Проектирование интеллектуальной информационной системы оценки кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в рамках данного проекта является кредитный отдел банка РОСИНТЕРБАНК. В рамках данной работы был проведен анализ системы управления банка, предложена стратегия развития его информационной системы, разработан проект автоматизации. Написано техническое задание на разработку интелектуальной информационной системы, проведено ее конструирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Описание и анализ системы управления ОАО «РОСИНТЕРБАНК » 4
1.2. Характеристика кредитного отдела 6
1.3. Описание и анализ информационной системы кредитного отдела 10
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ «ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ» 14
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ 25
3.1. Построение функциональной модели системы 25
3.2. Построение модели данных 30
3.3. Определение набора приложений 32
3.4. Конструирование приложений 32
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ «ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 44

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)
 

Служба безопасности. Основные функции:

  • выполнение сотрудниками требований к конфиденциальности информации;
  • сбор информации из нетрадиционных источников (детективные агентства, службы безопасности, охранные бюро и т. п.) и ее первичную обработку;
  • разработку рекомендаций по совершенствованию системы экономической безопасности с использованием информационных возможностей СЭБ;
  • организацию комплексного сопровождения выданных кредитов;
  • проведение мероприятий по компрометации наиболее агрессивных конкурентов, использующих «грязные» и криминальные методы против банка;
  • работу с заемщиком по погашению ссудной задолженности в случае не возврата кредита.

      1.3. Описание и анализ  информационной системы  кредитного отдела

1.3.1. Технические средства  обработки информации 

   Для обработки  информации предприятие оборудовано  выделенным сервером БД, оснащённым необходимым сетевым оборудование и  23 компьютерами, связанными локальной сетью. 

Распределение компьютеров по отделам следующее:

  • правление банком (4 ЭВМ);
  • ревизионная комиссия (3 ЭВМ);
  • кредитный комитет (3 ЭВМ);
  • служба безопасности (2 ЭВМ);
  • отдел по работе с клиентами (3 ЭВМ);
  • бухгалтерия (касса) (3 ЭВМ);
  • кредитный отдел (2 ЭВМ);
  • юридический отдел (3 ЭВМ);
 

1.3.2.Топология сети

     Топология сети – дерево, Fast Ethernet. Все компьютеры сети подключены к маршрутизаторам, те в свою очередь к 60 портовому маршрутизатору фирмы CISCO.  

1.3.3. Система хранимых данных

      Вся информация (т.е. структурированная  и проанализированная) будет храниться  на выделенном сервере баз данных. К нему через локальную сеть передачи данных подключены компьютеры работников организации. Сервер содержит полную информацию, необходимую для деятельности компании (финансовую и бухгалтерскую информацию, информация о клиентах и т. д.). Хранимую информацию постоянно будут пополнять, и использовать работники компании.

1.3.4. Автоматизированные и неавтоматизированные функции управления, характер автоматизации

     В данной информационной системе автоматизированными функциями являются:

    1. Регистрация кредитных заявок на получение кредита;
    2. Ввод подробной информации о заемщике, предоставленном залоге и поручительствах;
    3. Расчет размера кредита на основании предоставленных данных, а также кредитной истории заемщика; подготовка заключения кредитного отдела о возможности выдачи кредита;
    4. Подготовка печатных форм договоров;
    5. Формирование графиков погашения основного долга и процентов;
    6. Оформление дополнительных соглашений к кредитному договору, договору обеспечения;
    7. Закрытие счетов по договору;
    8. Формирование отчетов (кредитный портфель, сводные данные по отдельным видам кредитов)
    9. Анализ взаимоотношения Банка с конкретным заемщиком (кредитная история).
 

      К неавтоматизированным функциям  следует отнести такие функции как:

    1. Определение качества обеспечения ссуды. Расчет группы риска, формирование резерва на возможные потери по ссудам;
    2. Автоматический расчет и изменение группы риска по договору. Корректировка резерва на возможные потери по ссудам;
    3. Ведение протоколов решений кредитного комитета о выдаче кредитов и принятии недвижимости в качестве залога;
 

1.3.5. Полнота автоматизации

     Автоматизировано  подготовка документов, договоров, справок, бланков. Учет сделок, клиентов автоматизирован на очень низком уровне. Эта информация плохо структурирована и крайне неудобна для анализа. Не автоматизированы некоторые важнейшие трудоемкие процессы: определение рейтинга клиента,  подбор кредита для оформления сделки, формирование итоговых отчетов по сделкам, клиентам. В связи с этим, уровень автоматизации в целом можно охарактеризовать как средний.

1.3.6. Производительность системы

      Производительность  системы достаточна для выполнения автоматизированных функций в приемлемые сроки. 

1.3.7. Степень интеграции различных подсистем

      Многие  однородные данные по учету  клиентов и сделок хранятся в разных файлах на разных компьютерах. В связи с  этим, существует проблема их обобщения и анализа.  

1.3.8. Соответствие современному уровню информационных технологий

      Современному  уровню информационных технологий соответствует  только подготовка документов, договоров, справок, бланков благодаря хорошей  производительности системы.

      Автоматизация в данной организации в целом неплохо соответствует современному уровню информационных технологий, хотя некоторые процессы не автоматизированы. 

1.3.9. Проблемы, возможности и ограничения информационной системы

      Информация  по  клиентам и сделкам плохо  структурирована, что сильно затрудняет ее анализ. При больших объемах информации (много клиентов, широкий рынок кредитов), качественный ее анализ становится практически невозможным. А это является проблемой для принятия эффективных управленческих решений. Неавтоматизированный подбор кредитов приводит к большим временным затратам, особенно в условиях большого спроса и предложения на рынке кредитования.

1.3.10. Выбор приоритетного направления автоматизации

   Основными неавтоматизированными функциями, на мой взгляд, являются такие операции как:

    1. Определение платёжеспособности кредитора и его рейтинга (на основании предоставленной информации), это необходимо для вынесения более корректного  решения Кредитным комитетом о выдаче кредита, в сравнение с решением, без определения данных показателей.
    2. Подбор оптимального ипотечного кредита. Большое разнообразие видов и условий кредитования затрудняет кредитора в выборе кредита. Предлагается автоматизировать данную функцию, с помощью структуризации информации о кредитах.
    3. Прогнозирование платежей по основному долгу, процентам, просроченной задолженности. Это обеспечит возможность более детально представить картину финансового положения в будущем, облегчит задачу о принятии решения о выдаче кредита.

Инновационные моменты: 

    Для предоставления более наглядной информации о положении дел в банке необходимо использовать подсистему  на основе OLAP технологии. Она позволит более качественно принимать управленческие решения руководству банка, с помощью анализа бизнес - показателей.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ  «ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ»

2.1.1. Описание  информационных потоков  подсистемы

Владелец: Кредитный комитет.

Вход: квитанция об первоначальном взносе денежных средств за ипотеку, заявка на получение ипотечного кредита, пакет необходимых документов, информация об квартире

Выход: кредитный договор, договор сделки-продажи, договор залога жилого помещения. 

Технология  преобразования входа  в выход.

     Клиент  для получения ипотечного кредита  заполняет заявку на получение кредита  и  предоставляет пакет документов, которые передаёт в отдел по работе с клиентами. В заявке отражен размер суммы желаемого кредита для покупки недвижимости. Менеджер по работе с клиентами предоставляет потенциальному заемщику несколько программ кредитования и осуществляет совместно с клиентом выбор в пользу одной из них. После этого заемщик производит оплату первоначального взноса в кассу, где получает квитанцию об оплате. Далее второй экземпляр оплаченной квитанции и заявка на получение кредита и пакет документов поступают в кредитный отдел. Данный отдел производит первоначальный аналитический расчет платежеспособности клиента и его поручителей, составляет предварительный график платежей, присваивает рейтинг надежности клиента. Для проверки достоверности пакета документов они отправляются  в службу безопасности банка. В Службе безопасности проверяется кредитная история заемщика, размер его зарплаты, платежеспособность поручителей, проверка владения в собственности залога имуществом или банковские счета. После проверки пакета документов с визой службы безопасности они попадают на заседание первого кредитного комитета. На этом заседании осуществляется анализ платежеспособности и возможности выдачи кредита потенциальному заемщику. При отрицательном решении кредитного комитета о выдаче займа клиент уведомляется письменным уведомлением о невозможности в получении кредита по данной кредитной программе. Клиент может выбрать совместно с менеджером по работе с клиентами другую программу ипотечного кредитования и повторить попытку получения кредита. Если же кредитный комитет одобрил решение о выдачи ипотеки, то клиент получает уведомление и должен в течении месяца предоставить пакет документов на приобретение желаемого недвижимого имущества. Данный пакет содержит сведения о площади квартиры, цене. Пакет попадает на второй кредитный совет, где принимается решение о выдаче кредита под конкретное недвижимое имущество. При отрицательном решении клиент получает уведомление о невозможности получения кредита. Клиент может предоставить пакет документов на другую квартиру. Тогда процедура повторяется. При положительном решении второго кредитного комитета документы передаются в юридический отдел. Юристы составляют индивидуальный договор ипотечного кредитования с учетом вида залога, количества поручителей и особенностей программы кредитования. Клиент получает на руки данный договор. Клиент указывает расчетный счет продавца квартиры, и банк осуществляет перевод денежных средств на указанный счет. Составляется договор купли-продажи и договор залога недвижимости. В соответствии с кредитным договором клиент своевременно  оплачивает кредит и проценты по нему.  Вся информация об платежах передаётся в отдел кредитования кредитному инспектору.

Описание  модели IDEF0

Модель представлена рис. 5. и рис. 6.

Вход (сырье):

  • Заявка на получение кредита;
  • Первоначальный взнос;
  • Пакет документов;
  • Предоставление информации  о квартире;
  • Оплата кредита и процентов по кредиту.
 

Управление:

  • Правила;
  • Процентные ставки по кредиту;
  • Договорные условия
 

Механизмы (ресурсы):

  • Отдел по работе с клиентами (ОРК);
  • Отдел кредитования;
  • Юридический отдел;
  • Служба безопасности;
  • Бухгалтерия;
  • Финансы;
 

Выход (готовое  изделие):

  • Сделка купли продажи;
  • Кредитный договор;
  • Договор залога недвижимости;
  • Квитанции об оплате кредита;

 

 

3.3.Модель документооборота

В документообороте (см. рис 7. стр. 16) данной информационной системы выделяется 2 основные функции:

оформление кредитного договора;

Возврат кредита  и процентов по кредиту;

А так же используются 2 отдела:

отдел по работе с клиентами – для консультаций потенциального заемщика, принятия документов и заявления на предоставление кредита, выдача кредитного договора.

отдел кредитования – для составления заключения, проверки документов, оформления документов.

Входные документы:

Декларация (заявление-анкета);

Копия паспорта либо иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с требованиями законодательства РФ (все страницы, включая незаполненные);

Копия страхового свидетельства государственного пенсионного  страхования Заемщика/Созаемщика (с  двух сторон);

Информация о работе Проектирование интеллектуальной информационной системы оценки кредитоспособности заемщика