Разработка и реализация инновационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:43, реферат

Описание

Основные задачи:
1. Раскрыть сущность и значение инновационной политики.
2. Охарактеризовать инновационную политику на уровне государства.
3. Охарактеризовать инновационную политику на уровне отдельного предприятия.
4. Раскрыть сущность разработки и реализации инновационной политики.
5. Охарактеризовать методы прогнозирования и контроля инновационной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие и сущность инновационной политики
2. Разработка, реализация и основные направления инновационной политики на уровне государства
3. Разработка и реализация инновационной политики организации
3.1. Основные этапы разработки инновационной политики
3.2. Анализ инновационных проектов и их реализация
4. Методы прогнозирования и контроля инновационной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Инновационная политика.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

    Под инновационной политикой понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.

    Разработка  инновационной политики состоит  из нескольких этапов.

  1. Фундаментальные исследования

    Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является  осознание потребности и возможности  изменений, познание явлений окружающего  мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

    Он  делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются  новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.

  1. Прикладные исследования

    Прикладные  исследования, направленные на определение  способов применения результатов предыдущего  этапа и их уточнение. Они могут  быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

  1. Опытно- конструкторские разработки

    Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших  испытание и пригодных для  производственного и коммерческого  использования.

    4. Освоение производства нового изделия.

    Освоение  производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

    Таким образом, инновационный процесс  охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

    5. Понятие, виды и результат инновационной деятельности.

     Основу  инновационной политики составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества.

    Выделяют  следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.

    Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром. 

    3.2. Анализ инновационных проектов и их реализация

           Для снижения риска  инновационной деятельности и успешности инновационной политики фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя:

           1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

           2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них.

           При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных  конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов1.

           Целесообразно также  проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии  система сбыта для распространения  нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта. [4]

           3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта. [5]

    4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования.

    5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. 
     
     

    4. Методы прогнозирования  и контроля инновационной  политики

         Основой принятия управленческих решений в рамках инновационной политики являются прогнозирование и планирование направлений НТП и инновационной деятельности.

         Прогнозирование развития науки и техники предполагает разработку системы частных прогнозов  по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогноза научно-технического развития. Оно дает обоснованное представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП.

         Система частных прогнозов включает прогнозы фундаментальных исследований, научных  открытий, прикладных исследований по отраслям экономики, научно-технические  прогнозы по комплексным направлениям НТП и ряд других.

         Комплексный прогноз предполагает:

         • комплексный анализ НТП, анализ мировых  тенденций развития науки и техники, динамики, структуры и использования  научного и образовательного потенциала страны;

         • разработку предложений по основным направлениям структурной и научно-технической  политики и обоснование предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях;

         • разработку рекомендаций по формированию научно-технических программ, обоснование  значимости решения научно-технических  проблем, затрат, ожидаемого социально-экономического эффекта и рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ. [6]

         Одним из наиболее распространенных методов  прогнозирования и контроля инновационной  политики, является методы экспертных оценок , который основывается на мнении одного или нескольких специалистов (экспертов) о перспективах развития науки и техники. Следует отметить, что существуют области науки и техники, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, а также сферы, где отсутствует информация о состоянии объекта в прошлом периоде или научно-техническое развитие в большей степени зависит от принимаемых решений, чем от самих технических возможностей производства. Рассмотрим некоторые методы, получившие распространение в мировой практике.

         Метод комиссий. Суть этого метода состоит в том, что специалисты при принятии решения влияют друг на друга так, чтобы компенсировать свои ошибки. Этот метод обладает как преимуществами, так и недостатками.

         Метод написания сценариев предполагает установление логической последовательности событий с тем, чтобы показать, как, исходя из существующей или какой-либо другой заданной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние. При использовании этого метода в научно-техническом прогнозировании инновационного процесса отмечают следующие положительные моменты:

         • сценарии максимально ослабляют  традиционность мышления. Они, по словам одного из первых ведущих специалистов этого метода, "позволяют погрузиться  в незнакомый, и быстро изменяющийся мир настоящего и будущего";

         • сценарии способствуют детализации  исследователем процессов, которые  он мог бы упустить, руководствуясь лишь абстрактными соображениями.

               Метод коллективной генерации  идей («мозговая атака») широко используется в мировой практике при прогнозировании развития науки и техники.

              Методы экстраполяции тенденций  предполагают, что существующий темп технического развития сохранится и в будущем. Хотя методы экстраполяции являются простыми и широко применяются в практике, они имеют серьезные недостатки, так как не позволяют предсказать результат развития науки и техники в случае изменения условий.

               Таким образом, очевидно, что необходимо планировать и разрабатывать инновационную политику на основе достоверных и фундаментальных исследований и прогноз. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Таким образом, можно сказать, что на пороге XXI века важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых, “прорывных” техники и технологий, форм организации труда и управления и крупных изобретений.

           Инновационная политика необходима как на уровне всего государства, так и на каждом предприятии. И на уровне государства инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. А на уровне отдельного предприятия, разработать основные направления инновационной деятельности,  определить инновационные проекты, новшества и обеспечить их эффективную реализацию.

Информация о работе Разработка и реализация инновационной политики