Прогнозирование научно-технологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:43, доклад

Описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Работа состоит из  1 файл

Прогнозирование научно.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

     Это определение не включает другие альтернативные виды международной экономической деятельности, такие как: экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования.

     Сотрудничество  между фирмами разных стран имеет  ряд форм: отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами; партнерство между  делящими риск субподрядчиками и  первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство; партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.

     Выделяют  четыре типа технологически ориентированных СП:

     • сотрудничество между фирмами только в исследованиях;

     • обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии  или через многие продукты. Эти  СП особенно известны в мировой микроэлектронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования;

     • совместная разработка одного или более  продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных  сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрии);

     • сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий, присущее ряду международных СП в области  биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной  промышленности и автомобилестроении. Имеются в виду ситуации, когда  одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма.

     Международные СП, связанные с разработкой и  коммерциализацией технологии, основаны на отношениях обмена, которые охватывают товары, не участвующие в лицензировании или экспортных операциях. Некоторые типы сотрудничества позволяют зарубежным фирмам объединить технологические возможности в едином продукте без слияния всех своих видов деятельности в едином корпоративном объединении. Другие формы сотрудничества также способствуют обмену технологиями через продукты. В большинстве таких случаев участники кооперационных структур являются одновременно конкурентами на одном или нескольких продуктовых рынках. Существуют и СП, сочетающие технологические возможности одной фирмы с активами в сфере маркетинга или реализации другой фирмы для создания единого продукта. Подобного рода компании чаще включают фирмы, не являющиеся прямыми конкурентами. 

     3.2.3. Инновационная деятельность региональных  научно-технических центров и финансово-промышленных групп

     Чтобы проводить инновационную политику региона, необходимо сформировать систему  мониторинга инновационного потенциала, создать региональную систему поддержки  и развития инновационной деятельности, а также решать вопросы координации деятельности организаций, занятых инновациями в регионе. При этом следует всемерно развивать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в регионе как составной части целостной государственной системы, обеспечивающей создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

     Финансово-промышленные группы

     Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с государственной  стратегией в научной, научно-технической  и инновационной деятельности. Известно, что абсолютное большинство промышленных и научно-технических организаций имеют монопродуктовую структуру производства, сложившуюся в период активной индустриализации, обеспечившей в свое время высокие темпы роста национального дохода и укрепления обороноспособности страны.

     Перевод экономики на рыночные условия хозяйствования и возросшая конкуренция со стороны  иностранных товаропроизводителей весьма остро выявили необходимость  глубокой реорганизации сложившихся  организационных структур в промышленности в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ привлечения инвестиций на эти цели найден в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала, обороноспособности страны и рабочих мест. К основным принципам создания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промышленных организаций, что обеспечивает улучшение управляемости, снижение издержек производства, солидарную ответственность по контрактам и стабильность поставок.

     Интеграция  научных, производственных, финансовых и торгово-сбытовых организаций  как субъектов основной деятельности ФПГ обеспечивается системным подходом к их функционированию в рыночных условиях хозяйствования. Системный подход позволяет сохранить целостность такого рода организационных структур, противодействовать воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Экономическое обоснование проектов создания ФПГ базируется на экспертизе потенциальной эффективности будущей совместной деятельности объединяемых организаций, оценке рынка продукции, занятости, экологической безопасности. Результативность ФПГ непосредственно зависит от уровня риска при создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому в структуру ФПГ включаются еще и страховые учреждения, что позволяет квалифицированно управлять имеющимися рисками в инновационной деятельности в достаточно крупных организационных формированиях. 
 

     Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на региональном уровне

     Научный парк (НП) – новая форма сотрудничества промышленных фирм с университетами. Идея: промышленные компании создают близ университетов свои научно-исследовательские организации и предприятия, которые привлекают для работы над заказами фирм персонал университетов. В свою очередь, научные работники имеют возможность практически применять результаты своих исследований. Эта новая форма сотрудничества промышленности и науки позволяет создавать новые рабочие места. Первый НП возник в Великобритании в 1972 г. близ университета в Кембридже. В настоящее время при этом университете действуют 2 парка, в которых участвуют свыше 80 фирм, представляющих в основном производство автоматизированных систем и другие сферы деятельности.

     В Манчестере городской совет, университет города и 4 местные компании основали НП. В нем участвуют 12 фирм, из них 5 имеют совместные программы исследований с университетом. Для их реализации также используется научный персонал университета. Он оказывает фирмам консультации не только по научным проблемам, но и по вопросам маркетинга и управления.

     Технологический парк (ТП) – одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм функционирования разработчиков новых технологий, с рискофирмами. В качестве образца технологического парка во многих странах принята модель научно-производственного центра (НПЦ), созданного на базе Стэнфордского университета в Калифорнии. Этот технологический парк сосредоточивает около 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190–200 тыс. чел. В Японии недалеко от Токио на базе нового университетского центра возник целый научно-производственный городок Цукуба. В Западной Европе такие НПЦ имеются в Великобритании (Cambridge Phenomen), Нидерландах (Markant) и ФРГ.

     Среди большого многообразия отчетливо выделяются три главных пути возникновения ТП.

     • В качестве мелких и средних предпринимателей часто выступают сотрудники университетских  и научно-исследовательских центров (НИЦ), стремящихся коммерциализировать  результаты собственных научных разработок (в ряде ТП эта категория предпринимателей составляет более 50%).

     • Создание собственных специализированных мелких фирм научно-техническим персоналом крупных промышленных объединений, покидающим свою фирму, чтобы открыть  собственное дело (иногда совместно с коллегами по лаборатории или КБ). Как правило, крупные фирмы не препятствуют, а напротив, содействуют развитию этого процесса (широко известна подобная деятельность концерна Siemens), поскольку они получают возможность впоследствии подключаться к производству новейшей продукции, если она окажется перспективной.

     • И, наконец, мелкие и средние фирмы  в ТП возникают в результате преобразования уже действующих предприятий, намеренных воспользоваться льготными условиями, существующими для ТП в соответствии с государственным законодательством.

     Например, в ФРГ ТП возникают следующим  образом. От 10 до 30 новых мелких предприятий  размещаются на единой территории в  зданиях, которые, как правило, предоставляются  для этой цели по льготным арендным ставкам правительствами земель или органами городского самоуправления. Центрами ТП служат хорошо оборудованные и обеспеченные квалифицированным персоналом бюро, в которых выполняются организационные, управленческие и секретарские функции для всех фирм, входящих в состав парка. В отдельных проектах в качестве важного условия предусматривается создание ТП в непосредственной близости от университетов. Во всех без исключения проектах предпочтение отдается недавно созданным предприятиям, специализирующимся в таких перспективных областях, как микроэлектроника и др.

     Таким образом, возникают территориально замкнутые центры, где молодые  предприятия ведут НИОКР, в результате которых создаются и доводятся  до стадий практического использования  новые товары или технологии.

     Длинный и трудный путь от разработки нового изделия до его серийного производства в условиях ТП значительно облегчен. В частности, фирмам предоставляется на льготных условиях необходимое помещение, в их распоряжении имеются оборудованные всем необходимым машинописные бюро, конференц-залы, секретариаты, а также мастерские для изготовления прототипов, лаборатории и прочие помещения для ведения НИОКР. Они могут получить требуемую консультацию в области производства, маркетинга, финансов, патентную информацию. Устанавливается тесная кооперация с отделами фундаментальных и прикладных исследований при вузах, а также с находящимися в данном районе исследовательскими институтами, не говоря уже о связях с другими предприятиями того же ТП. Кроме того, им предоставляются более выгодные условия кредитования, а также облегчаются контакты с крупными производственными фирмами в регионе и потенциальными заказчиками.

     Технополис  – наиболее продвинутая форма  интеграции науки с производством. Технополисы в Японии были узаконены в 1980 г. В 1982 г. был опубликован список довольно жестких требований к соискателям (префектурам), удовлетворение которых дает им право создать у себя технополис («город техники»). Каждый технополис должен был состоять из трех основных компонентов: крупных предприятий как минимум 2–3-х самых передовых отраслей промышленности (производство оптических волокон, интегральных схем, медицинской электроники, информационных систем и др.); мощной группы государственных либо частных университетов, НИИ, лабораторий; жилой зоны с современными домами, развитой сетью дорог, школ, спортивных, торговых, культурных центров. Кроме того, технополис должен соседствовать с достаточно развитым городом с населением не менее 200 тыс. человек, а также с крупным аэропортом или железнодорожным узлом, откуда в течение одного дня можно совершить поездку в Токио и обратно.

     Создание  каждого технополиса обходилось в 1,25–2,5 млрд. долл. (к середине 90-х  сумма существенно возросла). Примерно половина программы «технополизации» оплачивается из государственных средств. В 1984 г. 9 префектур после конкурсного отбора получили разрешение приступить к реализации проектов, опираясь на помощь правительства. Управление экономической деятельностью технополиса находится полностью в руках местных органов власти.

     В Японии считают, что технополисы  сыграют роль «билета» в XXI век. Основные компоненты запланированных технополисов должны быть созданы к 2000 г.

Маркетинг инноваций

 

     Исторически сложилось два подхода, характеризующих  место маркетинга в инновационной деятельности, которые могут быть определены как:

  • «инженерный» (маркетинг осуществляется задним числом, после завершения разработки продукта);
  • «маркетинговый» (предварительное формирование облика и рабочее проектирование нового продукта осуществляется после проведения маркетинговых исследований).

     Инженерный  подход имеет место, когда сначала  организуется производство товара/услуги, а затем ищется потенциальный  потребитель. При этом разработка проводится согласно техническим требованиям (техническим условиям), т. е. определяется нормативно.

      

     Переход от инженерного к маркетинговому подходу в инновационной деятельности заметно изменил последовательность и саму технологию проектирования. Опытные инженеры-автомобилестроители  с сожалением вспоминали времена, когда технический облик перспективных моделей определяли проектировщики, а единственными ограничениями служили опыт и финансы. Почти каждая марка автомобиля была уникальна и представляла произведение инженерного искусства, но не всегда соответствовала запросам рынка.

     В настоящее время рынок в данной области стал насыщенным, а борьба за потребителя обострилась. Поэтому  специалисты по маркетингу определяют облик автомобиля на самых ранних стадиях, а проектировщики играют подчиненную  роль. Количество моделей, выпускаемых различными фирмами, возросло, но их технико-экономические характеристики сблизились.

     Аналогичные процессы происходят в авиастроении. На научно-технических конференциях оживленно обсуждаются вопросы, связанные с маркетингом, а технические проблемы нередко отходят на второй план. Такое положение дел было невозможно представить в конце прошлого столетия, но теперь оно стало нормой.

Информация о работе Прогнозирование научно-технологического развития