Эффективность инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение
1. Понятие инновации
2. Классификация инноваций
3. Инновация как экономическая категория, критерии инновации
4. Организация управления инновационной деятельностью
5. Результаты инновационной деятельности
5.1 Инновационная продукция
5.2 Выход на рынок технологий
6. Эффективность инновационной деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

реферет!!!.docx

— 48.62 Кб (Скачать документ)

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной  деятельности оформляются лицензией.

Материальные результаты инновационной деятельности выступают  в виде созданных и освоенных  новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы  машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся  на новые, модернизированные и модифицированные.

Эффективность инновационной  деятельности можно оценить через  конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

5.2 Выход на  рынок технологий

Результаты инновационной  деятельности на внутреннем и внешнем  рынках могут быть представлены путем  передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических  услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с  выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может  происходить как в пределах одной  страны, так и на международном  уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной  торговли. Она охватывает сделки с  «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без  соответствующего «ноу-хау». Одним  из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется  и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

Результаты инновационной  деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи  «ноу-хау», — это специфический  товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

-потребительной стоимости;

-труда по созданию;

-процесса потребления  технологических знаний. Технологические  знания являются нематериальным  продуктом, его полезность не  определяется формой материального  носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается  в создании условий для повышения  эффективности производства, выпуска  новых видов продукции и ускорения  ее реализации.

Каждое новое техническое  решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический  товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

Специфика потребительной стоимости  и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого  товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает  то, что труд по созданию технологических  знаний не переносится на продукт  предприятия, который создается  с помощью этих знаний.

На использование технологии влияют:

-темпы устаревания технологии  и замены ее новой, более  совершенной;

-скорость распространения  данных технологий, что обусловливает  исчезновение дополнительного дохода  лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

-производственный риск;

-коммерческий риск;

-конкуренция со стороны  альтернативных технологий.

Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые  планируются в соответствии с  данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного  риска зависит от степени разработанности  новой технологии.

Коммерческий риск при  приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат  не всегда может реализовать произведенную  продукцию и, следовательно, не обязательно  получит расчетную сумму дополнительной прибыли.

Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная  деятельность стран — экспортеров  технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно  развитым странам. Первое место по числу  заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно  развитые страны являются привлекательным  рынком технологий.

 

6. Эффективность инновационной  деятельности

Жизненный путь новшества  может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение  в организации в инновацию, продажа  как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические  и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей  предъявляются следующие требования:

- показатели должны охватывать  процессы на всех стадиях жизненного  цикла товара

- показатели должны формироваться  на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного  анализа деятельности организации

- показатели должны опираться  на данные по конкурентоспособности  конкретных товаров на конкретных  рынках за конкретный период

- важнейшие показатели  должны быть выражены абсолютными,  относительными и удельными величинами

- показатели должны быть  состыкованы со всеми разделами  плана организации

- показатели должны отражать  все аспекты финансовой деятельности  организации

- проектирование окончательных  показателей должно осуществляться  на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска  и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного  и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные,  экологические, экономические и  социальные аспекты деятельности  организации.

Одним из основных показателей  эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может  дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная  организация осуществляет комплексное  развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта несут  в себе потенциальный экономический  эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения  в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или  фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и  экологический эффекты могут  иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи  новшеств, то любой вид инновационной  деятельности можно оценить в  стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время  получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

В настоящее время в  соответствиями с рекомендациями Организации  Объединенных Наций по промышленному  развитию в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:

чистый дисконтированный доход,

внутренняя норма прибыли  или коэффициент дисконтирования,

простая норма прибыли,

простая норма прибыли  на акционерный капитал,

коэффициент финансовой автономности проекта,

коэффициент текущей ликвидности,

срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.

В качестве интегрального  показателя, характеризующего эффективность  инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент  результативности работы:

r =

R c

N N

S Q i - S (H2 – H1)

i=1 i=1


где Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве

Q – фактические затраты  на НИОКР за i-год

N – число лет анализируемого  периода

H1 – незавершенное производство  на начало анализируемого периода  в стоимостном выражении

H2 – это же на конец  анализируемого периода.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

       Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Тем не менее, конкурентоспособность  фирмы или предприятия, их способность  удержаться на рынке товаров и  услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и  технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном  использовании материальных ресурсов.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области.

Эффект от использования  инноваций зависит от учитываемых  результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический  эффект.

В зависимости от временного периода учета результатов и  затрат различают показатели эффекта  за расчетный период и показатели годового эффекта.

Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

В 80-е годы в инновационной  политике крупных фирм отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась, прежде всего, в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой  продукции удельного веса новых  наукоемких изделий, сбыт которых ведет  к расширению сопутствующих технических  услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Особенно заметно эти  тенденции проявляются в инновационном  менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической  сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации  и др.) Они стремятся за счет монополизации  выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и  сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., 1994

2.  Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.:- Банки и биржи, 1997.

3.  Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению “менеджмент”. – М.:- Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998

4.  Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.:- Прогресс, 1988

5.  Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 569с.

6.  Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент, - М.:Дело, 2005. – 448с

7.  Финансовый менеджмент: учебное пособие/под ред.проф. Е.И. Шохина, - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408с

8.  Яркина Т.В. Экономика предприятия, - СПб.:Питер, 2005. – 395с.

9.  Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998

10.  Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: - Ростинтэр, 1996

11.  Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.:- Прогресс, 1988

12.  Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 1998

13.  Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., 1994

14.  Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. Киев, 1985

Информация о работе Эффективность инновационной деятельности