Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание

Необходимость оказания услуг в области коммерциализации технологий, в частности, оказания услуг центрами коммерциализации, вызвана тем, что в Российской Федерации имеется большее количество законченных или близких к окончанию технологических разработок с сильным инновационным элементом. При этом большая часть этих разработок, имеющих широкие перспективы коммерциализации и высокий потенциал создания бизнеса, даже не оформлена в виде инновационного проекта.

Содержание

Содержание 2
Введение 2
1 Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: ее сущность и особенности 3
1.1 Методы продвижения проектов коммерциализации технологий 9
1.2 Модели процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности 12
2 Трансфер результатов научно-технической деятельности 13
2.1 Трансфер результатов научно-технической деятельности как регулятор диффузных процессов 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

инновации.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

     Необходимость оказания услуг в области коммерциализации технологий, в частности, оказания услуг центрами коммерциализации, вызвана тем, что в Российской Федерации имеется большее количество законченных или близких к окончанию технологических разработок с сильным инновационным элементом. При этом большая часть этих разработок, имеющих широкие перспективы коммерциализации и высокий потенциал создания бизнеса, даже не оформлена в виде инновационного проекта.

     Новые технологии играют важную роль в экономике  Российской Федерации. При этом разработка новых технологий осуществляется на базе НИОКР, выполненных академическими, государственными научно-техническими и производственными учреждениями. Подавляющее большинство научных учреждений, экспериментальное оборудование и опытные производства принадлежат государству, а ученые получают заработную плату из бюджетных средств. Высококвалифицированный и потенциально высоко мотивированный персонал этих учреждений может рассматриваться в качестве основы развития наукоемкого бизнеса в Российской Федерации. Однако эффективность деятельности большей части инновационных малых и средних предприятий, основанных на базе вышеназванных учреждений, несправедливо низка из-за отсутствия практического опыта работы в рыночных условиях и низкой квалификации менеджмента.

     Трансфер  и коммерциализация технологий относительно самостоятельные процессы и могут  существовать отдельно друг от друга. Тем не менее,  они могут быть взаимосвязаны.  В этом случае,  именно в результате трансфера технологии появляется возможность успешной коммерциализации. 

      1 Коммерциализация результатов научно-технической  деятельности: ее сущность и особенности

 

      Коммерциализация  технологий – это получение выгоды от коммерческого использования информации о технологии и/или самой технологии, в отличие от трансфера технологии, который предполагает передачу технологии получателю, который и осуществляет ее промышленное освоение (но не обязательно извлекает из этого прибыль – примером являются экологические технологии).

      В ходе коммерциализации технологий доход может быть получен:

      - от любых коммерческих соглашений, связанных с эксплуатацией технологий, включая трансфер технологий;

      -  от выполнения исследовательских работ по доведению технологии до уровня рыночного применения;

      -   от продаж лицензий на использование технологий третьим лицам;

      - от создания разработчиками стартап компаний или совместных предприятий со стратегическими партнерами для собственного производства продукции/услуг с применением разработанных технологий.

      Результаты процесса коммерциализации приносят выгоду не только в виде возврата инвестиций в НИОКР, но и в виде увеличения объемов выпуска продукции, повышения ее качества и снижения цены, помогают определить требования к обученности сотрудников для обеспечения работы компании на уже существующих и на вновь создаваемых рынках. Именно коммерциализация технологий часто является главной движущей силой, вызывающей создание новых и омоложение старых секторов промышленности.

      Ключевых  участников процесса продвижения технологии можно разбить на две большие группы:

      - авторы (владельцы) технологий;

      - инвесторы (покупатели) технологий.

      В первой группе разработчиков и авторов  технологий возникло несколько разнородных  подгрупп авторов и владельцев технических  разработок в связи с тем, что разные разработчики по - разному решали проблемы финансирования работ. Первую подгруппу авторов технологий составляют активно развивающиеся научно-исследовательские институты, которым удалось найти финансирование, в основном, в виде международных грантов и прямых иностранных инвестиций. Это наиболее успешная группа, которая является источником значительного количества новых перспективных технологий и «ноу-хау». Ко второй подгруппе можно отнести те научно-исследовательские коллективы, которые серьезно ограничены в средствах, финансируются небольшими грантами и существуют в основном, на энтузиазме ученых. Эта группа имеет большое количество технологий, которые доведены до определенной стадии, но не подготовлены к коммерциализации. Эта группа имеет наибольший потенциал коммерциализации технологий.

      Малые и средние инновационные предприятия, которые прошли определенный путь коммерциализации своих разработок и специализируются на узких сегментах рынка, образуют третью подгруппу. Эта группа чаще всего  нуждается в расширении своих малых и средних предприятий за счет привлечения оборотных средствах. Четвертую подгруппу образуют ученые и изобретатели, которые по ряду причин выбыли из научных коллективов и процесса организованной научной деятельности и перешли в разряд «одиночек». Они чрезвычайно ограничены в средствах, но продолжают работать и патентовать разработки на свой страх и риск, среди которых встречаются перспективные идеи и технические решения. Однако, проблема этой подгруппы состоит в том, что разработать и довести технологию до рыночного применения сейчас очень трудно без научно-производственной кооперации и концентрации большого количества финансовых и людских ресурсов.

      Достаточно  разнородна и другая группа участников процесса коммерциализации – потенциальных инвесторов. Здесь также можно выделить 4 подгруппы. К первой подгруппе инвесторов, которые финансируют разработки технологии на самых ранних этапах, следует отнести различные государственные российские и международные фонды и программы. К таковым относятся, например, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Международный научно-технический центр (МНТЦ), программы Европейского Союза, в частности, EuropeAid и другие.

      Негосударственные фонды, гранты и программы образуют вторую подгруппу инвесторов. В эту группу следует отнести международные проекты, фонды и гранты. Часто участники этой подгруппы начинают инвестировать в разработки только тогда, когда исследовательские коллективы уже получили финансирование от государственных фондов и в рамках российских и международных программ.

      Венчурные фонды и «бизнес – ангелы»  образуют третью подгруппу инвесторов. В настоящее время с преимуществом  иностранных венчурных фондов начинают конкурировать российские венчурные  фонды. И иностранные и российские венчурные фонды и бизнес – ангелы осваивают лишь небольшое число разработок, имеют значительное количество ограничений по секторам деятельности и часто специализируются только на разработках для определенной индустрии. Инвестиции членов этой подгруппы предусматривают полную или частичную передачу прав на результаты исследований финансирующей стороне, которая в дальнейшем заинтересована в их в эксплуатации или перепродаже стратегическому инвестору.

      Четвертую подгруппу образуют промышленные компании, финансирующие научные исследования с целью их дальнейшего использования в собственной деятельности. Такие предприятия развивают так называемую внутрифирменную коммерциализацию технологий, когда крупные российские и иностранные компании, имеющих собственные научные бюджеты, финансируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью внедрения новых технологий в своих производствах.

      Важнейшую роль в процессе коммерциализации результатов  НИОКР играют такие участники  процесса коммерциализации, как центры коммерциализации, администрации разного уровня, консалтинговые компании, инновационные центры и другие. Эти участники процесса коммерциализации технологий, не являясь инвесторами, оказывают существенное содействие в коммерциализации технологий и привлечении финансовых средств. Их функции могут быть определены как брокерские, консультационные или юридические, защищающие и продвигающие на рынок интеллектуальную собственность разработчиков.[2,c.19-24]

      На  рисунке 1.1 показаны пять основных этапов, характеризующих реализацию процесса коммерциализации. Как видно из рисунка, на пути новой технологии от ее первичной генерации к успеху на рынке находятся пять этапов, или стадий.

      Рисунок 1.1 – Основные этапы коммерциализации[1,c.22]

      На  стадии генерации идеи происходит инициация проекта коммерциализации. Автор нового технического или управленческого решения предлагает нечто, потенциально востребованное на рынке. Это «нечто» может представлять собой как изделие или процесс с новыми техническими характеристиками, так и некоторую организационную или правовую модернизацию существующего бизнеса. Привлечение ресурсов и новых участников позволяет процессу коммерциализации перейти на следующую стадию. Фактически это стадия создания лабораторного образца, когда идея приобретает вид технологии. На этой стадии развития проекта определяется коммерциализуемость технологии, т.е. потенциальная возможность построения бизнеса на ее основе. Если участниками проекта будет показана осуществимость технологии, аргументированно продемонстрированы преимущества этой технологии перед альтернативными, то будет получено подтверждение коммерциализуемости проекта. Главная задача на стадии выращивания технологии — выявить и проанализировать рыночные перспективы технологии, определить критическое время, за которое необходимо подготовить работоспособный образец нового рыночного продукта, чтобы соответствующим образом материализовать технологию в виде нового товара, нового рыночного предложения.

      Успешное  прохождение стадии выращивания  технологии и обоснование ее потенциальной коммерциализуемости логично ведут к следующему этапу коммерциализации - демонстрации прообраза рыночного предложения. Фактически на этом этапе необходимо перейти от лабораторного образца (который демонстрирует лишь техническую осуществимость идеи) к образцу опытному. Опытный образец - это первое приближение к готовому продукту, который уже можно демонстрировать потенциальным покупателям. Такой образец должен в полной мере отвечать на большинство вопросов будущих покупателей.  На следующей стадии новый товар необходимо успешно ввести на рынок, для этого необходимо делать упор на убеждение общества принять новинку и учитывать инфраструктуру потребления вашего нового товарного предложения с учетом технического развития региона, культуры потребления подобного типа товаров.

      На  последней стадии стабильности необходимо обрести уверенность в том, что  построенный на новых знаниях  бизнес, во-первых, просуществует достаточно долго; во-вторых, будет занимать значительную или ощутимую долю рынка; в-третьих, даст начало новому бизнесу в отдаленной перспективе[1,c.21-35].

      1.1 Методы продвижения проектов коммерциализации технологий

 

      Существуют  самые различные способы классификации  методов продвижения проектов коммерциализации технологии. Рассмотрим несколько из них:

      -вертикальный  и горизонтальный методы продвижения проектов коммерциализации технологий;

      -продвижение проектов коммерциализации технологий с применением Интернет – инструментов;

      -продвижение проектов коммерциализации технологий с использованием услуг сетей трансфера технологий;

      -продвижение проектов коммерциализации технологий на венчурных ярмарках, выставках;

      -продвижение проектов коммерциализации технологий на технологических брокерских событиях.

      При вертикальном продвижении проектов коммерциализации технологий весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности от подразделения к подразделению. Это так называемая внутрифирменная коммерциализации технологий. Однако, применимость этого метода весьма ограничена в связи с тем, что либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб, либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).

      Горизонтальный  метод продвижения технологий –  это метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий и, в частности, могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.

      Использование Интернет - инструментов для продвижения проектов коммерциализации технологий. При этом можно пользоваться традиционными инструментами, такими как web-сайт, электронная почта, поисковые системы, так и специфическими, такими как сети трансфера технологий.

Информация о работе Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности