпринимателю.

     Факторы, определяющие инновационное развитие:

     - рыночная конъюнктура и конкуренция  (как на внутреннем, так и внешних рынках);

     - среда (уровень развития науки  и техники, законодательная и  нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

     - кадры (ученые, специалисты, предприниматели,  менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

     - ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).2

     Побудителями  инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или  продуктов, которые направлены на обеспечение  устойчивого и долгосрочного  экономического роста. К ним относятся:

     - усовершенствование или создание  новых материалов, оборудования, технологических  процессов, продуктов, услуг и  методов, коренным образом изменяющих  или существенно улучшающих эффективность экономики;

     - изменения в социальной структуре  для повышения социального статуса  личности и достижения оптимального  соотношения личных и общественных интересов;

     - модификации сложившейся системы  управления, позволяющие улучшать  деятельность предприятий и организаций  и способствующие адаптации к меняющимся условиям.

     Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в  какой-либо из этих сфер, практически  всегда необходимо осуществить соответствующие  изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

     Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных  работ по повышению эффективности  какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.3

     Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов  приобретает новое качество и  превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и  начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества  в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного  обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой  созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок  новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих  потребности; открытие и освоение новых  рынков или достижение других конкретных целей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды инноваций

     Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру.

     По  сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.

     По  масштабам распространения различают  глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, в компании) инновации.

     По  характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

     Эволюционные  нововведения происходят непрерывно и  в своем большинстве являются следствием идей и предложений, поступающих  из сферы производства, сбыта, потребления. Процесс эволюционных нововведений целиком подчинен общественным потребностям, формируется платежеспособным спросом  и ограничивается возможностями  технологического потенциала той системы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического  опыта и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению  и анализу информации о предпочтениях  потребителей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позволяют  совершенствовать продукты и технологии с помощью инноваций.4

     Эволюционные  инновации можно классифицировать по предмету приложения, воздействию  на процесс производства и деятельность компаний, а также по характеру  удовлетворяемых потребностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.

     Инновация-продукт - новшество в виде принципиально  нового или усовершенствованного продукта, которое продвигается в форме  товара на рынок. Зачастую внедрение  нового продукта бывает связано с  освоением или созданием новых рынков.5

     Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство продукта. Инновация-процесс может  превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

     К инновациям, влияющим на процесс производства и деятельность компаний на рынке, относятся  технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, правовые, управленческие и информационные.

     В сфере услуг инновациями являются принципиально новые или существенно  усовершенствованные методы их производства и предоставления (обслуживания), которые  не могут быть обеспечены прежними производственными методами. Это  туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориентацией  на новейшие информационные и коммуникационные технологии.

     Достаточно  часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившейся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место  занимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потребительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

     К инновациям по характеру удовлетворяемых  потребностей можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие.

     Инновации могут не только сохранять и совершенствовать технологические и рыночные возможности  фирм, но и, как ни странно, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации  иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также  рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рынке, приводят к появлению иной категории потребителей и разрушают сложившиеся рыночные связи.

     Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности рынка. Они связаны прежде всего с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенденциями, открывает новую общую концепцию дальнейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базисные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового технологического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связано с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базисных инноваций необходима прямая и косвенная государственная поддержка. Процесс их внедрения является длительным и сопровождается значительным риском. Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего, это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечивается распространение принципиально новой техники и технологии в различных сферах производства, что способствует внедрению базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важные технические улучшения продуктов, технологических процессов.  

Информация о работе Инновационный менеджмент