Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа
Необходимость оказания услуг в области коммерциализации технологий, в частности, оказания услуг центрами коммерциализации, вызвана тем, что в Российской Федерации имеется большее количество законченных или близких к окончанию технологических разработок с сильным инновационным элементом. При этом большая часть этих разработок, имеющих широкие перспективы коммерциализации и высокий потенциал создания бизнеса, даже не оформлена в виде инновационного проекта.
Содержание 2
Введение 2
1 Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: ее сущность и особенности 3
1.1 Методы продвижения проектов коммерциализации технологий 9
1.2 Модели процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности 12
2 Трансфер результатов научно-технической деятельности 13
2.1 Трансфер результатов научно-технической деятельности как регулятор диффузных процессов 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
При продвижении проектов коммерциализации технологий можно задействовать web-сайт как инструмент продвижения технологии в Интернет. Общая схема построения процесса продвижения технологии на основе web-сайта включает четыре основных этапа:
-определение целей и стратегий их достижения, проведение маркетинговых исследований, разработка плана необходимых мероприятий;
-реализация сайта. На этом этапе должны быть решены вопросы выбора места размещения сайта, провайдера услуг Интернет, разработан дизайн сайта и его структура, произведено первоначальное информационное наполнение, и после проведения предварительного тестирования web-сайт может быть размещен в среде Интернет;
-привлечение посетителей – текущих и потенциальных покупателей продвигаемого товара или услуги;
-оценка полученных результатов и их соответствия поставленным целям.
Технологическое брокерское событие – это серия предварительно организованных в одном месте встреч между теми компаниями, которые предлагают новые технологии, и теми компаниями, которые ведут поиск новых технологий. Такие встречи бывают двухсторонними, когда участниками являются инновационные компании и их потенциальные партнеры, или трехсторонними, когда во встречах дополнительно участвуют сотрудники центров коммерциализации, которых в этом случае называют технологическими брокерами (технологический брокер – это организация, оказывающая услуги в области трансфера технологии, например, центр трансфера технологии, центр коммерциализации, инновационный центр и др.). Использование такого инструмента продвижения технологий позволяет центрам коммерциализации:
Продвижение
проектов коммерциализации технологий
через сети трансфера технологий.
В настоящее время в России
и за рубежом активно работает
ряд сетей трансфера
-Российская сеть трансфера технологий – www.rttn.ru;
-Франкороссийская инновационная сеть – www.rfrnet.org;
-Британороссийская технологическая сеть – www.brin.co.uk;
-Европейская Сеть Инновационных Релей – Центров http://irc.cordis.lu;
-Сеть частного капитала www.nvst.com;
-Система поиска партнеров для реализации инновационных проектов – www.gate2growth.com;
-Компания Yet2.com, подбирающая партнеров для реализации проектов коммерциализации технологий – www.Yet2.com.
Выставки и ярмарки инвестиционных и инновационных проектов являются активным механизмом продвижения проектов трансфера технологий и инициации инновационных проектов. Выставки и ярмарки обеспечивают приток отечественного капитала в российский технологический сектор, венчурных средств в инновационные компании на ранних стадиях трансфера технологий и российских и иностранных инвестиций в наиболее перспективные технологические отрасли. В результате участия в ярмарках разработчики и инновационные компании получают возможность установить контакты с потенциальными инвесторами, приобрести опыт общения с потенциальными инвесторами и провести презентации компании. Инновационные компании получают возможность взглянуть на свой бизнес «со стороны» и переосмыслить стратегию его развития. При подготовке к ярмарке и в ее ходе часто происходит переоценка стоимости инновационной компаниии ее проекта. Наиболее крупной российской ярмаркой инновационных проектов является Российская Венчурная Ярмарка, организуемая ежегодно Российской Ассоциацией Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ)[4,c.10-35].
Еще в конце XX в. вполне нормальной считалась так называемая линейная модель коммерциализации «НИР — НИОКР — производство». Цепочка превращения знания. В данной цепочке отсутствует рынок. То есть, по нынешним понятиям, это не рыночно ориентированная последовательность. Более того, в этой цепочке нет никакой обратной связи: проводим НИОКР на основе результатов НИР, а в производство запускаем то, что сконструировали на этапе НИОКР. Сегодня предпочтительнее ориентироваться на так называемую рыночную модель коммерциализации, то есть ту, где присутствует рынок.
Рисунок 1.2 - Рыночная модель коммерциализации[1,c.53]
На
рис. 1.2 представлена рыночная модель коммерциализации.
Видно, что в данном представлении появился
основной элемент - рынок. Все компоненты
взаимодействуют между собой, а наличие
обратных связей позволяет учесть рыночные
настроения на самом раннем этапе работы
над новой технологией. Важно отметить
такой момент, что цикл исследований и
разработок в различных отраслях промышленности
существенно различается. Например, в
сфере информационных технологий период
разработки нового продукта может составлять
от нескольких лет до нескольких дней
или даже часов, в то время как, например,
в фармакологии от идеи до нового лекарственного
средства проходят десятилетия. Поэтому
следует ориентироваться на масштаб времени
в каждой отрасли и делать соответствующие
поправки. То есть в ряде случаев следует
ориентироваться не на сегодняшний рынок,
а на представление о рынке, каким он станет
через некоторое время[1,c.52-53].
Трансфер технологий (technology transfer) буквально переводиться как «передача технологий в направлении приложения знаний». Поскольку технология в данном контексте является по существу информацией, трансфер представляет собой распространение технологий с помощью информационных каналов различного типа: от лица к лицу, от группы к группе, от организации к организации.
Трансфер технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий.
Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.
Объектами
коммерческого трансфера
-объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;
-ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;
-технические и технологические знания и информация.
В свою очередь, диффузия научно-технических знаний и информации, в отличие от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.
Объектами
некоммерческого трансфера
-научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.;
-международные конференции, симпозиумы, выставки;
-обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами[6].
Трансфер технологий не преследует цель эффективности реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется (коммерциализируется) самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется на других предприятиях. Тогда, помимо уровня разработки, который определяет интерес принимающей стороны, технология должна обладать необходимой готовностью к трансферу - иметь необходимую техническую документацию, правовую защищенность, демонстрировать прототип.
Трансфер технологий, в последнее время, является целью менеджеров научно-исследовательских организаций и включает ряд организационных, информационных и поведенческих решений, направленных на продвижение технологии от исследовательской лаборатории до рынка экономически эффективным образам и вовремя. В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий, должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за границу, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества является, и являлся, начиная с Японии и заканчивая Китаем, базовой основой подъема и быстрого роста их экономик.
Актуальность задач по трансферу технологий, как относительно нового явления, заключается в том, что государственные лаборатории, научно-исследовательские институты, университеты озадачены прикладным технологическим использованием своих исследовании. Поскольку, часто неявно, эффективность их работы (особенно это практикуется в США) оценивается с точки зрения эффективного использования технологий на мировом рынке.
Схематически трансфер можно представить в виде рисунка 2.1.
Рисунок
2.1 - Формы передачи технологий до стадии
промышленного использования[9]
Первый и второй типы оказывают влияние на достижение краткосрочного выигрыша и увеличения доли данного производителя на рынке, а третий тип, преумножая исследовательские ресурсы, имеет долгосрочное влияние на конкурентоспособность.
Американская модель передачи технологий со spin-off фирмами (самостоятельные, отделившиеся от материнских организации) или отпочковавшимися фирмами, является первым, но довольно успешным опытом по стимулированию инновационной активности. Роль феномена трансферта технологий заключалась, в частности, в его вкладе в образование двух первых технополисов - всем хорошо известной Калифорнийской Силиконовой Долине и Массачусетском районе 128-й дороги.
Успешный трансфер технологий (ТТ) вплоть до стадии коммерциализации продукта предполагает постоянный многоуровневый обмен информацией. Использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий упрощает и делает возможным процесс обмена и восприятия далеко не всегда оформленных и сформулированных идей. Этот процесс обмена довольно хаотичен и часто следствием бывают неожиданные последующие открытия. Например, пользователи технологий обнаруживают сферу применения результатов НИОКР в тех областях, для которых они не предназначались. Интересной особенностью трансферта технологий является то, что в процессе изложения полученных результатов исследователи часто делают неожиданные последующие результаты. В частности, пользователи технологий часто обнаруживают сферу применения результатов НИОКР в тех областях, для которых они не предназначались.
Выделяют следующие механизмы осуществления трансфера технологий:
-обмен информацией на конференциях, индивидуальных встречах, выставках, посещении компаний, по интернету. Часто это первоначальное знакомство служит залогом будущего тесного сотрудничества в случае совпадения интересов;
-обмен персоналом - обе организации выигрывают, учась, друг у друга. Эта форма служит начальным этапом образования стратегических альянсов.
-обеспечение услуг по технической поддержке - прямой выход на клиентов, которым можно было бы продать технологию;
-предоставление собственного часто уникального оборудования, мощностей в лизинг, а также передача опыта по работе с техникой;
Информация о работе Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности