Курс лекций по "Инновации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:30, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Инновации: сущность и основные понятия.
2. Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
3. Классификация инноваций.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1 Сущность инн.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

       В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

       Следует отметить, что в нашей отечественной  экономической науке достаточно часто применяется следующее  определение инновации, трактуемое в широком смысле, а именно:  инновации - это прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Данную точку зрения разделяют и ученые нашего института, в том числе Морозов Ю.П.

       Как следует из определений, инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статистическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

       Важно подчеркнуть, что термины «инновация»  и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Это обусловлено тем, что инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

       Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

       Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат  научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат. Научно-технические разработки и изобретений являются приложением нового знания с целью его практического применения, а  научно-технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний, изобретений и  научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.

       Таким образом, непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

       Из  сказанного следует, что инновацию  - результат – нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

       Инновации присущи в равной мере три свойства:

    1. научно-техническая новизна;
    2. производственная применимость;
    3. коммерческая реализуемость.

       В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, хотя между ними есть и некоторые различия.

       Новшеством (новацией) может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Отметим, что процесс введения новации на рынок называется коммерциализацией. Период же времени между появлением новации и воплощением ее называется инновационным лагом.

       Коммерческий  аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:

         а) «материализацию» инноваций,  изобретений и разработок в  новые технически совершенные  виды промышленной продукции,  средства и предметы труда, технологии и организации производства;

       б) «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

       Период  времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и  до ее использования принято называть жизненным циклом инновации.

       С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс. Иначе говоря, распространение нововведений, как и и их создание, является составной частью инновационного процесса. 
 

       П. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 

       Многообразие  форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.

       Прежде  всего необходимо отметить, что инновационный  процесс имеет циклический характер. Деятельность, представляющая ИП, распадается  на отдельные различающиеся между  собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах и технологиях.

       Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составляющих элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

       В общем виде инновационный процесс  можно записать в следующем виде:

       ФИ  - ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, где:

    • ФИ – фундаментальное (теоретическое)  исследование;
    • ПИ – прикладные исследования;
    • Р – разработка;
    • Пр – проектирование;
    • С – строительство;
    • ОС – освоение;
    • ПП – промышленное производство;
    • М – маркетинг;
    • С – сбыт.

       Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ, Пр –С) и т.д.

       Начальной стадией ИП является фундаментальное (теоретическое) исследование, связанное с понятием научной деятельности Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС, и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

      Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Таким образом, любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью и доказательностью.

      Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская  деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

      Если  говорить о конечном результате ФИ, то необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

      Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно они составляют фундамент ИП. Вместе с тем необходимость ФИ может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

      ФИ, как правило, воплощаются в ПИ, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме.

      Только  некоторые ФИ воплощаются в ПИ – Р – Пр и т.д. Примерно 90% тем  ФИ могут иметь отрицательный  результат. И из оставшихся 10% с положительным  результатом не все применяются  на практике. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса).

      Иную  направленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д.

      В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС), промышленное производство (ПП). Фазы маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного проекта.

      Отметим, что различают три логические формы инновационного процесса:

      1. простой внутриорганизационный (натуральный);
      2. простой межорганизационный (товарный);
      3. расширенный.

      Простой внутриорганизационный  ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

      При простом межорганизационном инновационом процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производителя от функции его потребителя.

      Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

      Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

    1. создание новшества и его распространение;
    2. диффузия нововведения.

      Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

      Диффузия  инновации – распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

      В реальных инновационных процессах  скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

    • формы принятия решения;
    • способа передачи информации;
    • свойств социальной системы;
    • свойств самого нововведения.

         Свойствами  нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.

         Согласно теории нововведений Й.Шумпетера, диффузия нововведения – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

         Субъектов ИП принято разделять на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.

         Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении дохода от использования изобретений.

         В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившими новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

         Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им  дополнительную прибыль.

Информация о работе Курс лекций по "Инновации"