Менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью сельскохозяйственного предприятия, как стратегической составляющей обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………6
Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия………………………………………………………….6
1.2 Задачи,функции и методы управления инновациями……………….9
1.3 Роль и место планирования в управлении предприятием…………….14
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……17
Краткая характеристика предприятия ООО “Проспект"…………………17
Специализация сельскохозяйственного предприятия ООО “Проспект”..20
Сущность рентабельности сельскохозяйственного предприятия……….20
Глава 3.Управление по внедрению инновации на предприятие…………….26
3.1. Оценка сильных и слабых сторон предприятия………………………….26
3.2 Внедрение инноваций на предприятии……………………………………30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инновационномк.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Субъектом управления может  быть один или группа работников, которые  осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный  процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления. Современный инструментарий отличается высокой степенью эффективности применения в практической деятельности крупных компаний. К ним в частности относятся:

 

  1. современные методы планирования и прогнозирования;
  2. современные эвристические алгоритмы и методы отбора проектов,
  3. современные эвристические алгоритмы и методы организации, глобального управления НИОКР и т.д.;
  4. мониторинг и аутсорсинг технологий;
  5. обучение персонала;
  6. обучение высшего руководства компаний.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Исследователи выделяют пять основных подходов к управлению изменениями в организации, которые  обусловлены управленческим стилем.

Таблица 2 - Подходы к  управлению изменениями в организации

Подход

Главный стратегический вопрос для  менеджера

Ключевая роль менеджеров организации

1. Авторитарный подход ("командир")

Как я формирую стратегию организации?

Специалисты в области стратегического  планирования

2. Контролирующий подход ("контролер")

Оптимальна ли выбрана стратегия?

Как я должен проследить за ее реализацией?

Контроль реализации по всей структуре

3. Подход основанный на сотрудничестве ("партнер")

Как я должен вовлечь менеджеров в стратегическое планирование, чтобы  они были ответственными за реализацию стратегии с момента ее запуска?

Основные координаторы

4. Подход, основанный на изменении  организационной культуры 

Как я могу вовлечь в процесс  реализации стратегии персонал организации?

Обучающие тренеры

5. Лидерский подход ("воспитатель  лидеров")

Как я должен мотивировать менеджеров, чтобы они стремились стать лидерами бизнеса посредством реализации стратегии?

Задание стартовых условий и  арбитраж


 

При осуществлении  организационных изменений неизбежно  возникает сопротивление изменениям. Сопротивление организационным  изменениям является одной из основных проблем стоящей перед развивающейся организацией.

В процессе изменений  имеют место отсрочки начала процесса изменений; непредвиденные отсрочки внедрения  и прочие трудности, которые замедляют  изменения и увеличивают расходы  по сравнению с запланированными; попытки саботировать изменения внутри организации или "утопить" их в потоке других первоочередных дел.

Управление стратегическими  изменениями необходимо проводить  на ходу всего процесса реорганизации, уменьшая при этом риск сопротивления сотрудников переменам и увеличивая отдачу от деятельности организации. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной  деятельности

Экономические, технологические 

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических  средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и  научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций 

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые  могут вызвать такие последствия  как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка  устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения  и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение  возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический  климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная структура  компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов.

Гибкость оргструктуры, демократичный  стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.


Внедряя инновации в  практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы  способны затормозить или ускорить инновационный процесс.

Таким образом, можно  сделать следующие выводы.

Инновация - движение, центральный  компонент инновационного процесса, суть процесса, форма целенаправленного  развития (А.И. Пригожин). Нововведение имеет определенные стадии протекания: зарождение, освоение, диффузия, рутинизация и характеристики: масштабность, направленность (содержание), форма, новизна. изменить

Сопровождение нововведения осуществляется через инновационную  деятельность. Инновационная деятельность включает в себя взаимодействие подразделений, обучение и переподготовку специалистов, планирование и разработку необходимых стимулов, преодоление нежелательных последствий. Инновации являются универсальной ценностью общества и могут быть как социально-экономические, так и культурно-образовательные, организационно-управленческие, технико-технологические и т.д.

В инновационную деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, непосредственные разработчики, общественность и т.д.), каждая из которых  преследует при этом собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации.

Инновационная деятельность проявляется в создании и внедрении  тех новшеств, которые порождают значимые изменения в социальной практике, открывают обществу качественно новые возможности.

Необходимо различать  инновации и несущественные видоизменения  в продуктах. В зависимости от технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

По уровню новизны  инновации можно разделить на: абсолютно новые - изобретение, открытие; новые для страны - инновация может  быть как местным открытием (разработкой), так и прямым переносом или адаптацией инновации, реализованной в другой стране; новые для отрасли - инновации, ранее не использовавшиеся в данной отрасли; новые для производственно-сбытовой цепочки, включающей в себя несколько фирм, например, поставщик → посредник →производитель; новые для корпорации (системы фирм, связанные общими системами собственности и (или) контроля); новые для фирмы

Организационными структурами  инновационного менеджмента являются научные организации, венчурные  фирмы.

Повышение экономической  эффективности деятельности предприятий является ключевой задачей преобразований в современной российской экономике. Эта задача решается прежде всего в ходе развития и модернизации производства. Однако, чем масштабнее и радикальнее изменения, тем больше вероятность возникновения конфликтов, вызванных борьбой старого и нового. Выбор метода управления при реализации стратегии зависит в большей степени от ситуации, которая в определенной мере определена силой сопротивления изменениям.

1.3 Роль и место планирования в управлении предприятием.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и  стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления.

Поскольку цель управления формируется  в рамках функции «планирование  – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной.

Поэтому процесс управления выступает  как объективно преодоленная система  функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции  называются стадиями управленческого цикла.

Функция планирования служит основой  для принятия управленческих решений  и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает  выработку целей и задач управления производством, а также определение  путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Функциональный организационно-экономический  механизм управления –это механизм обеспечения  действия  относительно обособленных направлений управленческой деятельности, то есть определенных функций управления, представляющий собой систему, и/или совокупность элементов, методов, форм, способов, правил, процедур управления и принятия решений, и обладающий в значительной мере отличительными признаками этой функции управления, и потому носящий ее имя. Например, к функциональным организационно-экономическим механизмам управления можно отнести: механизм конкуренции, механизм кредитования, механизм мотивации труда, механизм контроля,  механизм регулирования, и т.д. Однако в реальности довольно затруднительно выделить какие-либо

"чистые" механизмы, которые  были бы лишь финансовыми или  лишь 

организационными. Выделение механизмов по принципу однородности

осуществляется при наличии  в них ведущих признаков, какого либо

«функционального» механизма. Так  в финансовом механизме, могут присутствовать элементы механизма стимулирования, или организационного механизма, и  наоборот.

Организационно-экономический механизм управления малым 

предприятием представляет собой  систему функциональных механизмов

управления, совокупность элементов (инструментов, методов, способов, правил и процедур) управления, которые  могут стать механизмами управления после того как у малого предприятия  появятся соответствующие  производственные, организационные и прочие структуры. Особую важность понимание системного характера организационно-

экономического механизма управления предприятием приобретает в 

современной экономической ситуации.

Организация как функция управления – это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию: - производства - труда - управления.

Организация управления включает регламентацию  отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени работ выполнения работ, технического и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.

Функция регулирования состоит  в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных  причин производство может отклоняться  от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения, и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной  системы. Учет служит базой для анализа  – комплексного изучения производственно – хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов.

Роль контроля как функции  управления обусловлена тем, что  он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений, и оцениваются их последствия.

Информация о работе Менеджмент