Курс лекций по "Инновации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:30, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Инновации: сущность и основные понятия.
2. Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
3. Классификация инноваций.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1 Сущность инн.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)
fy">         Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

         Для быстрого распространения  инновации нужна развитая инфраструктура.

         Таким образом, рассмотрев этапы и  логические формы ИП можно  перейти к анализу основных составляющих инновационной сферы, а именно:

    1. рынок новаций;
    2. рынок конкуренции;
    3. рынок инвестиций.

    Рассмотрим  компоненты инновационной сферы  более подробно.

       Основным  товаром рынка новаций является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.

       Принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а  также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.

       Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний, в том  числе:

       О фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая  деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;

       О прикладные научные исследования - научная деятельность, направленная на достижение практических результатов  и решение конкретных задач.

       Научно-техническая деятельность ставит цель получить, распространить и применить новые знания в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечить функционирование науки, техники и производства как единой системы.

       Рынком  конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки с новациями в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень цен.

       Ранее отмечалось, что на пути от новации,  как результата научной и научно-технической деятельности, до инновации, как признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляются затраты времени и ресурсов.

       Коммерческие  организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства; улучшать технический уровень продукции или системы услуг; развивать организацию производства и менеджмента; повышать качество продукции и услуг; снижать издержки производства; совершенствовать систему технического обслуживания; сокращать эксплуатационные расходы у потребителей; повышать полезный эффект своей продукции, вида услуг; поддерживать необходимый уровень продажной цены и цены потребления;  обеспечивать уровень  маркетинга  и  рекламно-информационной деятельности.

       С другой стороны, рынок отвергает  новации, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам  коммерческих организаций. Конкуренция не просто стимулирует, а буквально заставляет коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования участвовать в формировании рынка новаций по следующим основным направлениям:

       1. развитие собственной научной,  научно-технической и экспериментальной  базы для проведения НИОКР; 

       2. проведение исследований на кооперационных  началах с другими организациями;

       3. оформление заказов на проведение  научно-исследовательских и  (или)  экспериментальных работ сторонней  организацией;

       4. приобретение лицензий на право  производства товаров или услуг;

       5. покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;

       6. приобретение  нематериальных активов  путем  выпуска акций, облигаций,  привлечение иностранного капитала  и организация совместного производства.

       Определяющим  условием формирования рынка новаций  является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новации в инновацию.

       В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3—5 лет и более.

       Под инвестициями следует понимать долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.

         В условиях экономического кризиса  в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются.  Концепцией государственной промышленной политики России предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

       а) на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться  только фундаментальные научные  исследования, а также объекты  федерального значения некоммерческого  характера и объекты, связанные  с поддержанием национальной безопасности;

       б) все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;

       в) основной формой представления государственных  ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

       В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли.

         По экономической сущности и  целям инвестиции подразделяются  на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов.

       Рассмотрев  рынок новаций, рынок конкуренции  и рынок инвестиций как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной  деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса.

       Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

       Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения новой или радикально улучшенной производимой продукции, технологии ее производства и удовлетворения платежеспособного спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

       Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:

       а) как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга;

       б) в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения  идеи до ее разработки и распространения;

       в) как процесс финансирования и  инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

       В общем виде инновационный  процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в 4 этапа.

       На  первом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

       На  втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, рискофирмами (венчурными).

       На  третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

       На  четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

       На  рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие  инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новации еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.

       Для осуществления роста объемов  производства, расширения рынков сбыта, повышения конкурентоспособности  и обеспечения условий для  возврата (окупаемости) рискоинвестиций  на данном этапе инвестиционного  процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии конкурентоспособности продукции, услуг и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается. 

       Ш. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

 

      Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от:

        а) несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (например, эстетические  изменения – цвета, формы и  т.п.);

      б) незначительных технических или  внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

      в) от расширения номенклатуры продукции  за счет освоения производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии, но уже  известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

      Новизна инноваций оценивается  по технологическим  параметрам, а также  с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

      В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Информация о работе Курс лекций по "Инновации"