Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:33, курсовая работа
Главная задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить мероприятия по усилению конкурентной позиции компании “АМЕГА”. Основные задачи:
- ознакомиться с понятием конкуренция;
- выявить фактических и потенциальных конкурентов, определить число, вид и размер конкурирующих фирм;
- оценить конкурентное преимущество фирмы.
1. Характеристика деятельности компании “АМЕГА”
1.1 Знакомство с фирмой
1.2 Структура управления организацией
1.3 Характеристика исследуемой проблемы
2. Теорико-методологические подходы к анализу конкурентной позиции фирмы
2.1 Конкуренция. Понятие, виды, функции
2.2 SWOT- анализ
2.3 Методика проведения SWOT-анализа
3. Рекомендуемые меры по усилению конкурентной позиции компании “АМЕГА”
3.1 SWOT- анализ для компании “АМЕГА”
3.2 Оценка конкурентоспособного положения компании “АМЕГА”
Заключение
Список используемой литературы
SWOT-анализ должен проводиться при участии всех важнейших членов данной организации. Это касается общей идентификации слабых и сильных сторон, которые внутри организации должны быть хорошо видны. Однако этот анализ должен быть наиболее широким. Сложнее всего определить слабые стороны организации, которые могут проявиться потом, в атаках конкурирующих организаций. Сами члены организации говорят о них весьма неохотно.
SWOT-анализ может выполняться с применением техники "мозговой атаки". Однако если в задачи входит оценка руководства организации, эта техника окажется малоэффективной, поскольку члены организации могут опасаться высказывать свои настоящие взгляды в присутствии других лиц. Отсюда следует, что необходимо применять также и иные техники, обеспечивающие анонимность конкретным авторам анализа. С этой целью можно, прежде всего, собрать выполненный каждым членом организации анализ, а потом поддать результаты общей верификации и дискуссии. Каждый из пунктов во всех четырех направлениях анализа может оцениваться рядовыми членами организации по схеме: "да", "нет", должен корректироваться (как?).
Качество анализа можно повысить, привлекая к его проведению лиц, не относящихся к организации. Правда, они могут выполнять лишь вспомогательные функции, поскольку не знают организации настолько, чтобы самостоятельно различить ее слабые и сильные стороны. Однако благодаря тому, что они не замешаны во внутренних "раскладах" организации, такие лица могут выступить беспристрастными арбитрами, которые в состоянии оценить предложения, а также, ставя особые вопросы, спровоцировать организацию к более обстоятельному переосмыслению своих положений и действий. Конечно же, эти лица должны пользоваться бесспорным доверием членов организации, ведь во время проведения анализа могут обнаружиться факты, огласка которых может быть очень опасной.
При проведении SWOT-анализа, а в особенности анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер очень хорошо руководит организацией (и в этом смысле это сильная сторона), но именно его низкая популярность является угрозой для организации.
SWOT-анализ - это анализ бизнеса в контексте рыночного окружения. SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.
В процессе SWOT-анализа аналитик ищет ответы на следующие вопросы:
1. Каковы сильные и слабые стороны фирмы (текущие и прогнозируемые)?
2. Каково влияние на фирму внешней среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?
3. В какой мере сильные стороны компании позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них)?
4. В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют.
5. Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-направлениям фирмы (исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?
6. Какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз?
Когда SWOT-анализ уже проведен, встает вопрос об его использовании. Практическое использование данных SWOT означает:
1. Соотнесение слабых и сильных сторон организации с выявленными возможностями и угрозами.
Для этого полезно задуматься над следующими вопросами:
- Позволяют ли сильные стороны получить выгоду благодаря возможностям?
- Позволят ли сильные стороны избежать угроз?
- Препятствуют ли слабые стороны использованию возможностей?
- Препятствуют ли слабые стороны уходу от угроз?
2. Определение направлений изменений.
Используя данные SWOT-анализа, полезно выделить те области, где необходимо провести определенные изменения.
Наиболее простым способом определения направлений изменений является анализ слабых сторон с целью превращения их в преимущества с учетом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. При более глубоком исследовании необходимо взвешивать многие «за» и «против» осуществления изменений с учетом различных приоритетов.
Таким образом, в данной работе рассмотрена методика проведения SWOT-анализа, приведены некоторые примеры, поясняющие порядок заполнения таблиц, на которых строится анализ, даны практические советы по его проведению и применению, а также приведены примеры возможных ошибок, возникающих в ходе анализа.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
Подводя итоги, выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-анализа.
Сильные стороны:
Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.
Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.
Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период.
Недостатки:
Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.
Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга.
SWOT-анализа является довольно субъективным и исследовательская значимость результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.
Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.
Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат.
Эти недостатки приводят к тому, что применение SWOT-анализа требует параллельного использования других современных методов исследования (сценарное планирование, матрица БКГ и пр.). Безусловно, в любом случае для получения полной картины о деятельности предприятия и в конечном счете его конкурентоспособности необходимо использовать и традиционные методы финансового анализа, дающие информацию о динамике обобщающих показателей. И тем не менее, именно SWOT-анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия на планируемый период в целях предотвращения или вывода организации из кризиса.
3.
Рекомендуемые меры по усилению конкурентной
позиции фирмы “АМЕГА”
3.1 SWOT-
анализ для фирмы “АМЕГА”
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, компания должна следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть.
Для того, чтобы оценить конкурентную позицию фирмы “АМЕГА”, следует привести SWOT- анализ относительно данной компании.
SWOT- анализ формируется на основе данных о сильных и слабых сторонах компании, о её возможностях и угрозах.
Так как исследованием сложившейся ситуации на рынке за данный период и изучением конкурентов в компании “АМЕГА” занимается отдел маркетинга (в составе двух человек), то основой для SWOT-анализа послужат данные по проделанной работе отдела маркетинга, сведённые в специальную отчётность.
Сравнивая фирму “АМЕГА” с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Сильные стороны:
- активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);
- более гибкая ценовая политика;
- хорошая репутация у фирмы;
Слабые стороны:
- дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада товара);
- более низкая прибыльность из-за высоких издержек;
- низкая заинтересованность сотрудников в развитии фирмы.
Возможности:
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение ассортиментной линии;
- вертикальная интеграция (вхождение в холдинг).
Угрозы:
- возможность появления новых конкурентов;
- возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;
- растущее конкурентное давление.
Сильными сторонами товара фирмы является доставка и более низкая цена на продукцию. Слабыми сторонами являются большие издержки.
Для компании “АМЕГА” поставлены долгосрочные цели (на начало 2004 г.):
- Норма прибыли - 25%.
- Работа с крупными оптовиками и наличие широкой дистрибьюторской сети по реализации продукции в России;
- Максимальное использование современных информационных технологий в работе с поставщиками и клиентами (Multisite Information Management System, Business-To-Business и Extra-net-решения).
Таким образом, с точки зрения стратегического управления, главная цель фирмы- быстрый рост.
Исходя из долгосрочных целей компании, существующую стратегию компании “АМЕГА” в общем случае можно определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке (Market Penetration).
Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для компании “АМЕГА”.
Матрица будет учитывать не только сильные и слабые стороны организации, но и её возможности и угрозы.
Матрица будет также содержать сильные и слабые стороны и возможности и угрозы в сочетании друг с другом.
Это позволит лучше понять и оценить конкурентоспособность фирмы.
На
основе полученных данных сделаем выводы
о сложившейся конкурентной позиции фирмы,
и о путях решения по данной ситуации,
дадим оценку конкурентоспособности фирмы.
Таблица 6 - SWOT- анализ для компании “АМЕГА
Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Расширение ассортиментной линии. 3. Вертикальная интеграция. | Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Возрастающее влияние на цены у покупателей и клиентов. 3. Растущее давление конкурентов. | |
Сильные стороны: 1. маркетинг 2. гибкая ценовая политика 3. репутация. | ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки, вертикальная интеграция, расширение ассортиментной линии. Маркетинг, ценовая политика, репутация. | ПОЛЕ "СИУ" Маркетинг, гибкая ценовая политика, репутация. Появление новых конкурентов, возрастающее влияние на цены у покупателей и клиентов, растущее давление конкурентов. |
Слабые стороны: 1. высокие издержки 2. низкая прибыльность 3. низкая заинтересованность персонала в продвижении фирмы. | ПОЛЕ "СЛВ" Вертикальная интеграция, выход на новые рынки, расширение ассортиментной линии. Низкая прибыльность, дополнительные издержки, низкая заинтересованность персонала в продвижении фирмы. | ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление, появление новых конкурентов. Высокие издержки, низкая прибыльность, низкая заинтересованность персонала в продвижении фирмы. |
Информация о работе Оценка конкурентной позиции фирмы “АМЕГА”