Научно-технический процесс и инновации: роль в экономических процессах и механизмы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание

Объектом выступает механизм государственного регулирования инновационных процессов.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений, реализующихся на различных уровнях регулирования инновационных процессов, между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.

Целью исследования является анализ понятия научно-технического прогресса и инноваций, а также анализ состояния научно-технического потенциала и инновационной деятельности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

1.Сущность НТП и его вклад в экономический рост……………………….6

1.1. Понятие НТП и инноваций………… ……………………………………....7

1.2. Роль НТП в экономическом и социальном развитии……………………...9

1.3. Макроэкономические модели для количественной оценки вклада научно-технического процесса…………………………………………………11

2. Характеристика инновационной деятельности в Республике Беларусь.. .............................................................................................................13

2.1 Показатели для оценки инновационной деятельности и динамика их изменения………………………………………………………………………...16

2.2. Особенности и проблемы финансирования научно-технической и инновационной деятельности……………………………………………….......18

3. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности………………………………………………...20

3.1 Основные элементы механизма государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности………………………………….22

3.2. Методы государственного регулирования в научно-технической и инновационной сфер…………………………………………………………….23

3.3 Государственная научно-техническая и инновационная политика Республики Беларусь…………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованных источников………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.37 Кб (Скачать документ)
    1. . Показатели для оценки инновационной деятельности и динамика их изменения
 

    Успешность  инновационных процессов или  инновационной деятельности зависит  от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала ха рактеризуются следующими показателями :

    •    уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов); 

    •    наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

    •    уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

    •    наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

    •    системой подготовки кадров-инноваторов;

    •    финансовым обеспечением

    •   долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

    •   развитием и обновлением технологий

    •   участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

    Статистический  мониторинг в Беларуси отслеживает  практически все указанные параметры.

    Побудителями  инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или  продуктов, которые направлены на обеспечение  устойчивого и долгосрочного  экономического роста. К ним относятся:

    - усовершенствование или создание  новых материалов, оборудования, технологических  процессов, продуктов, услуг и  методов, коренным образом изменяющих  или существенно улучшающих эффективность  экономики;

    - изменения в социальной структуре  для повышения социального статуса  личности и достижения оптимального  соотношения личных и общественных  интересов;

    - модификации сложившейся системы  управления, позволяющие улучшать  деятельность предприятий и организаций  и способствующие адаптации к  меняющимся условиям. 

      2.2. Особенности и проблемы финансирования научно-технической и инновационной деятельности 

    Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной  политики в области инновационной  деятельности. При отсутствии такой  системы невозможно вести речь об эффективном развитии инновационных  процессов в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной  и налоговой политики, внебюджетного  финансирования. Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом  контроле за их использованием. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

    В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в научно-технической  сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни  с целью достижения максимально  возможной в этих условиях эффективности. Опыт развитых стран показывает, что  отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления  научно- технической политики заключается, прежде всего, в ресурсах, которые  необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные  исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают  их в 10 раз.

    Финансирование  инновационной деятельности осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует чётко выделить направления финансирования из бюджетных средств.Вложение средств в инновационные проекты является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого вопроса, это - создание венчурных либо страховых фондов.

    Венчурные фонды могут формироваться за счёт средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств  банков, страховых организаций и  других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный  капитал инновационных организаций.

    Страховые фонды должны создаваться для  снижения рисков и большей привлекательности  инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При  этом средства фондов могут формироваться  за счёт средств, включаемых в себестоимость  продукции.

    Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется на основании предложений заказчиков, сформированных при подготовке проекта Закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом основных целевых показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, государственной программы инновационного развития, представленных в установленном порядке в Министерство финансов после согласования с: Государственным комитетом по науке и технологиям в части предложений, связанных с финансированием целей в соответствии с абзацами вторым–одиннадцатым и тринадцатым части четвертой статьи 14 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики». 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  И ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 

      Государственное регулирование научно-технической  и инновационной деятельности осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти и управления: Парламент, Правительство Республики Беларусь, министерства, комитеты, другие органы государственного управления. В составе органов государственного управления, как правило, создаются  соответствующие структурные подразделения.

     Парламент Республики Беларусь законодательно регулирует научно-техническую и инновационную  политику, утверждает приоритетные направления, устанавливает на очередной год  ассигнования из государственного бюджета, и определяют порядок международного научно-технического сотрудничества.

Прямое  государственное регулирование  научно-технической деятельности осуществляют при помощи таких форм и методов:

  • определение государственных приоритетов развития науки и техники;
  • формирование и реализация национальных, государственных и межгосударственных научно-технических программ;
  • формирование и размещение государственного заказа;
  • бюджетное финансирование определенных видов научно-технической деятельности;
  • проведение государственной научно-технической экспертизы;
  • проведение метрологии, стандартизации и сертификации продукции в научно-технической сфере;
  

 Государственное  регулирование  инвестиционной деятельности

осуществляется  в целях реализации экономической, научно-технической,

социальной,  природоохранной  политики.  Оно  определяется на основе

утверждаемых  Верховным Советом Республики Беларусь программ развития

народного  хозяйства, Государственного  бюджета Республики Беларусь,

предусмотренных в них объемов государственного финансирования.

Одной из значимых форм государственного регулирования  инвестиционной деятельности является создание благоприятных условий  в форме оказания государственной  поддержки.

В процессе осуществления  инвестиционной деятельности, в том  числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право  получить государственную поддержку.

Государственная поддержка оказывается с целью  стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:

  • Гарантий Правительства Республики Беларусь - обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора).
  • централизованных инвестиционных ресурсов - финансовые ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

На уровне национального  законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Государство гарантирует  инвестору:

      право собственности  и иные вещные и имущественные  права;

    • равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;
    • стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
    • компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;
    • возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Кроме обеспечения  защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для  осуществления инвестиционной деятельности

    1. . Основные элементы механизма государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности
 

    Успешное  формирование механизмов инновационного и научно-технологического развития является следствием прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая и заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня

    Механизм  государственного регулирования инновационной  деятельности:

    1. Законодательное регулирование  инновационной деятельности.

    2. Выработка долгосрочной инновационной  стратегии на основе долгосрочных  и среднесрочных социально-технических,  инновационных и экологических  прогнозов с учетом предстоящих  изменений конъюнктуры внутреннего  и внешнего рынка. 

    3. Выбор инновационных приоритетов.  Ресурсы, которые могут выделить  государство и частный сектор  на инновационную трансформацию  экономики, ограничены. Поэтому важно  их не распылять, а сконцентрировать  на сравнительно узком круге  передовых технологий, дающих наибольший  эффект.  
 

    1. . Методы государственного регулирования в научно-технической и инновационной сфере
 

      Государственное регулирование научно-технической  и инновационной деятельности осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти и управления: Парламент, Правительство Республики Беларусь, министерства, комитеты, другие органы государственного управления. В составе органов государственного управления, как правило, создаются  соответствующие структурные подразделения.

Информация о работе Научно-технический процесс и инновации: роль в экономических процессах и механизмы государственного регулирования