Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа
Объектом выступает механизм государственного регулирования инновационных процессов.
Предметом исследования является система организационно-экономических отношений, реализующихся на различных уровнях регулирования инновационных процессов, между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.
Целью исследования является анализ понятия научно-технического прогресса и инноваций, а также анализ состояния научно-технического потенциала и инновационной деятельности Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..4
1.Сущность НТП и его вклад в экономический рост……………………….6
1.1. Понятие НТП и инноваций………… ……………………………………....7
1.2. Роль НТП в экономическом и социальном развитии……………………...9
1.3. Макроэкономические модели для количественной оценки вклада научно-технического процесса…………………………………………………11
2. Характеристика инновационной деятельности в Республике Беларусь.. .............................................................................................................13
2.1 Показатели для оценки инновационной деятельности и динамика их изменения………………………………………………………………………...16
2.2. Особенности и проблемы финансирования научно-технической и инновационной деятельности……………………………………………….......18
3. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности………………………………………………...20
3.1 Основные элементы механизма государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности………………………………….22
3.2. Методы государственного регулирования в научно-технической и инновационной сфер…………………………………………………………….23
3.3 Государственная научно-техническая и инновационная политика Республики Беларусь…………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………..29
Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала ха рактеризуются следующими показателями :
• уровнем
научно-технических разработок (потенциальной
конкурентоспособностью в сравнении с
мировыми аналогами, количеством изобретений,
патентов);
• наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;
• уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;
• наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;
• системой подготовки кадров-инноваторов;
• финансовым обеспечением
• долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;
• развитием и обновлением технологий
• участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).
Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все указанные параметры.
Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся:
-
усовершенствование или
-
изменения в социальной
-
модификации сложившейся
2.2. Особенности и проблемы
финансирования научно-технической
и инновационной деятельности
Система
финансирования является одним из основных
инструментов реализации государственной
политики в области инновационной
деятельности. При отсутствии такой
системы невозможно вести речь об
эффективном развитии инновационных
процессов в республике. Для проведения
активной инновационной политики необходимо
принятие неординарных мер, направленных
на совершенствование системы
В
условиях перехода к рыночным отношениям,
в том числе и в научно-
Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует чётко выделить направления финансирования из бюджетных средств.Вложение средств в инновационные проекты является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого вопроса, это - создание венчурных либо страховых фондов.
Венчурные
фонды могут формироваться за
счёт средств организаций, осуществляющих
инновационную деятельность, средств
банков, страховых организаций и
других финансовых структур и специализироваться
на инвестициях в акционерный
капитал инновационных
Страховые фонды должны создаваться для снижения рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При этом средства фондов могут формироваться за счёт средств, включаемых в себестоимость продукции.
Финансирование
научной, научно-технической и инновационной
деятельности осуществляется на основании
предложений заказчиков, сформированных
при подготовке проекта Закона Республики
Беларусь о республиканском бюджете на
очередной финансовый год с учетом основных
целевых показателей социально-экономического
развития Республики Беларусь, государственной
программы инновационного развития, представленных
в установленном порядке в Министерство
финансов после согласования с: Государственным
комитетом по науке и технологиям в части
предложений, связанных с финансированием
целей в соответствии с абзацами вторым–одиннадцатым
и тринадцатым части четвертой статьи
14 Закона Республики Беларусь «Об основах
государственной научно-технической политики».
Государственное
регулирование научно-
Парламент
Республики Беларусь законодательно регулирует
научно-техническую и
Прямое
государственное регулирование
научно-технической
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической,
социальной, природоохранной политики. Оно определяется на основе
утверждаемых Верховным Советом Республики Беларусь программ развития
народного хозяйства, Государственного бюджета Республики Беларусь,
предусмотренных в них объемов государственного финансирования.
Одной из значимых форм государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание благоприятных условий в форме оказания государственной поддержки.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку.
Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:
На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.
Государство гарантирует инвестору:
право собственности и иные вещные и имущественные права;
Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности
Успешное формирование механизмов инновационного и научно-технологического развития является следствием прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая и заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня
Механизм государственного регулирования инновационной деятельности:
1. Законодательное регулирование инновационной деятельности.
2.
Выработка долгосрочной
3.
Выбор инновационных
Государственное
регулирование научно-