Прогнозирование научно-технологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:43, доклад

Описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Работа состоит из  1 файл

Прогнозирование научно.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

     Прикладное  исследование часто начинается после  получения технического задания  на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального (поискового) исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.

     Процесс разработки и вывода товара на рынок  включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах.

     Рыночные  потребности, как и другие маркетинговые  характеристики, переменчивы. Поэтому наличие ярко выраженной рыночной потребности при отборе проекта не означает, что рыночная перспектива гарантирована. Более того, нововведение может найти свой рынок там, где ранее и не предполагалось.

     Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потребность. Разработки проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях. Выбор проекта связан с активным поиском альтернативных решений.

     Основные  характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными:

  • размер рынка;
  • допустимая цена;
  • требования к технической эффективности;
  • время.

     Анализ  рыночного спроса с целью выявления  идей для их последующей технической  проработки один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается программа НИОКР и строится стратегия продвижения изготовленной новой научно-технической продукции на рынке.

     Оценка  перспективности рынка производится с помощью рейтинговых оценок перспектив его роста, рентабельности бизнеса в нем и его нестабильности. Объем продаж, который, возможно, будет обеспечен выпуском нового продукта, следует оценивать по перспективам его роста, а также с помощью прогнозирования тенденций потребления подобной продукции и изменений в потребительском потенциале.

     Проведение  предварительного анализа и размера потенциального рынка осуществляется на базе данных, получаемых с помощью специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций.

     Выборочные  обследования могут быть проведены в форме анкетирования потенциальных предприятий-заказчиков, опроса экспертов, мнений аналитиков и т.п.

     Принципиальные  пределы установления цены фирмой на новую продукцию включают себестоимость выпускаемой продукции в качестве нижнего предела цены, а верхний предел определяется ценой потребления, которая делает продукт для потребителя привлекательным по сравнению с имеющимися на рынке. Таким образом, верхний предел цены прямо определяется показателями технического качества продукта (его производительностью, качеством, надежностью, эксплуатационными затратами на его использование и т.д.). Выбирая цену вблизи нижнего предела, фирма-производитель увеличивает привлекательность товара, а в случае цены, приближающейся к верхнему пределу, фирма увеличивает свою прибыль, но уменьшает экономическую привлекательность товара для потребителя.

     Фирма также не может оценить проект по фактору ценообразования без  учета рыночной ситуации и прогнозов  допустимой цены потребления для  потенциальных покупателей. Эта  проблема тесно связана и с оценкой возможной степени конкуренции в момент начала коммерческой реализации товара, а не сегодняшней конкуренции.

     Большинство научных продуктов могут предлагаться в формах, различающихся по эффективности, цене и дате первого появления  на рынке. Важно определить, какой уровень технической эффективности потребует конкретный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью, т.к. научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия. Это, безусловно, ведет к техническим идеям, но может не учесть реальные требования потребителей. Кроме того, может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличить время разработки. Все перечисленные моменты приведут к снижению потенциальной прибыльности продукта.

     Проблема  маркетинговых исследований идей для  будущей инновации - определение характеристик новой продукции и их систематическая увязка с потенциальными сферами использования.

     Временной аспект рыночного плана связан с необходимостью балансировки отдельных видов бизнеса компании. Необходимо, чтобы новые продукты выходили на рынок в сроки и в количествах, диктуемых требованиями маркетинга. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки возможной даты выхода нового продукта на рынок.

     Новые продукты могут дополнять существующий ассортимент или полностью его  замещать. Абсолютно новые продукты расширяют ассортимент, увеличивают  размеры реализации и прибыль, служат условием роста корпорации. Однако при этом не следует забывать о  задачах развития текущего ассортимента, тем более что существующий продукт обычно пользуется доверием покупателей и концентрирует в себе инвестиции компании. Производство же нового продукта связано с неизбежной неопределенностью. Следует, однако, учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.

     Финансовые  расчеты стратегического инвестора, независимо от перспективности новой  идеи или продукта, сводятся к оценке возможности поддержки всего инновационного цикла – от маркетинга до технической разработки. После оценки потребительской ценности технологии наступает этап формирования команды и создания организационной структуры проекта. 

     2. Маркетинг результатов  прикладных исследований, нацеленных на оценку рыночных перспектив и перспектив промышленного применения результатов исследований

     Маркетинг результатов исследования, с одной  стороны, мероприятие значительно  менее сложное, чем маркетинг  идей для исследования, потому что  налицо результаты деятельности. С другой стороны, это мероприятие осложняется тем, что прежде, чем получить какие-либо результаты, необходимо затратить некоторую сумму денег и время.

     Для финансирования проведения маркетинговых исследований результатов прикладных разработок возможно привлечение средств организации, заинтересованной в приобретении разработки.

     Результатами  исследования обычно являются цифры, заявки на изобретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких-либо параметров, улучшение качества лабораторных процессов и т.д. Результатом исследования чрезвычайно редко является законченный продукт.

     Для того, принять решение о внедрении  результатов прикладных исследований в производство или найти инвестора, необходимо ответить на следующие вопросы  – каково обеспечение добавленной стоимости для потенциального клиента (покупателя) и количество усилий, необходимых для внедрения и выполнения проекта (идеи).

     Важной  задачей является сделать техническое  обоснование проекта, которое позволит убедить потенциального партнера (покупателя) или руководство фирмы, что результаты исследования будут работать на практике и в реальной промышленной ситуации. Это особенно важно для отраслей, требующих больших капиталовложений, например, химической промышленности или энергетики.

     Техническое обоснование - дорогостоящий процесс. Если технология производства была заменена недавно, особенно трудно обосновать необходимость  модификаций или установки новых  систем.

     Технико-экономическое  обоснование

     В решении этой проблемы может посодействовать сторонник внутри организации - потенциального клиента, который бы поддерживал продвижения идеи в организации. Этот человек также сможет помочь описать предложение на языке организации. Он также сможет подсказать, как рассматриваются предложения в компании/организации.

     Однако, так как результаты исследования могут быть чрезвычайно выгодны, необходимо принимать меры к защите последних. Прежде, чем вступать в  переговоры, необходимо подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

     Маркетинг исследований и проектов разработок является особой формой маркетинга, потому что относится к числу тех вложений, отдача от которых не является гарантированной. Шагом к успешному маркетингу исследований и проектов разработок является партнерство сторон в проведении исследования.

     Исследование  необходимо начинать с внимательного  выслушивания партнеров и определения  их потребностей. Добавочная стоимость  является одним из самых весомых  аргументов в пользу внедрения разработки в производство. 

     3. Маркетинг инновации: Особенности анализа спроса на инновации

     Особенности развития нововведений и различие их видов во многом предопределяет специфику  анализа спроса на них в каждом конкретном случае.

     Новую продукцию можно сгруппировать  в три группы: первая, которая  ранее не существовала (например, лазерные диски); вторая, которая производилась ранее, но существенно изменена по материалу или конструкционному решению (например, электрочайник с элементом питания, вмонтированным в подставку); третья, получившая только новое оформление (например, зубная паста в аэрозоли).

     Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь (например, станки, товары для населения) или не иметь  натурально-вещественную форму (ноу-хау, патенты, лицензии), различаться по назначению (для целей производства или конечного потребления), видам продукции и т.д.

     Вследствие  этого анализ спроса и создание информационной базы для его проведения имеет  специфику в каждом конкретном случае. 

     Закон спроса

     Спрос отражает объем продукции, который  потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного времени на конкретном рынке.

     Из  этого определения видны основные направления анализа спроса:

  • объем спроса;
  • наличие потенциальных покупателей;
  • потребность в товаре;
  • возможность приобретения товара;
  • цена предлагаемой продукции;
  • время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
  • рынки, сбыта продукции.

     Выражение типа “спрос на новую модель телевизоров  составил 20 штук” не только не позволяет  провести анализ спроса на новый товар, но может затушевать и даже исказить истинное положение дел у производителя и продавца. Конкретизировав вид телевизоров и добавив место и время реализации, можно получить достаточно точную характеристику фактического спроса: “Спрос на новую модель телевизоров марки Р61ТЦ-445ДСА2” по цене 375 тыс. ден. ед. составил в последнюю неделю января 1994 г. В Москве в магазине “Электроника” 20 штук.

     Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях.

     

     Где Р – цена, Q – количество товара. 

     Важнейшее свойство спроса заключается в обратной или отрицательной зависимости  между ценой продукции и спросом  на нее при неизменности всех прочих факторов. Эта зависимость называется законом спроса. Иначе говоря, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению величины спроса, и наоборот, рост цены ведет к снижению величины спроса на продукцию.

     В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая заключается  в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем по высокой. Подтверждением этого является кривая спроса.

     Во-вторых, потребление подчиняется принципу убывающей предельной полезности, в  соответствии с которым последующие  единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор в доме менее “полезен”, чем первый, так как основные потребности удовлетворены, третий еще меньше и т.д. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии снижения их цены.

Информация о работе Прогнозирование научно-технологического развития