Методы государственного регулирования инновационной деятельности, роль государства в стимулировании инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание

Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 133.29 Кб (Скачать документ)

     - создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИЙ 

     При переходе на путь инновационного развития существенно повышается роль государства. Оно издает соответствующие законы, устанавливает или отменяет финансовые льготы. Кроме того, при поддержке государства развивается фундаментальная и отраслевая наука, создаются новые технологии и материалы. И это сегодня является мировой практикой.

     Инновационная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

     Государство одновременно определяет цели инновационной  политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет  проводиться в науке и инновационной  сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся  хозяйственной системы страны, глубины  воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

     Государственное регулирование экономики и инновационных  процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий  перевода функционирования экономики  на рыночные отношения.

     

     Государство в первую очередь осуществляет программы  развития приоритетных  направлений  науки и техники. В их числе  программы по созданию высокоэффективных  процессов производства для агропромышленного  комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологий, машин для производств  будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных  научно-технических программ предусматриваются  также создание новых лекарственных  средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.

     Государственная научно-техническая политика не может  и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных  льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

     Исключительной  прерогативой государства является правовое регулирование инновационных  процессов. Здесь ролью государства является законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.

     

     Для любого предприятия решение о  внедрении инноваций – это  существенный риск, особенно если до этого  данная инновация никем и нигде  еще не применялась. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.

     Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Для любой экономической системы эти силы могут быть подразделены на внутренние и внешние, либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).

     Набор внутренних побудительных мотивов  инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять  решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной  малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

     

     Государство осуществляет стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и научно-технических объединений и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).

     Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник, сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т. д.).

     

     Значительная  роль государства в  стимулировании инновационной деятельности также  заключается в создании специальных  фондов финансирования. Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.

     Дополнительным  источником финансирования разработок со значительным экологическим и  социальным эффектом служат целевые  субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация  части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также  целевые дотации покупателям  новой дорогостоящей продукции  в первые годы ее выпуска

     Также важна роль государства в стимулировании инновационной деятельности путем  выдачи кредитов государственными банками  предприятиям на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.

     

     При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд.

     Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании инноваций связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.

     

     Государство оказывает помощь малому инновационному предпринимательству, используя такие инструменты финансирования, как поручительства, займы на льготных условиях, гарантии. Важными государственными мероприятиями по поддержке инновационной деятельности являются выделение премий за инновацию, прибыльные госзаказы, финансирование государственных исследовательских центров и университетов, создание инновационных центров и технологических парков, представляющих собой форму партнёрства между промышленностью и государственными исследовательскими и образовательными учреждениями, которые финансируются государством.

     Огромную  роль в государственном стимулировании инноваций играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.

     Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства  и соответствие объективных экономических  законов этому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства  в экономику государства, то есть при помощи государственного регулирования. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Необходимость регулирования инновационных процессов  государством вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики. Инновации изменяют и экономическую организацию общества. Появляются новые общественные институты и хозяйственные организации (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре собственности. Совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными. Претерпевает изменения и содержание государственного регулирования экономики.

     Инновационные процессы приобретают все большее  социальное значение. Генерируемый нововведениями экономический рост не только позволяет  повысить уровень жизни населения, но и способствует решению проблем  занятости за счет создания новых  высокооплачиваемых рабочих мест, повышению  уровня образования и здравоохранения.

     Однако  необходимость государственного регулирования  инновационных процессов обусловлена  не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. Государство использует прямые и косвенные методы регулирования инновационной деятельности. Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует выделить различные налоговые льготы. Соотношение методов регулирования определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования.

Информация о работе Методы государственного регулирования инновационной деятельности, роль государства в стимулировании инноваций