Понятие дистанционного обучения Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов. Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.

Содержание

Введение
Понятие дистанционного обучения
Интерактивное взаимодействия учителя и учащихся
Основные виды технологий, применяемых в учебном процессе
Дистанционное образование в России
Развитие и динамика роста дистанционного обучения
Проблемы развития, преимущества и недостатки
Вывод
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Понятие дистанционного обучения Дистанционное обучение (Автосохраненный).docx

— 39.96 Кб (Скачать документ)

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание 

     

  Введение

  1. Понятие дистанционного обучения
  2. Интерактивное взаимодействия учителя и учащихся
  3. Основные виды технологий, применяемых в учебном процессе
  4. Дистанционное образование в России
  5. Развитие и динамика роста дистанционного обучения        
  6. Проблемы развития, преимущества и недостатки   
  7. Вывод                                   

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Нововведения, или инновации, характерны для любой  профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и  внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом  научных поисков, передового педагогического  опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.  Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.                                                           В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

 Развитие дистанционного обучения  позволяет  каждому человеку повышать свой образовательный уровень с минимальным отрывом от производства, в удобное время и по индивидуальной траектории. Внедрение дистанционной формы обучения становится основой для системы непрерывного образования, в которой технологические средства и информационные образовательные технологии позволяют не только изменить методику освоения возрастающего объема знаний, но и ввести детальную оценку и самооценку процесса обучения, повысить самообразовательную активность человека. Необходимость информатизации образования на основе широкого применения дистанционных форм обучения актуализирует всестороннее изучение имеющегося опыта и теоретических разработок. Проблема становления и развития дистанционной формы обучения  заключает  в себе знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, философия, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический блок является определяющим.

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие дистанционного обучения

                                              

Дистанционное обучение – это форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств. Часто дистанционное образование осуществляется не с помощью какого-то одного средства, а с помощью системы средств, например, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте и т.д.

Интернет  очень успешно используется при  таком системном, смешанном подходе  к дистанционному образованию, соединяя в себе все достоинства вышеперечисленных  средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение. С развитием электронно-компьютерных сетей технология дистанционного обучения предполагает использование Интернет-телефонной связи, электронной почты и телевидения  как формы контакта студентов  с преподавателем в сочетании  с очными учебно-консультационными  занятиями на основе гибкого плана  обучения. Для России система дистанционного обучения имеет особое значение с  учетом больших территорий, относительно невысокой плотностью населения  и концентрацией образовательных  учреждений в крупных городах. Процесс  информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным  для всего мирового сообщества. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века.

 

2.  Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся

Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это  диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более  развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности  задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

   

   3. Основные типы технологий, применяемых в учебном процессе

В качестве первого фактора (интегрированной  характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть  два важных аспекта.                                                                                                                           Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса. Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования. Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители); средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа); видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.     Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В российских ВУЗах они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.                                                                                                    Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования. Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.                                                                                                                    Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи студента с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.             Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1.25 миллиона. Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.                                                                                           Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.                       В конце 80-х гг. в России технологии необходимые для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в ВУЗах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных доступных через глобальные компьютерные сети. Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России экономическая и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности. Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских ВУЗах. [Приложение №1, с. - 21] 

  4.  Дистанционное образование  в России

Современный этап развития Российской высшей школы  характеризуется очень интенсивным  взаимопроникновением методик образования  западной школы в Российскую и  наоборот. В России активно развиваются  крупные университетские центры по образу ведущих центров США  и Европы. Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы. Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается необходимая система телекоммуникации.                  Несмотря на все экономические и социальные проблемы, дистанционное образование в России набирает силу. В отличие от зарубежных моделей, российское дистанционное образование более приближено к нашему потребителю и более демократично. Но все же, для более полного понимания ситуации необходимо обратиться к истории развития дистанционного образования и динамике его роста. 

  5.  Развитие и динамика роста дистанционного обучения                         

Историко-педагогический анализ проблем становления и  развития дистанционного обучения показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям.                                                                                                                      В США в системе дистанционного обучения обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине университетов используются технологии дистанционного обучения для обучения взрослых. Для дистанционного обучения широко используется телевидение и Интернет. Более 20 лет функционирует Национальный Университет дистанционного обучения (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых, он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации, в частности, преподавателей средних школ. В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов. Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы возможны занятия вечером и в выходные дни.                                                     Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей. Важно отметить, что дистанционное обучение развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах.                                       Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки. Процесс развития дистанционного обучения в России начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ на начало 1997 года составило по подсчетам более ста. Стали уже классическими примеры экспериментального дистанционного обучения в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии дистанционного обучения в МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах. Необходимо отметить, что в практике использования телекоммуникаций в образовательных целях много сделано общеобразовательными школами. Примером может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) - первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989 году в рамках проекта ШЭП - "Школьная электронная почта". Проект ШЭП создал прецедент использования компьютерных сетей и проведения телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим возможностям этой информационной технологии среди педагогической общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев, исследователей. В этой же области проводится работа в Институте проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН).

 

  6.  Проблемы развития, преимущества и недостатки                         

Проблема  развития обусловлена несоответствием  уровня подготовки специалистов в области  организации дистанционного обучения современному уровню требований и потребностей в области реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий при осуществлении информационной деятельности и информационного  взаимодействия в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения. Помимо этого существенно  тормозит развитие лицензирование обучающей  деятельности, в частности приостанавливается развитие дистанционных курсов и  небольших профильных обучающих  программ. Объективно, главным препятствием на пути широкого внедрения дистанционной  формы обучения является то, что  она не предусмотрена действующими государственными стандартами. Однако, как альтернативная форма обучения она вполне востребована и актуальна, особенно для заочного образования.                                                                                                                     К сожалению, практическая реализация дистанционной формы обучения в России тормозится еще одним рядом причин. Во-первых, за дистанционным обучением был ошибочно закреплен статус технологии, причем речь шла не о педагогических, а об информационных и телекоммуникационных технологиях. Это привело к фактически тупиковому пути в исследованиях содержания и места дистанционного обучения в системе образования. Во-вторых, отсутствие ясного и однозначного ответа на вопрос, что такое дистанционное образование и обучение, привело к большим трудностям в формировании нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения, а как следствие, - к возникновению серьезных препятствий в решении всего комплекса проблем, связанных с функционированием дистанционного обучения в России. В-третьих, не было обеспечено внешнее единообразие обучающих систем (компьютерно и Интернет-ориентированных), в соответствии с международными стандартами.

В данных стандартах учитываются результаты крупных международных проектов по разработке концепции образования  на основе Интернет-технологий. В-четвертых, не были определены требования к разработке программного и учебно-методического  обеспечения дистанционного обучения физике в условиях стихийной массовой разработки образовательных сайтов, сетевых компьютерных программ и  т.п. Несмотря на имеющиеся проблемы система дистанционного образования  имеет существенные недостатки и, по мнению обучающихся, может повлиять на выбор способа обучения. В качестве одного из главных возражений, выдвигаемых  противниками дистанционного обучения, выдвигается неизбежное снижение качества обучения, обусловленное отсутствием  фактора межличностной коммуникации студентов и преподавателей. Однако практика доказывает, что дистанционная  форма обучения обеспечивает устойчивую, оперативную и эффективную связь  между преподавателем и обучаемым, и её отличие от «традиционной» формы  обучения заключается только в новизне  технологии.                                     Помимо этого существует существенный недостаток в том, что обучение проходит в тех условиях, которые имеет студент, часто без возможности их улучшения, а это может означать отсутствие места для изучения материалов и неподходящую окружающую обстановку, например студента могут отвлекать его домашние заботы и родственники. Эти факторы в комплексе неизбежно повлияют на качество знаний. Однако существует множество опровержений данного утверждения, как экспертов так и самих студентов, которые утверждают что преимуществ несравнимо больше. Очевидно, что территориальная удалённость образовательных центров от мест проживания и работы многих людей затрудняют получение ими новых знаний. Одним из эффективных способов решения этой проблемы служит именно технология дистанционного обучения, которая делает доступным получение необходимых знаний благодаря академической мобильности и телекоммуникационным связям.                                                                                                                         Такое образование, технологически опираясь на возможности дистанционного обучения, позволяет реализовать этот важный социальный заказ. Наиболее актуальным направлением в области разработки систем дистанционного обучения сейчас являются ИТ-технологии, которые подразумевают использование широких возможностей интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. Интернет обеспечивает доступ к учебно-методическими материалами, а также интерактивное взаимодействие между преподавателями и студентами, гарантирует постоянный контакт с учебным центром. Серьёзным аргументом сторонников дистанционного обучения является то, что для очень многих «виртуальных» слушателей, совмещающих обучение с работой, не столь важно количество аудиторных часов, заявленных авторами курса, сколько те конкретные знания, которые помогут им в их непосредственной деятельности. Поэтому и получение дипломов для них не является самоцелью. Вместо диплома многие из них предпочитают получить «сертификат», подтверждающий знание ими конкретных дисциплин и методик. Таким образом, можно выделить преимущества компании в результате внедрения корпоративной системы дистанционного            обучения: - Значительная экономия времени и средств; - Сокращение затрат на командировки сотрудников; - Рост возврата от инвестиций в обучение (ROI); - Предоставление возможности обучения большему количеству людей; - Универсальный доступ к учебной системе через браузер; - Непрерывность обучения; - Возможность обучения в любое время, в любом месте; - Накопление и сохранение статистики по учебному процессу; - Повышение продуктивности обучения.    

Информация о работе Понятие дистанционного обучения Дистанционное обучение