Методы государственного регулирования инновационной деятельности, роль государства в стимулировании инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание

Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 133.29 Кб (Скачать документ)

РАЗДЕЛ  I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

ВВЕДЕНИЕ 

     Как показывают исследования, инновационный  процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального  менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.

     Необходимость государственного регулирования инновационных  процессов в первую очередь вызвано  их возрастающим значением для экономики  и общества в целом.

     В наиболее развитых странах вклад  научно-технического прогресса в  прирост валового внутреннего продукта составляет от 75 до 100%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого инновации влияют на структуру общественного производства, на институциональные экономические механизмы, на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и, что самое главное, на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства.

     Очевидно, что государство должно регулировать инновационный процесс, так как  в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

     

     Аксиомой  является то, что активная роль государства  в стимулировании научно-технического прогресса и инновационной активности в современной политике экономического роста, является неоспоримой.

     Экономический рост в большинстве стран основывается, прежде всего, на использовании открытых научных знаний и технологий, при  этом сфера исследований и разработок получает значительную по масштабам  и разнообразную по методам государственную  поддержку.

     Каждое  государство, являясь объектом создания благоприятных экономических условий  для осуществления инновационных  процессов, индивидуально для своей  страны внедряет и практикует такие  меры стимулирования инноваций, которые обязательно включают определенную систему национально-государственных научных приоритетов.

     Инновационная деятельность выступает эффективным  инструментом коммерциализации достижений науки, техники и технологий, становится определяющим элементом международной  конкурентоспособности страны и роль государства в стимулировании инновационной деятельности огромна. 
 
 
 
 
 
 

I. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     I.I ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

     

     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это убедительно доказывает тот факт, что в условиях развитой рыночной экономики основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     В этой ситуации государственная инновационная  политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой фундаментальной науки и задачами производства, и определяется следующими основными направлениями:

  • содействие развитию науки, в том числе прикладной, и подготовки научных и инженерных кадров как основного источника инновационных идей;
  • разработка и реализация разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности бизнеса;
  • осуществление государственных заказов, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на нововведения, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

  • эффективное использование фискальных и прочих элементов государственного регулирования, способствующих стимулированию воздействия  внешней среды и обусловливающих  эффективность и необходимость  инновационных решений отдельных  фирм;

     Таким образом, государство выступает  скорее в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия фундаментальной и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

     Механизмы государственного регулирования инновационных  процессов могут быть следующими:

  • аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
  • координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;
  • стимулирование инноваций ;
  • создание правовой базы инновационных процессов;
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры;
  • институциональное обеспечение инновационных процессов;
  • регулирование социально-экологической направленности инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций);

     

     При всем многообразии форм и приемов  государственного стимулирования инновационной деятельности во всех промышленно развитых странах прослеживаются следующие общие черты, позволяющие выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования:

     - согласованность инновационной  политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу;

     - широта воздействия инновационной  политики, нацеленная на предложение инновационных идей, инициирование начального спроса на результаты инновационных процессов, привлечение в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создание благоприятного для инноваций экономического и политического климата;

     - учет особенностей инновационного  процесса: его цикличности, вероятностного характера, высокой степени риска и т. д. 
 
 
 
 
 
 

     I.II МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ 

     Сложность объекта и множество аспектов регулирования обуславливают необходимость разработки государственной инновационной политики - комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с введением и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг. Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности.

     Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие.

     1. Прямые методы.

       К прямым методам относится  финансирование НИОКР и инновационных  проектов из бюджетных средств,  защита прав участников инновационной  деятельности (создание государственной  патентно-лицензионной системы), формирование  государственной инновационной  инфраструктуры и рынка инноваций,  подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка  инновационной деятельности (вручение  выдающимся ученым и новаторам  государственных наград, присвоение  почетных званий и т.д.).

     Существенный  элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

     

     Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

     Первая  проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

     Программно-целевая  форма государственного регулирования  предполагает конкретное финансирование инновационных процессов посредством  государственных целевых программ поддержки инноваций, в том числе  и в малых наукоемких фирмах; создается  система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров  и услуг, фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений и т. д.

     Контрактное финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений – договоров  между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает  в роли заказчика-потребителя НИОКР  – например, в аэрокосмической  области, – а фирма-исполнитель  НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки  завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства  и экономические санкции.

     

     Особое  место в системе прямых мер  воздействия государства на инновационный  бизнес занимают мероприятия, стимулирующие  кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, – наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.

     Государственная поддержка создания таких организационных  формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно  в виде специальных программ различных  правительственных ведомств.

     2. Косвенные методы.

     

     Значение  косвенных методов государственной  поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно  меньших бюджетных затрат, чем  прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.

     Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует выделить различные  налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение  дивидендов, льготное налогообложение  прибыли и так далее. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга (ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату) и франчайзинга (право на создание инновационных предприятий, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре). Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.

     Обобщая все многообразие таких методов  государственной инновационной  политики, их можно свести к следующим основным:

     - либерализация налогового и амортизационного  законодательства. Так, предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности регулируется уровнем налогообложения прибыли. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли;

     

     - законодательные нормы, которые  весьма разнообразны и касаются  многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю получать плату за пользование его изобретением. Такое положение, в конечном счете, положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы – важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обуславливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны;

Информация о работе Методы государственного регулирования инновационной деятельности, роль государства в стимулировании инноваций