Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:30, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Инновации: сущность и основные понятия.
2. Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
3. Классификация инноваций.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Следует отметить, что в нашей отечественной экономической науке достаточно часто применяется следующее определение инновации, трактуемое в широком смысле, а именно: инновации - это прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Данную точку зрения разделяют и ученые нашего института, в том числе Морозов Ю.П.
Как следует из определений, инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статистическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Важно подчеркнуть, что термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Это обусловлено тем, что инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат. Научно-технические разработки и изобретений являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Таким образом, непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
Из сказанного следует, что инновацию - результат – нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
Инновации присущи в равной мере три свойства:
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, хотя между ними есть и некоторые различия.
Новшеством (новацией) может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Отметим, что процесс введения новации на рынок называется коммерциализацией. Период же времени между появлением новации и воплощением ее называется инновационным лагом.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:
а) «материализацию» инноваций,
б) «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации.
С
учетом последовательности проведения
работ жизненный цикл инноваций рассматривается
как инновационный
процесс. Иначе говоря, распространение
нововведений, как и и их создание, является
составной частью инновационного процесса.
П.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: СОДЕРЖАНИЕ И
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.
Прежде
всего необходимо отметить, что инновационный
процесс имеет циклический
Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составляющих элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.
В общем виде инновационный процесс можно записать в следующем виде:
ФИ - ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, где:
Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ, Пр –С) и т.д.
Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Таким образом, любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью и доказательностью.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Если говорить о конечном результате ФИ, то необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно они составляют фундамент ИП. Вместе с тем необходимость ФИ может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
ФИ, как правило, воплощаются в ПИ, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме.
Только некоторые ФИ воплощаются в ПИ – Р – Пр и т.д. Примерно 90% тем ФИ могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса).
Иную направленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС), промышленное производство (ПП). Фазы маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного проекта.
Отметим, что различают три логические формы инновационного процесса:
Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационом процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производителя от функции его потребителя.
Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Диффузия инновации – распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:
Свойствами нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.
Согласно теории нововведений Й.Шумпетера, диффузия нововведения – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъектов ИП принято разделять на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившими новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.