Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 22:42, реферат
Инновационные процессы являются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия нововведений. В данном реферате будут рассмотрены основные теоретические модели диффузии инноваций, а так же способы математического представления процесса распространения нововведения и представлена возможность описания жизненного цикла товара с использование модели диффузии инноваций.
Введение…………………………………………………………………………………3
Диффузия инноваций по модели Э. Роджерса………………….……………………3
Модель провалов……………………………………………………………………...10
Математические модели диффузии инноваций (возможность описать жизненный цикл товара, с помощью моделей диффузии инноваций)………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………..24
Найдя своего потребителя, мы должны знать, как определить правильный продукт и правильную цену. Это сложная задача, требующая борьбы на рынке с целью установления баланса между ценой и степенью удовлетворения потребностей. Весь фокус состоит в том, чтобы цена соответствовала характеристикам продукта и ожиданиям потребителя. Не существует единой формулы для вычисления идеальной потребительской цены. Установление цены подвержено многим неустойчивым факторам, не контролируемым маркетингом. Необходимость первоначального установления цены возникает в тот период, когда компания разрабатывает или приобретает новое изделие, использует новые каналы сбыта или представляет ее на новой территории. В этом случае компания должна принять решение о позиционировании товара по показателям качества и цены. Прежде всего, компания должна решить - чего именно она хочет добиться, предлагая конкретный товар. Если компания ответственно подошла к выбору целевого рынка и позиционированию продукта, подход к формированию комплекса маркетинга, включая установление цены, очевиден [7].
Если известны три фактора (уровень потребительского спроса, размер собственных издержек и цены конкурентов), компания готова к выбору цены товара. Ее цена будет располагаться где-то в промежутке между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. Как уже отмечалось, минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции. Цены конкурентов и цены на товары-заменители задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнение покупателей об уникальных особенностях рассматриваемого изделия компании задают потолок цены. Если обратиться к рассмотренным выше группам потребителей инновационных товаров, то для провидцев это будет ценообразование на базе ощущаемой ценности; для прагматиков - ценообразование на базе конкуренции; для консерваторов - ценообразование на базе себестоимости. Цель всех рассмотренных выше стратегий ценообразования - сужение диапазона цен, в рамках которого и должна быть выбрана окончательная Правильная цена [8].
Следующим фактором успеха на рынке инновационных продуктов/ услуг является Правильное место, или, говоря языком маркетолога, эффективные каналы сбыта.
Выделяют три основных метода сбыта: прямой (без посредников); косвенный (услуги независимых посредников); комбинированный - в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим как средства фирмы-производителя, так и другой независимой компании. Разрабатывая сбытовую политику, фирма должна выбрать каналы распределения товаров. Для инновационных товаров это могут быть: прямые продажи, двухуровневые розничные продажи, одноуровневые розничные продажи, розничные продажи через Интернет. Канал прямых продаж предполагает взаимодействие компании-производителя и конечного потребителя еѐ товара. Одноуровневый канал включает в себя помимо производителя и потребителя еще и одного посредника. Двухуровневый канал включает в себя уже двух посредников [8].
В настоящее время Интернет создает угрозу для традиционных каналов распределения. Связано это с тем, что он создает совершенно новый альтернативный канал для сбыта продукции. Однако, больше каналов - это, с одной стороны, больше возможностей, а с другой - и большая вероятность выбрать неправильный канал дистрибуции. К особенностям российского Интернета относится то, что его распространение по территории страны до сих пор остается очень неравномерным [8].
Российские интернет-покупатели живут в основном в крупных городах (41% в Москве и Санкт-Петербурге), более половины их имеют возраст до 35 лет. Хотя последнее время проявились новые тенденции: прирост в старшей возрастной категории и прирост пользователей в регионах [8].
Правильным местом будет то, где потребитель имеет прямой доступ к продукту. К критериям выбора эффективных каналов сбыта следует отнести: прямой выход на целевого клиента; создание спроса и наиболее максимальное удовлетворение спроса; возможность предоставления целостного продукта, потенциал массовых поставок. Правильным временем можно считать то время, когда потребитель, скорее всего, купит, либо использует продукт. Самый лучший продукт может потерпеть неудачу, если он представлен в неправильном месте и в неправильное время. Правильное время и правильное место определяется потребителем [8].
Ещѐ одним фактором успеха на рынке инновационных продуктов/ услуг являются Правильные коммуникации с потенциальным потребителем. Установление связи с потребителем - это наиболее заметная и существенная часть айсберга маркетинга.
Производитель
информирует потребителей, что продукт
сделан специально для них и каким образом
он может удовлетворить их потребности.
Информация должна касаться удовлетворения
каких-то желаний и потребностей потребителя.
Продвижение товара на рынок (promotion) –
это любая форма сообщений, используемая
предприятием для информирования, убеждения
или напоминания о своих товарах, услугах
или о самом предприятии. Продвижению
товара на рынок помогает комплекс маркетинговых
коммуникаций, элементами которого являются:
реклама, стимулирование сбыта, паблик
релейшнз, личные продажи [8].
Математические
модели диффузии инноваций (возможность
описать жизненный цикл
товара, с помощью моделей
диффузии инноваций).
Существует ряд базовых общепризнанных моделей диффузии инноваций, доказавших свою универсальность для различных диффузных процессов. Это модели Басса, Гомперца, Йоланда, Махаяна — Мюллера (модель неоднородного влияния), на основе которых было создано большинство более сложных. Все эти модели по классификации И.Н. Щепиной являются моделями так называемого эпидемического типа и в той или иной форме производными или модификацией первоначально предложенной Ф. Бассом модели, остающейся одной из наиболее используемых маркетологами и по сей день [2].
Форма базовых уравнений названных моделей диффузии инноваций приведена в табл. 1.
Рассмотрим основные переменные и параметры, используемые в моделях диффузии инноваций.
1. Сумма базовой потребности в товаре, на которую ориентирована та или иная продуктовая инновация. Величина потребности является объективно существующей, может условно считаться постоянной во времени (в переделах некоторого ограниченного периода и пространственного региона) и независимой от прочих факторов. В постановочной гипотезе моделей диффузии она также рассматривается как константа, определяется путем суммирования объемов потребления (реализации) товара за период его жизненного цикла, обозначается буквой m, как правило, оценивается в натуральном выражении. Данную величину мы будем называть конечным суммарным потреблением. Поскольку на удовлетворение одной и той же потребности ориентированы несколько товаров и даже технологий, конечная суммарная потребность рынка m распадается на несколько частных конечных суммарных потребностей отдельных технологий и товаров m’. При этом в процессе конкуренции за счет тех или иных действий участники рынка могут влиять на величину текущего спроса и, как следствие, на потенциал конечной суммарной потребности, которая удовлетворяется с помощью их товаров. Однако суммарная потребность всего рынка остается постоянной [2].
Стоит отметить, что при моделировании жизненных циклов различных товаров можно использовать изменяющуюся во времени в зависимости от прочих факторов величину суммарной потребности в товаре m. Иллюстрацией является работа М. Гивона и В. Махаяна, в которой рассмотрены процессы распространения программного обеспечения и компьютерного пиратства как явления диффузии и замещения инноваций. В качестве величины m в ней использовано количество пользователей ПК, которое постоянно увеличивается. Данное дополнение приведено с целью продемонстрировать широкие адаптивные возможности моделей диффузии, позволяющие применять их в различных ситуациях для решения задач разного рода. Кроме того, существуют работы, в которых величина m в модели рассматривается как функция других факторов: цены, конкурентоспособности (технических и технико-экономических характеристик инновации) и прочих факторов (например, ассортиментной политики). Использование подобных модифицированных моделей может оказаться полезным для решения ряда важных маркетинговых задач, в частности управления ценовой, ассортиментной политикой и пр [2].
2.
Текущий объем потребности (
3. Текущий ежегодный спрос на товар можно выражать в долях от конечного суммарного потребления. Эта величина в моделях обозначается f и называется текущим относительным потреблением. Она имеет следующую взаимосвязь с вышеназванными величинами [2]:
n = f × m.
4. К началу каждого года можно определить долю конечной потребности в товаре, которая уже является удовлетворенной. Данная величина называется накопленным относительным потреблением и обозначается F. Для каждого года t она вычисляется путем суммирования текущего относительного потребления fi предыдущих лет [2]:
Для первого года ЖЦТ величина F принимается равной нулю, т.к. удовлетворения спроса товаром еще не произошло. Она является важнейшей переменной в моделях диффузии инноваций [2].
Рассмотрим основные причины неравномерности динамики объемов продаж товара в течение его жизненного цикла.
На начальном этапе, когда инновация вводится на рынок как способ удовлетворения потребности, в обществе практически нет информации о ней и результатах ее применения. Сведения появляются после первых пробных покупок потребителями-новаторами. Их влияние на динамику использования товара отражено в модели в коэффициенте инновации p. Его экономический смысл заключается в том, что он показывает уровень потребления товара в относительном выражении в первый год ЖЦТ, когда опыт применения еще отсутствует. Область значений коэффициента инновации: p ∈ [0, 1] [2].
Получив положительный опыт удовлетворения потребности, новаторы передают его другим покупателям, так называемым имитаторам, которые в свою очередь, также осознав потребность и удовлетворив ее с помощью приобретения товара, распространяют информацию об инновации далее. Влияние данного процесса демонстрируется в моделях диффузии с использованием коэффициента имитации q, который показывает отношение текущего потребления покупателей-имитаторов к уже накопленному объему применения данной инновации F. Область определения коэффициента: q ∈ [0, 1] [2].
Таким образом, с распространением информации все большее количество потенциальных потребителей инновации осознает потребность в ней, что ведет к расширению спроса на нее на стадии роста кривой жизненного цикла.
На
этапе спада повышение
Математическое моделирование данных процессов строится на следующем принципе (рассмотрим на примере модели Басса). Как видно из табл. 1, в модели диффузии текущее потребление определяется произведением двух сомножителей: f = (p + qF)(1 − F) [2].
Первый (p + qF) моделирует рост объемов потребления товара с накоплением удовлетворенной потребности и, как следствие, информации о товаре, второй (1 − F) — исчерпание емкости рынка в процессе удовлетворения конечной потребности. На этапе роста ЖЦТ увеличение первого сомножителя доминирует над снижением второго, однако к началу спада данное соотношение меняется в обратную сторону [2].
Нужно отметить, что аналогичную структуру имеют и прочие модели диффузии, поэтому принципы моделирования цикла распространения инновации для них будут аналогичными вышеназванным [2].
Ограничения модели Басса: [6]
Однако,
несмотря на вышеперечисленные ограничения,
модель работает [6].
На
практике жизненный цикл спроса будет
включать в себя жизненные циклы всех
способов удовлетворения исходной потребности.
Этот факт имеет ряд чрезвычайно важных
следствий [2].
Рисунок 4. По диффузной модели кривая ЖЦТ категории ~ сумма ЖЦТ отдельных марок [6]
Например, при рассмотрении жизненных циклов конкретных товаров или технологий, как уже говорилось ранее, может происходить сложное конкурентное взаимодействие, которое будет заключаться в перераспределении объемов сбыта, направленных на удовлетворение рыночной потребности, между различными продуктами и фирмами. Данное явление называется конкурентным замещением, и без его изучения описание процессов, лежащих в основе изменения рыночных позиций товаров во времени, будет неполным [2].
Информация о работе Математические модели диффузии инноваций