Технополис Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:53, реферат

Описание

Япония - страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах ХIХ в., когда Япония вышла из феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада.

Содержание

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ 3
2. ТЕХНОПОЛИС
3. ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ 7
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП 7
3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса 10
3.3 Особенности НИОКР 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Технополис Япония.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ                  3

2. ТЕХНОПОЛИС

3. ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ                  4

МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ                                                             7

3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и   средних предприятий в процессе НТП                                                   7

      3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса                                                                                           10

       3.3 Особенности НИОКР                                                                           13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ

    

      Япония  - страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах ХIХ в., когда Япония вышла из  феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада.

Организационная структура государственного управления научно-технической политикой в Японии.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их  внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнение конкретных направлений НТП осуществляет  Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации. Роль Управления национальной обороны не велика.

Государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение  Японии из импортера лицензий  в экспортера. 

На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.

Долгосрочная цель Японии – превращение страны из «импортера» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.

Помимо  традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности, японские государственные органы широко используют и косвенные методы.

К ним можно отнести следующее:

      Целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемые частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

      Содействие  предприятиям в приобретении в передовой иностранной технологии

      Контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

 

2. ТЕХНОПОЛИС

 

     ТЕХНОПОЛИС — программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

Эта программа строительства городов в XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.

Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.

Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.

В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.

Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.

Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития — север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.

Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.

По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями.  Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.

 

    3.ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ

 

     Научно-технический потенциал – один из важнейших ресурсов управление мелких и средних предприятий (МСП), решающий фактор поддержания их конкурентоспособно­сти на внутреннем и внешнем рынках. Хотя по уровню развития техники и технологии МСП отличаются большой дифференциацией (на­ряду с фирмами, где производственный про­цесс проходит начальную стадию механиза­ции, имеются высокоразвитые компании, специализирующиеся на проведении НИОКР в высокотехнологичных наукоемких отрас­лях), обшей тенденцией на протяжении по­сле.военного периода являлось повышение роли малого бизнеса в научно-техническом раз­витии страны.

3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП

Быстрое повышение технико-технологиче­ского уровня производства началось в Япо­нии со второй половины 50-х годов, когда она вступила в период высоких темпов роста. Ма­гистральным направлением в этот период было опережающее развитие комплекса отраслей тяжелой промышленности, а носителями НТП  выступали крупные предприятия,  массовом масштабе закупавшие за рубежом новейшие достижения в области техники и технологии (как в виде производственного оборудования, так и в форме патентов и лице­нзий).

Коренная реконструкция производст­венного аппарата крупных предприятий и освоение ими все более широкого круга но­вых производств оказывали прямое влияние на положение дел в малом бизнесе, так как рано или поздно влекли за собой изменения в его технической  базе  и вызвали необходимость перехода к использованию новых видов сырья и материалов. Это коснулось прежде всего субподрядных фирм, от техни­ческого уровня которых все в большей сте­пени зависела конкурентоспособность крупных компаний, рвавшихся на мировые рынки. На рубеже 60 - 70-х годов, когда обо­значилась нехватка рабочей силы и заработ­ная плата рабочих стала быстро возрастать, волна технического обновления затронула и некоторые другие категории МСП.

В целом же хотя часть МСП в период вы­соких темпов роста смогла существенно под­нять свой технический уровень, перейти к использованию новых видов сырья и мате­риалов и освоить производство новых видов продукции, роль малого бизнеса в науч­но-техническом развитии страны оставалась незначительной, поскольку абсолютное бо­льшинство МСП продолжало ориентирова­ться на рутинные методы производства и старую технику.

Со вступлением Японии в середине 70-х годов в период умеренных темпов роста ситуа­ция для МСП стала быстро меняться. Во-пер­вых, из-за возрастающей индивидуализации запросов потребителей и все большей сегмен­тации производственного спроса, обусловив­ших переориентацию экономики с крупно­масштабного производства на производство разнообразной продукции малыми партиями, на рынке возникло много новых ниш для ма­лого бизнеса. Во-вторых, в связи с тем, что ве­дущая роль в НТП перешла к таким направле­ниям, как электронизация, новые материалы, биотехнология, повысилась его "доступ­ность" для малых фирм, поскольку для прове­дения НИОКР в этих областях и налаживания эффективного производства требовались го­раздо меньшие финансовые ресурсы, чем прежде.

Со второй половины 70-х годов на МСП началась радикальная перестройка производ­ственного аппарата на основе перехода от ма­шинной к мекатронной технике, появившей­ся на волне электронизации в результате осна­щения машин и оборудования микроэлект­ронными устройствами, значительно повы­шавшими их функциональные характеристи­ки. О масштабах и интенсивности данного процесса свидетельствует тот факт, что за 1975 — 1990 гг. объем инвестиций в оборудова­ние на МСП увеличился почти в 3 раза при среднегодовых темпах роста 12,6%.

Этот процесс также захватил сначала суб­подрядные предприятия, для которых внедре­ние мекатронной техники стало едва ли не единственным способом удовлетворить резко возросшие требования головных компаний в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Уже к началу 80-х годов 30 — 35% МСП сборочных машиностроитель­ных производств, где субподрядными отношениями с крупными компаниями охвачено 70 — 80% фирм, имели в составе оборудования те или иные виды мекатронной техники.

Информация о работе Технополис Япония