Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа
Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что инновационная деятельность как объект управления представляет собой достаточно сложный процесс, требующий разработки, принятия и реализации стратегических решений. Именно от своевременного реагирования в той или иной ситуации и от принятия нужной стратегии зависит успех каждой организации.
Основной целью работы является изучение основных стратегий, применимых к инновационной деятельности, а также рассмотрение различных видов стратегий на конкретных примерах, исходя из мирового опыта.
Введение………………………………………………………………………… стр. 2
1. Понятие и особенности инновационных стратегий…………………
стр. 4
1.1 Понятие инновационных стратегий……………………………
1.1 Особенности инновационных стратегий………………………
стр. 4
стр.10
2. Виды инновационных стратегий и их взаимосвязь………………….
стр.12
2.1 Классические виды инновационных стратегий………………….
стр.12
2.2 Классификация стратегий по Б. Санто…………………………….
стр.16
2.3 Инновационные стратегии в сфере массового производства…….
с
2.4 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций………………………………………………..
2.5 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса……..
3. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации…………………………………………………………
4. Методы выбора инновационной стратегии……………………………
стр.29
Заключение…………………………………………………………………
стр.33
Список используемой литературы……………………………………….. стр.34
Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.
Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы:
- стратегии интенсивного развития;
- стратегии интеграционного развития;
- стратегии диверсификации;
- стратегии сокращения.
В каждой из этих
групп имеются непосредственно
инновационные стратегии. Другие стратегии
имеют тот или иной инновационный
аспект. Базовые стратегии отражают
общепринятые направления развития конкурентных
преимуществ фирмы. Их используют в качестве
типовых каталогов при подборе альтернативных
стратегий.
1.2 Особенности инновационных стратегий
Инновационные
стратегии создают особо
- повышение уровня неопределенности результатов.
К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками; повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рискованных инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;
- усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. 4
Реализация любой
инновационной стратегией связана
с неизбежностью перестройки
предприятия или, как говорят, его реструктуризации,
поскольку изменение состояния хотя бы
одного элемента ведет к изменению состояния
всех других элементов. Эти потоки стратегических
изменений следует сочетать со стабильными
текущими производственными процессами.
Потоки инновационных стратегических
изменений необходимо проводить также
с учетом различных жизненных циклов изделий,
технологий, спроса товаров, организации.
Возникают задачи управления потоками
инновационных стратегических изменений,
т.е. применения принципов логистики;
усиление противоречий в руководстве
организации. Выбор и реализация инновационных
стратегий неизбежно вызывает противоречие
интересов и подходов к управлению у различных
групп руководства и отдельных руководителей
организации. Требуется обеспечить сочетание
интересов и согласование решений стратегического,
научно-технического, финансового и производственного
менеджмента, а также маркетинговых решений.
2.1
Классические виды
инновационных стратегий
Наступательная стратегия - технологическое лидерство
Стратегия базируется на разработке и выпуске на рынок принципиально нового продукта. Основной мотив данной стратегии - добиться признания данной технологии как образца для отрасли и продолжать лидерство путем дальнейших незначительных модификаций и иных нововведений, направленных на более полных охват рынка и снижение издержек. Стратегия требует особо значительных финансовых и иных ресурсов и сопровождается высоким риском.
Данная стратегия требует ряда важных условий:
Оборонительная стратегия – «следование за лидером»
Стратегия базируется
на максимально быстрой абсорбции
нововведений и расширении рыночной
базы. Выгода стратегии состоит в
том, что фирма может
Стратегия имитации
Стратегия базируется
на использовании известных
Основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску производства. Соответственно, особое значение имеет подготовка производства
Стратегия зависимости
Предельный случай стратегии имитации - стратегия зависимости. В данной ситуации все функции НИОКР остаются вне фирмы, и она сосредотачивает свои усилия лишь в области производства и маркетинга. Как правило, такие стратегии реализуются в форме отдельных совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки
Стратегия ниши
Данная стратегия
состоит в поиске ниши на рынке, недостаточной,
чтобы привлечь крупную инновационную
фирму, но достаточную, чтобы обеспечивать
существование и развитие небольшой фирмы.
Основное требование к данной стратегии
- достаточное внимание к опытно-конструкторским
разработкам и освоению модифицированной
продукции, чтобы удовлетворить требования
специфических заказчиков5
2.2 Классификация стратегий по Б. Санто
Б. Санто приводит
следующую классификацию
Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные (рис. 1).
Подход, основанный на идентификации стратегического конкурентного поведения на рынке, был предложен Л.Г. Раменским. В соответствии с ним производится классификация компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение подразделяется на четыре вида:
Рис. 1. Классификация инновационных стратегий в зависимости от модели поведения предприятия на рынке
В основе другого
подхода к классификации
Рис. 2. Классификация инновационных стратегий в зависимости от инновационных целей
Данная классификация
расширяет и дополняет деление
инновационных стратегий по "менеджерскому
поведению", предложенное
Б. Санто.6
2.3 Инновационные стратегии в сфере массового производства
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой, и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентом. Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы), производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.
Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д.
Крупные организации постоянно подвергаются критике за консерватизм, бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Однако при всех недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Для крупных фирм жизненно-важное значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов. Не отказываются виоленты подключиться и к производству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка.
Для успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:
- создание крупного производства;
- создание общенациональной, а затем и интернациональной сбытовой и маркетинговой сети;
- создание эффективного управленческого аппарата.