Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Введение
1. Понятие инновации
2. Классификация инноваций
3. Инновация как экономическая категория, критерии инновации
4. Организация управления инновационной деятельностью
5. Результаты инновационной деятельности
5.1 Инновационная продукция
5.2 Выход на рынок технологий
6. Эффективность инновационной деятельности
Заключение
Список использованных источников
2. По преемственности:
- замещающие;
- отменяющие;
- возвратные;
- открывающие;
- ретровведения.
3. По охвату:
- локальные;
- системные;
- стратегические;
4. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные
- комбинаторные
- совершенствующие
3. Инновация как
экономическая категория,
Факторы производства и инновации, то, на что в большей степени ориентирована наша экономика, должно быть не целью функции большинства российских социально-экономических систем разных уровней, а средством их роста количества и эффективности.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые техники совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
В соответствии с международными стандартами инновация – это конечный результат новшества то есть, прежде всего, изменения, связанные с введением новых элементов, отсюда выделим критерии инновации:
1. Новизна.
2. Товарность.
3. Рыночная востребованность.
4. Эффективность.
5. Наукоемкость.
С помощью критериев можно
объяснить феномен инновации, обеспечивающий
экономический рост, как конечный
результат осуществления
4. Организация управления инновационной деятельностью
Понимание роли и значения инновационной деятельности, усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.
Анализ динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности и масштабов последних.
Результаты анализа позволяют судить о влиянии характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности последних, определяющим фактором их возникновения.
Кроме этого организационно-
Важным моментом в решении
организационных вопросов инновационного
менеджмента в организации
- готовности организации к изменениям;
- основных тенденций
- наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
- степени восприятия состояния
внешней среды и быстроты
- состояния внутренних и внешних коммуникаций;
- климата, способствующего
разрешению
Практика показывает, что
организационные формы, а также
приемы и методы управления инновационной
деятельностью передовых
Таким образом, выбор и создание новых организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов:
- формирование системы
служб, охватывающей все
- определение сферы компетенции этих служб;
- распределение обязанностей,
ответственности и
Основным признаком, определяющим
особенности организации
В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:
- организации со
- организации, не имеющие
специализированных структур (функции
инновационного менеджмента
- организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.
Важной характеристикой организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.
Современная практика инновационного
менеджмента имеет примеры
- организационное обособление
служб перспективного развития,
т.е. внедрение «инновационных»
- использование «рыночно-
- развитие форм горизонтальной
координации, т.е. проектного
Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:
во-первых, в рамках ранее
сложившейся структуры при
во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно
на него.
От выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.
В мировой практике инновационного
менеджмента все известные
- специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)
- группа внутриорганизационных
венчурных подразделений (
- подразделения, объединяющие
границы хозяйственной
5. Результаты инновационной
5.1 Инновационная продукция
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована ст.44 Конституцией Российской Федерации.
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В ст. 138 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение:
«Товарный знак и знак обслуживания
— это обозначения, способные
отличать соответственно товары и услуги
одних юридических или
Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.
Однородная продукция
может выпускаться разными
Товарный знак выполняет следующие функции:
-служит ориентиром при выборе товара;
-указывает на наличие
соответствующего качества
-выделяет товар из
однородных товаров других
-показывает источник
происхождения товара, так как
информация о владельцах
-рекламирует товар, так
как обеспечивает
-позволяет производителю
или продавцу занять
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау, которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
«Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
Следствием инновационной
деятельности являются новые художественно-
Информация о работе Эффективность инновационной деятельности