Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:20, курсовая работа
Исследование систем управления через исследование управленческих ситуаций – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы. Большое значение имеет и понимание специфики управления как объекта исследования, как особого вида деятельности, связанного с искусством влияния на людей, мотивацией эффективной деятельности, понимания системы ценностей и видением «тайных пружин» поведения человека.
Введение
1. Определение и роль прикладных исследований в управлении
1.1. Сущность прикладных исследований
1.2 Роль исследования в развитии управления
2. Методология исследования управленческих ситуаций
2.1Подходы, определяющие направленность исследований относительно цели
2.2 Этапы работы с фактами в процессе исследования
3. Оценка результатов исследований
3.1 Диагностика исследований
3.2 Оценка ситуаций
Заключение
Список использованной литературы
Основные виды практики – материально-производственная деятельность и социально- преобразующая деятельность (деятельность людей в социальной, политической и управленческой сферах общественной жизни). Естественнонаучный и опытно-конструкторский виды деятельности людей образуют особый вид практики.
Исследователь тоже проектирует, но предметом его проектирования может быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской задачи, но и создание новой концепции развития или концепции исследования комплексной проблемы.
Концепция – это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.
Существуют, например, американская и российская концепции исследования космического пространства, различные концепции реформирования экономики и пр.
В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования.
В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. Например, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практического анализа ситуаций и пр. Можно назвать несколько различных концепций управления: концепция культуры управления, концепция неформального управления и т.д.
Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.
Специфика такого объекта исследования, как управленческая ситуация, в значительной степени определяет и принципы его исследования. Эффективность достигается интеграцией, последовательным использованием принципов дивергенции, трансформации и конвергенции.
Дивергенция – это расширение границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.
Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивости или неопределенности цели исследования. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению – противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные – что и расширяет поле поиска.
Дивергенция – это проверка устойчивости идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблемы.
Непосредственным
результатом дивергенции
Трансформация – это изменение проблемы и представление ее в том
виде, который наиболее приемлем для дальнейших исследований и практической работы с ней, в наибольшей степени отвечает потребностям и целям исследования, представление проблемы в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятий, которыми следует оперировать при проведении исследования.
Принципы трансформации – классификация, смещение, ограничения, установление взаимодействий, уточнение структуры проблемы,
морфологический анализ, выбор критериев ранжирования.
Конвергенция – это последовательное разрешение альтернативных
и второстепенных проблем, пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.
Особенность конвергенции – использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по установленным критериям. Конвергенция – это конкретизация и детализация управленческих решений, сокращение поля поиска.
Глава 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.
3.1 Диагностика исследований.
Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает «распознавание», «определение». Диагноз – это чтото конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность определить диагноз позволяет такая исследовательская категория, как диагностика. Диагностика – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это – исследовательский, поисковый, познавательный
процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления.
Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).
Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.
Осуществив цель на основании данных диагноза, можно выработать правильную политику, стратегию и тактику.
Задачи диагностики – определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и реализовать их.
Результатом диагностики может быть определение исследовательского потенциала управления. Понятие «исследовательский потенциал управления» отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к успеху. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, умения их использовать, цели, ради достижения которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все это в совокупности характеризует понятие «исследовательский потенциал». Его величина, качество и реализация также определяют достижение успеха.
Всякое исследование должно отвечать требованиям эффективности. Эффективность исследования – это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат, усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).
Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно разделить на две группы: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.
Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления.
-принцип объективности
- принцип системности
- принцип последовательности
- принцип целеустремленности
- принцип «обгонять, не догоняя»
- принцип свободы мышления
- принцип управления мышлением
- гибкой экономии ресурсов и др.
3.2 Оценка ситуаций.
Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр. Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.
Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок.
Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях).
Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования.
Для оценки необходимо: а) выделить объект и предмет оценки; б) установить критерии оценки и шкалы измерения; в) построить процедуру и систему оценки; г) выбрать средства и методы оценки; д) использовать результаты оценки.
Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым становятся возможными адекватность оценки реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций.
– Принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения, а методики могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно – на основе науки и использования научных методов, математического моделирования.
В этом случае оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен проявить объективность.
– Принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). Оценка может проводиться в целом, или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, или иметь ясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования деятельности, селекции персонала, нормирования работы, распределения финансовых средств и т.д. Целью оценки могут быть и поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.
– Принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В результате получается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность.
– Принцип критериальной определенности. Критерий оценки –
это точка отсчета, шкала измерений, констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективней и значительней оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.
– Принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками – сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях ситуаций необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее, количественные измерения нередко обедняют ситуацию. В ситуационном подходе количественная определенность должна быть согласована с качественной и часто определяется ей.
– Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией «остановившегося мгновения», констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании ситуаций наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание обоих видов оценок.
– Принцип независимости заключается в том, что оценка должна быть отделена насколько это возможно от личностных отношений исследователей, экспертов, математиков, программистов, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей.
По области и масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Методология исследования проблем управления должна предусматривать различие этих видов.
В зависимости от необходимости расчетов оценки могут быть простыми и сложными. В сложных оценках нередко наблюдаются нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуальности и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаев при конструировании показателей.
В зависимости от продолжительности проведения оценки разделяются на эпизодические и периодические. Первые вызываются конкретной ситуацией, возникновением и обострением новых проблем, вторые – систематическим исследованием управления, мониторингом качества.
По критерию точности измерения параметров оценки разделяются на точные и приблизительные (предварительные, ориентировочные, порядковые). Последние способствуют экономии ресурсов, но глубокий анализ и ответственные исследования должны основываться на предельно строгих и точных оценках.
По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности (опыт, образование, квалификация, мотивы, социальность и пр.).
Информация о работе Понятие и значение прикладных исследований