Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:30, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Инновации: сущность и основные понятия.
2. Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
3. Классификация инноваций.
Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
Таким образом, рассмотрев этапы и логические формы ИП можно перейти к анализу основных составляющих инновационной сферы, а именно:
Рассмотрим компоненты инновационной сферы более подробно.
Основным товаром рынка новаций является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.
Принято
различать научную (научно-исследовательскую),
научно-техническую
Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:
О
фундаментальные научные
О прикладные научные исследования - научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.
Научно-техническая деятельность ставит цель получить, распространить и применить новые знания в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечить функционирование науки, техники и производства как единой системы.
Рынком конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки с новациями в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень цен.
Ранее отмечалось, что на пути от новации, как результата научной и научно-технической деятельности, до инновации, как признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляются затраты времени и ресурсов.
Коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства; улучшать технический уровень продукции или системы услуг; развивать организацию производства и менеджмента; повышать качество продукции и услуг; снижать издержки производства; совершенствовать систему технического обслуживания; сокращать эксплуатационные расходы у потребителей; повышать полезный эффект своей продукции, вида услуг; поддерживать необходимый уровень продажной цены и цены потребления; обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности.
С
другой стороны, рынок отвергает
новации, имеющие большую научно-
1.
развитие собственной научной,
научно-технической и
2.
проведение исследований на
3.
оформление заказов на
4.
приобретение лицензий на
5.
покупки готового изделия,
6.
приобретение нематериальных активов
путем выпуска акций,
Определяющим условием формирования рынка новаций является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новации в инновацию.
В
инновационной сфере
Под инвестициями следует понимать долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
В условиях экономического
а) на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
б) все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
в) основной формой представления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли.
По экономической сущности и
целям инвестиции
Рассмотрев
рынок новаций, рынок конкуренции
и рынок инвестиций как основных
составляющих инновационной сферы,
сформулируем содержание понятия «инновационная
сфера», определим область
Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.
Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения новой или радикально улучшенной производимой продукции, технологии ее производства и удовлетворения платежеспособного спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:
а)
как параллельно-
б) в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и распространения;
в) как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в 4 этапа.
На первом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.
На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, рискофирмами (венчурными).
На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новации еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.
Для
осуществления роста объемов
производства, расширения рынков сбыта,
повышения
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от:
а) несущественных
б)
незначительных технических или
внешних изменений в продуктах,
оставляющих неизменными
в) от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.