Оценка конкурентной позиции фирмы “АМЕГА”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Главная задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить мероприятия по усилению конкурентной позиции компании “АМЕГА”. Основные задачи:
- ознакомиться с понятием конкуренция;
- выявить фактических и потенциальных конкурентов, определить число, вид и размер конкурирующих фирм;
- оценить конкурентное преимущество фирмы.

Содержание

1. Характеристика деятельности компании “АМЕГА”
1.1 Знакомство с фирмой
1.2 Структура управления организацией
1.3 Характеристика исследуемой проблемы
2. Теорико-методологические подходы к анализу конкурентной позиции фирмы
2.1 Конкуренция. Понятие, виды, функции
2.2 SWOT- анализ
2.3 Методика проведения SWOT-анализа
3. Рекомендуемые меры по усилению конкурентной позиции компании “АМЕГА”
3.1 SWOT- анализ для компании “АМЕГА”
3.2 Оценка конкурентоспособного положения компании “АМЕГА”
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

54059.rtf

— 600.50 Кб (Скачать документ)

     SWOT-анализ должен проводиться при участии всех важнейших членов данной организации. Это касается общей идентификации слабых и сильных сторон, которые внутри организации должны быть хорошо видны. Однако этот анализ должен быть наиболее широким. Сложнее всего определить слабые стороны организации, которые могут проявиться потом, в атаках конкурирующих организаций. Сами члены организации говорят о них весьма неохотно.

     SWOT-анализ может выполняться с применением техники "мозговой атаки". Однако если в задачи входит оценка руководства организации, эта техника окажется малоэффективной, поскольку члены организации могут опасаться высказывать свои настоящие взгляды в присутствии других лиц. Отсюда следует, что необходимо применять также и иные техники, обеспечивающие анонимность конкретным авторам анализа. С этой целью можно, прежде всего, собрать выполненный каждым членом организации анализ, а потом поддать результаты общей верификации и дискуссии. Каждый из пунктов во всех четырех направлениях анализа может оцениваться рядовыми членами организации по схеме: "да", "нет", должен корректироваться (как?).

     Качество анализа можно повысить, привлекая к его проведению лиц, не относящихся к организации. Правда, они могут выполнять лишь вспомогательные функции, поскольку не знают организации настолько, чтобы самостоятельно различить ее слабые и сильные стороны. Однако благодаря тому, что они не замешаны во внутренних "раскладах" организации, такие лица могут выступить беспристрастными арбитрами, которые в состоянии оценить предложения, а также, ставя особые вопросы, спровоцировать организацию к более обстоятельному переосмыслению своих положений и действий. Конечно же, эти лица должны пользоваться бесспорным доверием членов организации, ведь во время проведения анализа могут обнаружиться факты, огласка которых может быть очень опасной.

     При проведении SWOT-анализа, а в особенности анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер очень хорошо руководит организацией (и в этом смысле это сильная сторона), но именно его низкая популярность является угрозой для организации.

     SWOT-анализ - это анализ бизнеса в контексте рыночного окружения. SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.

     В процессе SWOT-анализа аналитик ищет ответы на следующие вопросы:

     1. Каковы сильные и слабые стороны фирмы (текущие и прогнозируемые)?

     2. Каково влияние на фирму внешней среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?

     3. В какой мере сильные стороны компании позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них)?

     4. В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют.

     5. Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-направлениям фирмы (исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?

     6. Какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз?

     Когда SWOT-анализ уже проведен, встает вопрос об его использовании. Практическое использование данных SWOT означает:

     1. Соотнесение слабых и сильных сторон организации с выявленными возможностями и угрозами.

     Для этого полезно задуматься над следующими вопросами:

     - Позволяют ли сильные стороны получить выгоду благодаря возможностям?

     - Позволят ли сильные стороны избежать угроз?

     - Препятствуют ли слабые стороны использованию возможностей?

     - Препятствуют ли слабые стороны уходу от угроз?

     2. Определение направлений изменений.

     Используя данные SWOT-анализа, полезно выделить те области, где необходимо провести определенные изменения.

     Наиболее простым способом определения направлений изменений является анализ слабых сторон с целью превращения их в преимущества с учетом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. При более глубоком исследовании необходимо взвешивать многие «за» и «против» осуществления изменений с учетом различных приоритетов.

     Таким образом, в данной работе рассмотрена методика проведения SWOT-анализа, приведены некоторые примеры, поясняющие порядок заполнения таблиц, на которых строится анализ, даны практические советы по его проведению и применению, а также приведены примеры возможных ошибок, возникающих в ходе анализа.

     Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

     Подводя итоги, выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-анализа.

     Сильные стороны:

     Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.

     Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).

     Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.

     Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период.

     Недостатки:

     Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.

     Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга.

     SWOT-анализа является довольно субъективным и исследовательская значимость результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.

     Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.

     Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат.

     Эти недостатки приводят к тому, что применение SWOT-анализа требует параллельного использования других современных методов исследования (сценарное планирование, матрица БКГ и пр.). Безусловно, в любом случае для получения полной картины о деятельности предприятия и в конечном счете его конкурентоспособности необходимо использовать и традиционные методы финансового анализа, дающие информацию о динамике обобщающих показателей. И тем не менее, именно SWOT-анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия на планируемый период в целях предотвращения или вывода организации из кризиса.

 

3. Рекомендуемые меры по усилению конкурентной позиции фирмы “АМЕГА” 

3.1 SWOT- анализ для фирмы “АМЕГА” 

     Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, компания должна следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть.

     Для того, чтобы оценить конкурентную позицию фирмы “АМЕГА”, следует привести SWOT- анализ относительно данной компании.

     SWOT- анализ формируется на основе данных о сильных и слабых сторонах компании, о её возможностях и угрозах.

     Так как исследованием сложившейся ситуации на рынке за данный период и изучением конкурентов в компании “АМЕГА” занимается отдел маркетинга (в составе двух человек), то основой для SWOT-анализа послужат данные по проделанной работе отдела маркетинга, сведённые в специальную отчётность.

     Сравнивая фирму “АМЕГА” с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

     Сильные стороны:

     - активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);

     - более гибкая ценовая политика;

     - хорошая репутация у фирмы;

     Слабые стороны:

     - дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада товара);

     - более низкая прибыльность из-за высоких издержек;

     - низкая заинтересованность сотрудников в развитии фирмы.

     Возможности:

     - выход на новые рынки или сегменты рынка;

     - расширение ассортиментной линии;

     - вертикальная интеграция (вхождение в холдинг).

     Угрозы:

     - возможность появления новых конкурентов;

     - возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;

     - растущее конкурентное давление.

     Сильными сторонами товара фирмы является доставка и более низкая цена на продукцию. Слабыми сторонами являются большие издержки.

     Для компании “АМЕГА” поставлены долгосрочные цели (на начало 2004 г.):

     - Норма прибыли - 25%.

     - Работа с крупными оптовиками и наличие широкой дистрибьюторской сети по реализации продукции в России;

     - Максимальное использование современных информационных технологий в работе с поставщиками и клиентами (Multisite Information Management System, Business-To-Business и Extra-net-решения).

     Таким образом, с точки зрения стратегического управления, главная цель фирмы- быстрый рост.

     Исходя из долгосрочных целей компании, существующую стратегию компании “АМЕГА” в общем случае можно определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке (Market Penetration).

     Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для компании “АМЕГА”.

     Матрица будет учитывать не только сильные и слабые стороны организации, но и её возможности и угрозы.

     Матрица будет также содержать сильные и слабые стороны и возможности и угрозы в сочетании друг с другом.

     Это позволит лучше понять и оценить конкурентоспособность фирмы.

     На основе полученных данных сделаем выводы о сложившейся конкурентной позиции фирмы, и о путях решения по данной ситуации, дадим оценку конкурентоспособности фирмы. 

     Таблица 6 - SWOT- анализ для компании “АМЕГА

     
  Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Расширение ассортиментной линии. 3. Вертикальная интеграция. Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Возрастающее влияние на цены у покупателей и клиентов. 3. Растущее давление конкурентов.
Сильные стороны: 1. маркетинг 2. гибкая ценовая политика 3. репутация. ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки, вертикальная интеграция, расширение ассортиментной линии. Маркетинг, ценовая политика, репутация. ПОЛЕ "СИУ" Маркетинг, гибкая ценовая политика, репутация. Появление новых конкурентов, возрастающее влияние на цены у покупателей и клиентов, растущее давление конкурентов.
Слабые стороны: 1. высокие издержки 2. низкая прибыльность 3. низкая заинтересованность персонала в продвижении фирмы. ПОЛЕ "СЛВ" Вертикальная интеграция, выход на новые рынки, расширение ассортиментной линии. Низкая прибыльность, дополнительные издержки, низкая заинтересованность персонала в продвижении фирмы. ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление, появление новых конкурентов. Высокие издержки, низкая прибыльность, низкая заинтересованность персонала в продвижении фирмы.

Информация о работе Оценка конкурентной позиции фирмы “АМЕГА”