Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание

Необходимость оказания услуг в области коммерциализации технологий, в частности, оказания услуг центрами коммерциализации, вызвана тем, что в Российской Федерации имеется большее количество законченных или близких к окончанию технологических разработок с сильным инновационным элементом. При этом большая часть этих разработок, имеющих широкие перспективы коммерциализации и высокий потенциал создания бизнеса, даже не оформлена в виде инновационного проекта.

Содержание

Содержание 2
Введение 2
1 Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: ее сущность и особенности 3
1.1 Методы продвижения проектов коммерциализации технологий 9
1.2 Модели процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности 12
2 Трансфер результатов научно-технической деятельности 13
2.1 Трансфер результатов научно-технической деятельности как регулятор диффузных процессов 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

инновации.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

      -продажа лицензий и ноу-хау;

      -заключение различных соглашений о совместной работе исследовательских отделов, если это разрешено законом. Например, в США практикуются так называемые CRADA - cooperative research and agreements, позволяющие компаниям использовать ресурсы федеральных лабораторий и институтов, заключая определенные соглашения с ними;

      -работа по контракту - заказ исследований и разработок в исследовательских отделах компаний или в федеральных лабораториях, университетах, научно-исследовательских центрах;

      -образование консорциумов. Особенно распространены горизонтальные консорциумы, когда промышленные конкуренты вкладывают совместно ресурсы в доконкурентные стадии разработок и исследований. Вертикальные консорциумы предполагают сотрудничество производителя и его дистрибуторов с федеральными лабораториями по проведению неких исследований[9].

      2.1 Трансфер результатов научно-технической деятельности как регулятор диффузных процессов

 

      Диффузия  инновации - процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, сфере услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве[5,c. 56].

      Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, то есть способностью сохранения неизменными полученных количественных характеристик (например, основных технико-экономических и эксплуатационных параметров новой продукции) по отношению к преобразованиям и переменам внешней среды.

      Наиболее  типичным для диффузных процессов  являются технологические нововведения в инновационной сфере. Они непосредственно связаны с жизненным циклом технологии производства применительно к фазам тиражирования и многократного повторения нововведений на различных объектах. Например, персональные компьютеры, выпускаемые в США, находят широкое применение в технологии решения управленческих задач организаций промышленности и сферы услуг других стран.

      Одним из рыночных регуляторов диффузных  процессов является трансфер инноваций - законодательное разрешение на передачу права использования инноваций как носителей новых ценностей другим субъектам инновационной деятельности. Инновационный трансфер учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специально созданная патентно-лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права патентодержателя на инновацию в виде изобретения или новой технологии. Патент закрепляет за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. Лицензию на использование изобретения выдает владелец патента. На практике владелец патента, как правило, передает свои права государству, которое имеет значительно больше возможностей для защиты интеллектуальной собственности.

      Важнейшей задачей патентно-лицензионной службы государства является регулирование и координация инновационного трансфера с учетом инвестиционных возможностей организаций при реализации инновационных проектов. В случае, если продажа лицензии иностранному государству осуществляется до того, как технологическое нововведение достаточно полно использовано в стране - патентодержателе, такая сделка может нанести ощутимый экономический вред.

      Патентно-лицензионная служба, осуществляющая трансфер инноваций, должна руководствоваться прежде всего  экономическими интересами своей страны. До тех пор пока нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране, продавать лицензию другому государству экономически нецелесообразно. Иначе прямо или косвенно нарушается авторское право на интеллектуальную собственность[7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      После изучения данного вопроса становится понятно, что необходимы рекомендации или мероприятия по решению проблем, стоящих перед высокотехнологичным  бизнесом вообще, и перед малыми и средними инновационными предприятиями, в частности, создаваемыми с целью коммерциализации результатов научно-исследовательских работ.

      Кадры, пришедшие из научных учреждений в инновационные компании, должны переориентироваться с выполнения научно-исследовательских работ  на преобразование результатов этих исследований в новые технологии и в рыночную продукцию, что требует развития новых форм и методов НИР и продвижения новых технологий и научно-технической продукции.

      При этом уже на ранней стадии коммерциализации технологий необходим поиск будущих  деловых партнеров, с которыми развитие коммерциализации технологий будет идти более высокими темпами. Такое продвижение уже на ранних стадиях не обходимо еще и потому, что на протяжении последних лет наука в Российской Федерации финансируется на уровне нескольких процентов от требуемого объема средств. Однако частные инвесторы вкладывают средства в научные исследования только в расчете на будущую прибыль от результатов завершенных НИОКР. При этом вложение средств осуществляется на условиях закрепления прав инвесторов на результаты научных исследований и использования их в дальнейшем для производства новых товаров или для последующей перепродажи. Фактически, частные инвестиции в коммерциализацию технологий означают приобретение опциона на специфический товар – интеллектуальную собственность, способный в дальнейшем приносить прибыль. Для того, чтобы стать таким товаром, результаты научных исследований должны быть облечены в соответствующую «упаковку», что означает, как минимум, проведение предварительного комплексного изучения финансовых и рыночных перспектив научных разработок и доказательства их будущих экономических и технологических преимуществ.

      Профессиональные  услуги центров коммерциализации для  специалистов малых и средних  инновационных компаний в части  инвестиционного проектирования, управления интеллектуальной собственностью, продвижения проектов коммерциализации технологий способны принести ощутимые результаты уже на ранних стадиях коммерциализации технологий[3,c.13-15].

      Следует стимулировать и расширять международное  сотрудничество между российскими государственными научно-исследовательскими организациями и зарубежными исследовательскими организациями или частными предприятиями в области исследований и коммерциализации. В данном случае речь идет не о научном, а о коммерческом сотрудничестве. Результатом явится сеть, объединяющая предприятия и исследовательские организации. Рекомендуется на долгосрочной основе поддерживать коллективные региональные действия, направленные на осуществление трансфера технологий[8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Антонец В.Л., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. [Текст] -М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. - 320 с.;
  2. Бретт А., Лукша О. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Часть 2.[Текст]- М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 368 с.;
  3. Иванов В.В., Клесова С., Лукша О.П. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. [Текст] - М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 264 с.;
  4. Катешова М.Л., А.Г.Квашнин. Инструментарий трансфера технологий. [Текст] – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2003- 38 с.;
  5. Пилипчук В.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. .[Текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. - 85 с.;
  6. Гареев Т.Ф.. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса. [Электронный ресурс] Url: http://www.innovbusiness.ru;
  7. Гунин В.Н. Инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики.- 2005.[Электронный ресурс]Url: http://www.ii.spb.ru
  8. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС. Проект «Наука и коммерциализация технологий».-2006.[Электронный ресурс] Url: http://webcache.googleusercontent.com;
  9. Трансфер и коммерциализации технологий: основные понятия. [Электронный ресурс] Url: http://www.innovbusiness.ru.

Информация о работе Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности