Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы управления рисками инновационной деятельности, проанализировать основные показатели деятельности фирмы, разработать мероприятия по совершенствованию системы управления рисками на предприятии
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-рассмотреть сущность управления рисками, классификацию и виды инновационных рисков
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Предмет исследования - процесс управления инновационными рисками в компании.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………5
1.1 Сущность управления рисками…………………………………………….5
1.2 Классификация рисков………………………………………………………6
1.3 Виды инновационных рисков………………………………………………9
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "МегаФон")……………………………………………………………………..11
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «МегаФон»…………………11
2.2 Анализ деловой среды и рынка предприятия…………………………..12
2.3 Анализ рисков в деятельности ОАО «МегаФон»……………………….13
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ОАО «МегаФон»………………………………………………………………….….17
3.1 Пути минимизации рисков предприятия на рынке.....................................17
3.2 Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками............................23
3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий.......................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................36
2. Риск необеспечения
инновационного проекта
3. Риск неисполнения хозяйственных договоров. Так же может быть нескольких видов: риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае резкого изменения экономической конъюнктуры), риск заключения договоров на не очень выгодных условиях (при диктате поставщика либо при отсутствии достаточного опыта у фирмы), риск заключения договоров с недееспособными (неплатежеспособными) партнерами, риск невыполнения партнерами договорных обязательств в срок (преимущественно зависит от резких колебаний экономической конъюнктуры).
4. Маркетинговые риски
текущего снабжения и сбыта.
Эта группа достаточно обширна.
5. Риск, связанный с
обеспечением прав
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "МегаФон")
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «МегаФон»
«МегаФон» - первый
общероссийский оператор
«МегаФон» - одна из наиболее динамично развивающихся сетей мобильной связи.
«МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.
В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для Российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам.
ОАО «МегаФон» зарегистрировано 17 июня 1993 г. Комитетом по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга за государственным регистрационным номером АОЛ-5192. Внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 15 июля 2002 г. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга за основным государственным регистрационным номером 1027809169585.
ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.
В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У.(Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». ОАО «МегаФон» видит свою миссию в том, чтобы «объединить Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого». Для того чтобы остаться доминирующей силой на рынке и стать, по крайней мере, вторым оператором по доле рынка, стратегия «МегаФона» включает следующее:
2.2. Анализ деловой среды и рынка предприятия
ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов.
Основными потребителями услуг ОАО «МегаФон» являются частные пользователи сотовой связи. На сегодняшний день это наиболее динамично развивающееся направление деятельности компании. Кроме этого, ОАО «Мегафон» успешно работает с большим количеством корпоративных пользователей, в числе которых государственные структуры, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу.
К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:
Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» должен разработать и внедрить специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.
2.3 Анализ рисков компании ОАО «МегаФон»
Как и в работе любого предприятия, в работе ОАО «МегаФон» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска.
Риск конкуренции. Российский рынок мобильной связи характеризуется высокой концентрацией. Три ведущих оператора мобильной связи - ОАО «МТС», ОАО «Билайн» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85,9% общего количества абонентов в стране. Как показано в таблице 1, на 31 декабря 2010 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, доля Билайна - 31,7% и доля МегаФона - 19,5%. Оставшиеся 15,1% делят между собой различные региональные операторы.
Место |
Оператор |
Российские Абоненты (тыс.) |
Доля на российском рынке по количеству абонентов (%) |
1. |
МТС |
51 222 |
33,7% |
2. |
ВымпелКом |
48 141 |
31,7% |
3. |
МегаФон |
29 604 |
19,5% |
4. |
Уралсвязьинформ |
4412 |
4,3% |
5. |
Те1е2 |
6 475 |
2,9% |
6. |
Группа СМАРТС |
3 649 |
2,4% |
7. |
Сибирьтелеком |
3 140 |
2,1% |
8. |
Нижегородская Сотовая |
1 257 |
0,8% |
9. |
Сотовая связь - МОТИВ |
1 079 |
0,7% |
10. |
Новая телефонная компания |
763 |
1,4% |
Таблица 1- Доля ОАО «МегаФон» на рынке мобильной связи
В каждом из российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг [9, c. 304].
Риск снижения объема реализации в результате падения спроса или потребности на бренд (риск невостребованности). На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.
Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек.
Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.
В особую группу можно выделить имущественные риски - вероятность повреждения, уничтожения, потери как основных, так и оборотных средств принадлежащих предприятию, вследствие чего предприятие несет материальные и денежные потери, а также возникает потребность в восстановлении или приобретении нового имущества. Основными причинами возникновения имущественного риска являются:
Наиболее часто перед
Компанией стоит риск вхождения
в договорные отношения с недееспособными
или неплатежеспособными
Неплатежеспособность покупателя выявляется в процессе выполнения Компании «Мегафон» своих обязательств по предоставлению связи или после оказания услуг, т.е. когда Компания понесла определенные убытки по неоплате абонентом предоставленной ему услуги связи.
Существует и риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, т. е корпоративных клиентов. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по их вине, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами.
Риски возникновения непредвиденных расходов возникают в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги). К причинам этого риска можно отнести изменение политики ценообразования у поставщиков ресурсов, с которыми у предприятия заключены долгосрочные договоры.
Так как производственно-
Также в деятельности Компании «Мегафон» присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств (риск природных бедствий).
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ОАО «МЕГАФОН»
3.1 Пути минимизации рисков предприятия на рынке
Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы Компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.
Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском и мониторинга среды. Проект организации системы управления риском Компании ОАО «Мегафон» предусматривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдела по управлению риском и мониторингу среды.
Необходимо чтобы отдел
управления риском включал в себя
следующие задачи: мониторинга среды
предприятия и среды его
Отдел управления риском должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от рисков.
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем: